Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение

1.Структура финансовой системы.
2.Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды.
3.Государственный кредит.
4.Фонды страхования.
5.Особенности финансов хозяйствующих субъектов.


Библиографический список.


Заключение.

Работа состоит из  1 файл

финансы курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Алтайский государственный аграрный университет 
 

Кафедра «Финансы, кредит и денежное обращение» 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

Тема: «Финансовая  система России» 

  Выполнила: студентка  «Учетно-финансового факультета»

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

заочное обучение, II курс (ускоренный)

II поток, группа 8873С

Некрасова Надежда Андреевна 

Проверил: В.И.Роженцев

 
 
 

Барнаул 2010г.

Содержание:

           Введение

  1. Структура финансовой системы.
  2. Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды.
  3. Государственный кредит.
  4. Фонды страхования.
  5. Особенности финансов хозяйствующих субъектов.
 

Библиографический список. 

Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Тема  курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

     Финансы - это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

     Считается, что понятие финансовой системы  является развитием более общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

     - недостаточные темпы развития  экономики;

     - диспропорции развития экономической  системы;

     - отставание в адаптации к изменениям  к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

     - излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

     - низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума и др.

     Финансовую  систему будем рассматривать  как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

     В последние годы вопросами создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

     Так, западные крупные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и не инфляционного национального продукта 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Структура финансовой системы.

     Финансовая система любого государства - это совокупность финансовых отношений, то есть способов и методов обращения, распределения и использования денежных средств. Субъектами этих отношений являются финансы предприятий, страховых организаций и государственные финансы. Правовую основу финансовой системы России составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", другие законы и указы Президента РФ.

Финансовые  отношения принято делить на три крупные сферы:

  1. финансы коммерческих и некоммерческих организаций и учреждений;
  2. страхование;
  3. государственные финансы.

     Каждая  сфера, в свою очередь, делится на несколько уровней. Так, в сфере  финансов предприятий (учреждений, организаций) можно выделить:

  • финансы коммерческих предприятий;
  • финансы некоммерческих учреждений и организаций;
  • финансы общественных объединений. В страховании различают:
  • социальное страхование;
  • имущественное;
  • личное страхование;
  • страхование ответственности;
  • страхование предпринимательской деятельности.

Государственные финансы подразделяют на:

  • государственный бюджет;
  • внебюджетные фонды;
  • государственный кредит.

     Все это в совокупности и называется финансовой системой. Одним из самых значимых звеньев финансовой системы можно считать государственный бюджет. С ним связаны все другие сферы финансовых отношений. Эта связь обусловлена тем, что в бюджете страны сконцентрирована значительная часть национального дохода, и правительство способно оказывать помощь, остальным участникам финансовых отношений, выделяя дотации, субсидии, субвенции и т.п.

     Не  меньшее значение имеют финансы  хозяйствующих субъектов, а именно коммерческих организаций. Здесь аккумулируется основная часть финансовых ресурсов. Ведущую роль в этом процессе играют банки. Это связано со спецификой их коммерческой деятельности. Полученные у населения и организаций деньги они перераспределяют в виде кредитов между другими участниками рынка. Таким образом, банковское кредитование является составной частью финансовых отношений. Рассмотрим основные понятия банковского кредита и его принципы.

     Финансовая  система - совокупность финансово-кредитных  учреждений и организаций, а также  связывающих их финансовых отношений.

     В экономической и юридической  литературе финансовая система, ее структура определяются авторами по-разному.

Финансовая система экономистами рассматривается как совокупность:

- Финансов предприятий, учреждений, организаций;

- страхования;

- государственных  финансов.

     В свою очередь финансы предприятий, учреждений, организаций подразделяются: на финансы коммерческих организаций, некоммерческих и общественных объединений.

     Страхование делится на: социальное, личное, имущественное, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Государственные финансы включают в себя:

- Государственный бюджет;

- Внебюджетные фонды;

- Государственный кредит.

     В юридической литературе авторы либо воспроизводят выше рассмотренную структуру финансовой системы с некоторыми изменениями, либо предлагают иную структуру, отражающую особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Финансовая система, как совокупность финансовых институтов, в указанных случаях состоит  из следующих звеньев:

- бюджетная система  с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

- внебюджетные  целевые фонды (некоторые авторы  подразделяют их на централизованные  целевые фонды и децентрализованные  целевые фонды);

- финансы хозяйствующих  субъектов и отраслей народного  хозяйства;

- имущественное  и личное страхование;

- кредит (государственный  и банковский).

Определяя структуру  финансовой системы России, целесообразно, по моему мнению, учесть имеющуюся  норму закона. В соответствии с  Законом РСФСР “Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 года в финансовую систему РФ включается бюджетная система, а также финансы юридических и физических лиц. Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие исключительную роль в обеспечении социальной защищенности граждан, как Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В финансовую систему  включаются и негосударственные  фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды  страховых организаций; фонды иных юридических лиц.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2268 предусмотрено, что государственные внебюджетные фонды, кроме перечисленных выше внебюджетных фондов, консолидируются с федеральным бюджетом. Государственные внебюджетные фонды (экологический фонд, дорожные фонды, фонд развития таможни и другие), консолидируемые с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, сохраняют свое целевое использование (назначение).

Структура финансовой системы РФ:

  • Бюджетная система;
  • Федеральный, региональные и местные бюджеты;
  • Внебюджетные специальные фонды;
  • Пенсионный фонд;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • Государственный фонд занятости населения и др.
 
 
 

2.Бюджетная  система и внебюджетные фонды.

     В Бюджетном кодексе (Федеральный  закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ) дано следующее  определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

     Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ - это совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:

     - I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

     - II уровень - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

     - III уровень - местные бюджеты.

     Помимо  вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Финансовая система России