Финансовая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 21:16, курсовая работа

Описание

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Содержание

Введение

1.Структура финансовой системы.
2.Бюджетная система и внебюджетные целевые фонды.
3.Государственный кредит.
4.Фонды страхования.
5.Особенности финансов хозяйствующих субъектов.


Библиографический список.


Заключение.

Работа состоит из  1 файл

финансы курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

     Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

          Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита:

  • наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  • аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов);
  • возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.

     Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Российской Федерации, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит). Принципы срочности, возвратности и возмездности, лежащие в основе отношений по государственному кре, характерны для любых кредитных отношений. Однако между государственным и банковским креди имеются существенные различия. Основная, особенность государственного кре заключается в непроизводительном использовании капитала. Ведь средства, привлекаемые при таком кредите, обычно не участ в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а идут на покрытие бюджетного дефици. Средствами для погашения процентов за пользование государ и муниципальным кредитом служат либо налоги, либо новые займы. К. Маркс называл государственный кредит антици (взятыми заранее) налогами.

     Характерной чертой банковского кредита является производи­тельно использование ссудного фонда. Это позволяет не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения в процессе производства прибавочной стоимости. В отношениях банковского кредита участвуют две стороны: банк — в роли кредитора (заимо), юридические и физические лица — в роли заемщиков. При государственном кредите заемщиком, как пра, всегда является государство.

     Если  отношения банковского кредита  имеют своим следствием заключение между сторонами договора банковской ссуды, отно к объекту гражданско-правовых отношений, то резуль госкредитных операций выступает внутренний государственный долг, являющийся объектом финансовых правоотношений.

     Государственный кредит  представляет отношения  вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.  Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд  (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы). Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.

     В последнее время государство  в отношениях по госкредиту выступает  в роли не только заемщика, но и кредитора. Так, государство на безвозмездных либо льгот условиях предоставляет казначейские ссуды предприятиям, учреждениям, организациям, деятельность которых имеет важное значение для всего общества в целом, либо в целях стабилизации экономики страны. Примером может служит Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» № 1484 от 8 июля 1994 г.

     Итак, государственный кредит — это  совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых  государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.

      
 
 
 
 
 

4.Фонды  страхования. 

     Обязанностями Фонда Социального Страхования  РФ является контроль над использованием средств социального страхования и организация исполнения ежегодно утверждаемого федеральным законом бюджета.

     Финансовая  устойчивость системы базируется на грамотном перераспределении средств  между региональными фондами  социального страхования. Среди  приоритетных задач ФСС РФ и его региональных отделений – разработка и реализация государственных программ по укреплению здоровья россиян и совершенствованию всей системы социального страхования; вопросы безопасных условий труда и охраны здоровья трудящихся.

     Фонды социального страхования – законодательство.

     Система социального страхования в нашем  государстве имеет давние корни. В настоящее время отделения  ФСС России строят свою деятельность на основе следующих документов:

     1) Постановление Совмина РСФСР  и Федерации независимых профсоюзов  от 25.12.1990 №600/9-3. В данном законодательном документе определен порядок финансирования расходов фондов социального страхования Российской Федерации. На основании этого Постановления был создан внебюджетный Фонд социального страхования РФ, который с 1993 года выполняет функции кредитно-финансового учреждения при Правительстве РФ.

     2) Указ Президента России «О  фонде социального страхования  РФ», принятый 07.08.1992 №822.

     3) Указ Президента России «Об  управлении государственным социальным  страхованием в РФ», принятый 28.09.1993 №1503.

     4) Постановление Правительства России  №1094 «Вопросы Фонда социального  страхования РФ» от 26.10.1993.

     5) Действующее Положение о Фонде  социального страхования и его  региональных отделениях, имеющее  силу законодательного документа. 

     Российская  система обязательного социального  страхования функционирует под  эгидой Правительства Российской Федерации, основываясь, кроме вышеперечисленных  законов, на Конституции страны (см. Статью 13, пункт 1 ФЗ №165 Об основах обязательного  социального страхования, от 16.07.1999).

     Фонды социального страхования и их функции

     Региональные  отделения РФСС обладают сводом обязанностей. Функции их состоят в следующем:

     1. Исполнение годового бюджета.

     2. Выплата пособий.

     Через структурные подразделения фондов социального страхования происходит выплата пособий женщинам по беременности и родам; временной нетрудоспособности; единовременного пособия при рождении детей и ежемесячного – по уходу за ребенком до полутора лет; пособия по уходу за детьми-инвалидами и при усыновлении; пособия на погребение. Также, фонды социального страхования производят оплату медицинской, профессиональной и социальной реабилитации работников, оплачивают путевки в санатории и другие лечебно-профилактические учреждения, детские оздоровительные путевки.

     2. Обеспечение социального страхования.

     Одной из функций фондов социального страхования  является обеспечение обязательного  страхования от профессиональных заболеваний  и несчастных случаев на производстве; обеспечение беременных родовыми сертификатами; организация углубленных медосмотров для занятых на опасных и вредных производствах; организация санаторно-курортного лечения для существующих категорий льготников; снабжение инвалидов, ветеранов труда и Великой Отечественной войны техническими средствами реабилитации.

     3. Финансирование.

     Фонды социального страхования осуществляют комплекс превентивных мер, направленных на сокращение профессиональных заболеваний  и травматизма на производстве. Граждане, пострадавшие в результате ядерных  испытаний и подвергшиеся воздействию радиации (например, в Чернобыльской зоне) получают социальную реабилитацию и поддержку также из средств фондов социального страхования.

     Система социального страхования в Российской Федерации постоянно прегрессирует. Серьезным достижением можно считать улучшение демографической ситуации и повышение рождаемости в регионах России. Возможности фондов социального страхования в плане выплаты пособий стимулируют россиянок рожать не только первого, но и последующих детей, не беспокоясь о своем материальном обеспечении во время нахождения в декретном отпуске и после него.

     Продолжает  совершенствоваться система оплаты временной нетрудоспособности (больничных листов). Ежегодные бюджеты региональных фондов социального страхования  растут, при их формировании учитывается коэффициент инфляции, совершенствуется контроль над расходом средств фондов на цели, предусмотренные утвержденными бюджетами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.Сущность финансов хозяйствующих субъектов.

     Финансы хозяйствующих субъектов, к которым  относятся коммер ческие и некоммерческие организации, представляют собой выражае мые в денежном измерителе экономические отношения, возникающие в процессе учреждения этих организаций, в ходе производства и реа лизации продукции, оказания работ и услуг, формирования оборот ных и внеоборотных активов, привлечения различных источников фи нансирования, распределения и использования привлеченнных средств.

     Таким образом, финансы хозяйствующих  субъектов как часть об щей  финансовой системы охватывают процессы создания, распреде ления и использования валового внутреннего продукта в стоимостном намерении.

     В процессе управления предприятием, организацией, учреждением и соответственно их финансовой деятельностью важную роль играет устанавливаемый Гражданским  кодексом РФ их статус юридического лица. т. е. лица, которое имеет в собственности, хозяйственном веде нии или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает но своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуществен ные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

     В соответствии с действующим законодательством  предприятие, организация, учреждение представляет собой единый имущественный  комплекс, который в ходе хозяйственной  деятельности может входить в хозяйственные взаимоотношения, быть объектом залога, аренды и других сделок, связанных с отчуждением, установлением, изменением и прекращением вещных прав. Это находит адекватное отражение в денежном обороте предприятия, учреждения, организации.

     Юридическое лицо должно иметь самостоятельный  баланс или смету и вести предусмотренную  законодательством финансовую от четность, отражающую хозяйственную деятельность.

     Извлечение  прибыли как основная цель деятельности является отличительной чертой коммерческой организации; некоммерческая организация (учреждение) такую цель в качестве основной не пре следует и полученную прибыль между учредителями и участниками не распределяет.

     Коммерческие  организации (предприятия) в настоящее  время соз. даются в одной из следующих организационно-правовых -форм: хозяй ственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия.

Информация о работе Финансовая система России