Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:27, курсовая работа
Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизмы, и как она функционирует. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определённая и специально предназначенная сумма денежных средств. Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система, и тем больше её финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую манёвренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
Введение……………………………………………………………………..3
1 Сущность финансовой системы и его роль в экономике………………6
1.1 Понятие и функции финансовой системы…………………………….6
1.2 Структура финансовой системы Российской Федерации…………..13
2. Теоретические основы финансового рынка…………………………...17
2.1 Сущность финансового рынка, его роль и значение………………..17
2.2 Структура финансового рынка в Российской Федерации…………..20
3. Взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка……………24
3.1 Основные принципы взаимодействия финансовой системы
и финансовонго рынка……………………………………………………..24
3.2 Основные направления развития мировой финансовой системы
и финансового рынка……………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………...35
С точки зрения функционального подхода понятие финансовой системы по своему содержанию мало меняется в зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом
неизменны и соответствуют определению финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:
- распределение и
- обеспечение взаимодействия
При этом имеется в виду, что
предназначенность финансовой системы
заключается в установлении такого
количественного и
Цель и задачи определяют функции финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической категории.
Часть экономистов считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.
Часто в экономической литературе
встречаются мнения о том, что
финансы выражают перераспределительные
отношения (в основном бюджетные), и,
следовательно, функция финансовой
системы состоит в
Некоторые исследователи
выделяют следующие функции
- обеспечение способов
- обеспечение способов
- обеспечение способов клиринга и осуществления расчётов, способствующих торговле (расчетно-платежная функция);
- обеспечение механизма
- информационная поддержка (
При этом предполагается, что основной
функцией любой системы является
управление. С помощью финансовой
системы реализуются также
Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.
1.2 Структура финансовой системы Российской
Федерации
Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:
- совокупность финансовых
- совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.[4]
Централизованные финансы
Федеративное устройство России включает
три уровня управления: федеральный
уровень, уровень субъектов Федерации
и местный уровень (органов местного
самоуправления). Каждый из них предполагает
наличие собственных
Бюджетная система РФ также включает три уровня:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
• бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов
• бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты)
Федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и принимаются в форме
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые предоставляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Структура бюджета (т.е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.
Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Главная причина их создания -- необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства, а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов».
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Такое отнесение является достаточно условным, т.к. государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита.
2. Теоретические основы финансового рынка
2.1 Сущность финансового рынка, его роль и значение
Функционирование рыночной экономики основано на функционировании разнообразных рынков, которые можно сгруппировать в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров и услуг) и рынки трудовых и финансовых ресурсов.
На рынке финансовых ресурсов встречаются
такие рынки, в которых в процессе
хозяйствования возникает потребность
в средствах для расширения их
деятельности, а также такие, в
которых накапливаются
Передача в пользование
Торговля финансовыми активами
между участниками рынка
В общем виде основных участников финансовых рынков можно представить следующим образом:
ИНВЕСТОРЫ, в роли которых могут выступать государство, юридические и физические лица, располагающие свободными финансовыми ресурсами, направляемыми на соответствующие рынки в целях последующего извлечения прибыли;
РАСПОРЯДИТЕЛИ, в роли которых выступают специализированные финансовые структуры (банки, страховые компании, посредники на фондовом рынке), осуществляющие мобилизацию финансовых ресурсов инвесторов и обеспечивающие их распределение среди пользователей за соответствующую плату, часть из которой составляет их собственное комиссионное вознаграждение:
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ - государство, юридические, физические лица, приобретающие на различных основаниях необходимые им финансовые ресурсы на соответствующем финансовом рынке и оплачивающие право на их использование.
Финансовые рынки выполняют ряд важных функций:
1. обеспечивают такое
На финансовом рынке каждый из инвесторов имеет определенные соображения относительно доходности и риска своих будущих вложений в финансовые активы. При этом, конечно, им учитывается существующая на финансовом рынке ситуация: минимальные процентные ставки и уровни процентных ставок, которые отвечают разным уровням риска. Эмитенты финансовых активов для того, чтобы быть конкурентоспособными на финансовом рынке, стремятся обеспечить инвесторам необходимый уровень доходности их финансовых вложений. Таким образом, на эффективно действующем финансовом рынке формируется равновесная цена на финансовый актив, которая удовлетворяет и инвесторов, и эмитентов, и финансовых посредников.
2. вводят механизм выкупа у
инвесторов надлежащих им