Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотреть вопросы современной финансовой системы России, определить место и роль финансовой системы России, раскрыть сущность и структуру современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Задачи:
- дать обзор финансовой системе России как экономического элемента;
- раскрыть основные звенья финансовой системы;
- рассмотрение функции финансов;
- раскрытие сущности финансов как элемента денежных отношений;
- сформулировать особенности финансовой системы России;
- подвести итог и сделать вывод финансовой системы России.

Содержание

Введение 3
1.Основная часть 5
1.1.Состав финансовой системы. 5
1.2. Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды. 10
1.3. Государственный кредит. 18
1.4. Фонды страхования. 24
1.5.Особенности финансов хозяйствующих субъектов. 28
2.Аналитика финансовой системы РФ 31
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Финансы курс.р..doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Соблюдение перечисленных принципов бюджетной системы позволяет правильно организовать бюджетный процесс и обеспечивает исполнение всех функций бюджета.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета [12, 80c.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Государственный кредит

Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием  многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные  финансовые ресурсы хозяйственных  структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите - гарантированных займах.

Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, срочности и платности (в порядке исключения может использоваться беспроцентный заем ресурсов) предоставляемых взаймы средств, ему присущи все свойства кредита. Однако имеются и отличия [16, 167c.]. Его, например, нельзя смешивать с банковским кредитом, при котором ссудный фонд используется для кредитования предприятий и организаций в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, заемщиками могут выступать и частные лица. Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения производимой стоимости прибавочного продукта. При государственном же кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит, связан с движением бюджетных средств, поэтому выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения   стоимости   валового   общественного   продукта   и   части национального богатства. В сферу государственных кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Объективная необходимость  использования государственного кредита  на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Целесообразность использования  государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население также может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения.

Аналогичные тенденции  имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Большие временные колебания  в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь  место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита.

Таким образом, как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита и совмещает их особенности.

В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов [5, 43c.].

Сущность государственного кредита как экономической категории  раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.

Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. Деятельность государства в качестве гаранта приводит к изменению величины централизованных фондов в том случае, если заемщик, которому предоставлена гарантия, не выполнил свои обязательства. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Государственный кредит выполняет фискальную и регулирующую функции. Фискальная функция, как звено системы государственных финансов, государственных кредит обслуживает формирование и использование централизованных фондов денежных средств государства, а именно государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Через распределительную        функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Распределение осуществляется между:

•  федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

•  региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

•  международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

•  иностранными юридическими и физическими лицами, федеральным и региональными бюджетами;

•  федеральным, региональными, местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Государственный кредит выполняет фискальную и регулирующую функции.

Фискальная функция, как  звено системы государственных  финансов, государственных кредит обслуживает  формирование и использование централизованных фондов денежных средств государства, а именно государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в воздействии государства на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег капиталов и занятость. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов, когда выделение денежных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, наиболее эффективно использовать их на возвратной и платной основе. Регулирующая функция проявляется при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п. С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное использование бюджетных ссуд.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов и имеет свои специфические черты, порожденные особенностям этой категории. Контроль осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Контроль осуществляется за:

• движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

•   соблюдением условий кредитного договора;

•   целевым использованием заемщиком выделенных средств;

•   выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и т.д.

Мобилизуемые с помощью  государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ [4, 172c.]. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Фонды страхования

Страхование представляет собой один из элементов финансовой системы государства. Сущность страхования  как звена финансовой системы  заключается в его относительной  самостоятельности и одновременно в невозможности функционирования без взаимодействия с другими финансово-правовыми институтами. В частности, аккумулирование страховых фондов происходит посредством движения денежных средств от финансов предприятий или бюджетной системы; распределение страховых выплат означает обратное движение денежных средств из бюджетной системы или специальных страховых фондов.

Страхование – это  совокупность экономических отношений, возникающих на основе замкнутого, безвозвратного перераспределения финансовых ресурсов во времени и в пространстве, по поводу формирования страхового фонда и его использования для возмещения вероятного ущерба, населенного экономическим субъектам в результате непредвиденных неблагоприятных событий [12, 190c.].

Современной страховой  практикой выработаны три основные формы организации страхового фонда:

- государственный централизованный  страховой фонд;

- фонд самострахования;

- фонд страховой компании.

1. Государственный централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов. Назначение этого фонда - возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших крупные разрушения и большие человеческие жертвы. Государственный централизованный страховой фонд формируется как в натуральной, так и денежной форме. В натуральной форме он представляет собой постоянно возобновляемые запасы продукции, материалов, сырья, топлива, продовольствия по определенной номенклатуре, размещаемые на специальных базах. Это стратегические запасы (все, что имеет отношение к стратегическим запасам, составляет государственную тайну), которые находятся в ведении Госкомитета РФ по государственным резервам.

Государственный централизованный страховой фонд в денежной форме - это централизованные государственные финансовые резервы, являющиеся достоянием государства. Прерогатива распоряжаться ими принадлежит правительству. Ресурсы общегосударственного централизованного страхового фонда привлекались, например, для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении и др. Проблемы безопасности производства и защиты окружающей среды от вредных воздействий техносферы ставит перед человеком новые задачи. Рост масштабов и концентрация производства ведут к накоплению источников потенциальной опасности. Через страховой фонд, встроенный в структуры народно-хозяйственного комплекса, достигаются определенные гарантии мобильности и гибкости хозяйственного механизма, возможности устранить или ограничить факторы техногенного риска.

2. Фонд самострахования - как правило, это децентрализованный, организационно-обособленный фонд преимущественно в виде натуральных запасов хозяйствующего субъекта. Вместе с тем возможна и денежная форма фонда самострахования, т.е. создаются резервные фонды, предназначенные для покрытия убытков.

Фонд самострахования  дает возможность преодолеть временные  затруднения в процессе производства. При переходе к рыночной экономике  значительно расширяются границы  самострахования. Его новая модель трансформируется в фонд риска, который  создается государственными предприятиями и фирмами, акционерными обществами для обеспечения их деятельности при неблагоприятно складывающейся экономической конъюнктуре. Он создается на случай задержки заказчиками причитающихся платежей за поставленную продукцию, недостатка оборотных средств и т.д. В условиях рынка предприятия функционируют в неустойчивой и постоянно изменяющейся экономической среде: меняются цены на производимую продукцию, приобретаемые материальные ресурсы, условия получения банковских ссуд, соотношение спроса и предложения, другие факторы хозяйственной деятельности. В тоже время через фонд самострахования хозяйствующие субъекты стремятся обеспечить себе устойчивое развитие, возможность работать без финансовых и производственных срывов.

Информация о работе Финансовая система России