Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение

1.Структура финансовой системы.
2.Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды.
3.Государственный кредит.
4.Фонды страхования.
5.Особенности финансов хозяйствующих субъектов.


Библиографический список.


Заключение.

Работа состоит из  1 файл

финансы курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)
lign="justify">     Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:

     1. Принцип единства бюджетной системы,  который обеспечивается единством  бюджетного законодательства, денежной  системы, бюджетной классификации,  форм бюджетных документов и  бюджетной отчетности, бюджетной  политики и т.п.

     2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

     3. Самостоятельность бюджетов всех  уровней, выражающаяся в наличии  у каждого бюджета своих источников  доходов, в праве каждого бюджета  самостоятельно расходовать их  по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

     4. Принцип сбалансированности бюджета  означает, что объем расходов  должен быть равен объему доходов  плюс источники финансирования  дефицита бюджета (размер дефицита  бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.

     5. Принцип эффективного и экономного  использования бюджетных средств. 

     6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).

     7. Принцип полноты отражения доходов  и расходов бюджетов означает  необходимость их отражения в  бюджетах в полном объеме и  в обязательном порядке.

     8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

     9. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства  выделяются в адрес конкретных  получателей с обозначением цели  их использования.

     Основным  методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются  бюджеты, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

     - для составления, утверждения и исполнения бюджета;

     - контроля за выделением и использованием  бюджетных средств;

     - обеспечения сопоставимости показателей  бюджетов всех уровней;

     - составления консолидированных  бюджетов всех уровней.

     Министерство  финансов РФ утвердило "Указания о  порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Классификация доходов бюджета:

     Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.

     Доходы  целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные  фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Классификация расходов бюджета:

     Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы.

     Функциональная  классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление  бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка  имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые  статьи и виды расходов.

Разделы:

     - государственное управление и  местное самоуправление;

     - судебная власть;

     - международная деятельность;

     - национальная оборона;

     - правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности государства;

     - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

     - промышленность, энергетика и строительство;

     - сельское хозяйство, рыболовство  и др.

     Ведомственная классификация - это группировка  расходов, отражающая распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

     Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

     Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

     Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

     В категорию "Предоставление кредитов за вычетом погашений" включается группа "Предоставление кредитов".

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

     - финансирование дефицита бюджета  за счет кредита Центрального  банка РФ и изменения остатков  средств бюджета;

     - государственные ценные бумаги;

     - бюджетные ссуды, полученные от  государственных внебюджетных фондов;

     - бюджетные ссуды, полученные от  бюджетов других уровней;

     - прочие источники внутреннего  финансирования;

     - поступления от продажи имущества,  находящегося в государственной и муниципальной собственности;

     - государственные запасы драгоценных  металлов и драгоценных камней.

     Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка  заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

     - кредиты международных финансовых  организаций;

     - кредиты правительств иностранных  государств, предоставленные РФ;

     - кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

     - изменение остатков средств бюджета  на счетах в банках в иностранной  валюте;

     - прочее внешнее финансирование.

Классификация государственных долгов РФ и субъектов  РФ

     Государственные долги делятся на внутренние и внешние. Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

     - целевые займы и вклады;

     - государственные внутренние займы  1991 и 1992 гг.;

     - государственный внутренний долг  РФ, принятый от бывшего СССР;

     - казначейские обязательства;

     - государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

     - ГКО;

     - ОФЗ-ПК и т.д. 

     Классификация видов государственного внешнего долга  РФ - это группировка государственных  внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с  законодательством РФ. Классификация  состоит из группы "Государственный внешний долг РФ", включающая следующие подгруппы:

     - кредиты, полученные от правительств  иностранных государств;

     - кредиты, полученные от иностранных  коммерческих банков и фирм;

     - кредиты, полученные от международных  финансовых организаций.

Внебюджетные фонды

     Внебюджетные  средства - это финансовые ресурсы  государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении органов государственной власти соответствующего уровня и концентрируются в специальных фондах, предназначенных для финансирования определенных мероприятий. Таким образом, внебюджетные фонды - это способ организации государственных финансовых ресурсов.

     Необходимость создания внебюджетных фондов состоит  в следующем: в рамках бюджета  практически отсутствует закрепленность доходов за конкретными видами расходов, существует возможность перелива средств по статьям расходов, сокращения финансирования по важным статьям расходов, в частности, социальным. Выходом из такой ситуации является формирование финансовых ресурсов за пределами бюджета и использование их для финансирования отдельных общественных потребностей на основе оперативной самостоятельности.

Информация о работе Финансовая система России