Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание

Финансовая система занимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны в значительной мере зависит от ее состояния. В связи с этим необходимо осознавать всю важность этой системы, разбираться, каким образом действует ее механизмы, и как она функционирует. В рамках элементов финансовой системы формируются финансовые ресурсы как количественно определённая и специально предназначенная сумма денежных средств. Чем более развиты рыночные отношения, чем сложнее и многообразнее экономические связи в государстве, тем сложнее финансовая система, и тем больше её финансовые ресурсы. Развитость и размер финансовых ресурсов обеспечивают более широкую манёвренность государства в выполнении внутренних и внешних экономических функций. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1 Сущность финансовой системы и его роль в экономике………………6
1.1 Понятие и функции финансовой системы…………………………….6
1.2 Структура финансовой системы Российской Федерации…………..13
2. Теоретические основы финансового рынка…………………………...17
2.1 Сущность финансового рынка, его роль и значение………………..17
2.2 Структура финансового рынка в Российской Федерации…………..20
3. Взаимосвязь финансовой системы и финансового рынка……………24
3.1 Основные принципы взаимодействия финансовой системы
и финансовонго рынка……………………………………………………..24
3.2 Основные направления развития мировой финансовой системы
и финансового рынка……………………………………………………...29


Заключение…………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………...35

Работа состоит из  1 файл

курсовая Рустам2.docx

— 55.94 Кб (Скачать документ)

С точки зрения функционального  подхода понятие финансовой системы  по своему содержанию мало меняется в  зависимости от государственного устройства. Функции финансовой системы остаются стабильными, в целом

неизменны и соответствуют определению  финансов, как совокупности денежных отношений. Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

- распределение и перераспределение  валового внутреннего продукта  посредством осуществления комплекса  коммерческих, финансовых и фискальных  операций, влияя, таким образом,  на темпы и направленность  экономического и социального  развития страны или региона;

 

- обеспечение взаимодействия между  государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и  населением в процессе формирования  и использования централизованных  и децентрализованных денежных  фондов.

При этом имеется в виду, что  предназначенность финансовой системы  заключается в установлении такого количественного и качественного  взаимодействия органов государственного управления с хозяйствующими субъектами, которое бы отвечало целям финансовой системы. Куцури Г.Н. утверждает, что  основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета . Другие исследователи при определении цели финансовой системы не акцентируют внимания на государственных финансах, определяя, что основной целью является трансформация из накопленного капитала (сбережений) в инвестиции .

Цель и задачи определяют функции  финансовой системы, которые выражают сущность финансов как экономической  категории.

 

Часть экономистов считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.

Часто в экономической литературе встречаются мнения о том, что  финансы выражают перераспределительные  отношения (в основном бюджетные), и, следовательно, функция финансовой системы состоит в перераспределении.

   Некоторые исследователи  выделяют следующие функции финансовой  системы :

- обеспечение способов перемещения  экономических ресурсов во времени,  через границы государств и  из одних отраслей в другие;

- обеспечение способов управления  рисками;

- обеспечение способов клиринга  и осуществления расчётов, способствующих  торговле (расчетно-платежная функция);

- обеспечение механизма объединения  финансовых ресурсов и разделения  владения в различных предприятиях (паевого участия в капитале);

- информационная поддержка (снабжение  ценовой информацией, позволяющей  координировать децентрализованный  процесс принятия решений разных  отраслях экономики) .

При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции  экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким  образом, финансовая система - это сложное  финансово-экономическое образование  в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также  экономических отношений между  ними.

Никто и ничто так больно не чувствует  кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Роль финансовой системы в экономике  страны очень велика, и от правильного  исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

 

            1.2 Структура финансовой системы Российской Федерации                        

 

Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в  себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

- совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует  образованию и использованию  соответствующих денежных фондов;

- совокупность государственных  органов и учреждений, осуществляющих  в пределах своей компетенции  финансовую деятельность.[4]

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным  и муниципальным кредитом. В Бюджетном  кодексе РФ бюджетная система  определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Бюджетный  кодекс Российской Федерации. Федеральный  закон от 31.07.1998г. №145-ФЗ Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся  в государственной собственности  или собственности органов местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы  России регламентируется Бюджетным  кодексом РФ.

Федеративное устройство России включает три уровня управления: федеральный  уровень, уровень субъектов Федерации  и местный уровень (органов местного самоуправления). Каждый из них предполагает наличие собственных представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, а также наличие  собственного бюджета. Бюджеты являются финансовой основой управления государственных  и муниципальных органов власти.

Бюджетная система РФ также включает три уровня:

• федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов

• бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных  внебюджетных фондов

• бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты)

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и принимаются в форме федеральных  законов. Бюджеты субъектов РФ и  бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов утверждают в форме  законов субъектов РФ. Местные  бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В составе бюджетов могут создаваться  целевые бюджетные фонды, которые  предоставляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся  под контролем фискальных органов  власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое  направление их расходования. Структура  бюджета (т.е. соотношение отдельных  статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны, в том числе о материальном положении основной части населения.

Для целей планирования бюджетных  ресурсов составляются консолидированные  бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты  муниципальных образований, находящихся  на его территории, составляют консолидированный  бюджет субъекта РФ.

Государственные внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Главная причина их создания -- необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства, а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов). Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения. Начиная с 1999 г. многие фонды, прежде всего экономического назначения, были консолидированы с бюджетами (федеральные внебюджетные фонды с федеральным бюджетом, региональные внебюджетные фонды с региональными бюджетами). Основной причиной ликвидации фондов и консолидации их средств в бюджеты разных уровней, как правило, указывается «слабый контроль за использованием средств этих фондов».

В качестве самостоятельного звена  в системе государственных и  муниципальных финансов выделяют государственный  и муниципальный кредиты. Такое  отнесение является достаточно условным, т.к. государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита.

 

 

 

 

 

2. Теоретические основы финансового рынка

 

 

2.1 Сущность финансового рынка, его роль и значение

 

Функционирование рыночной экономики  основано на функционировании разнообразных  рынков, которые можно сгруппировать  в два основных класса: рынки выработанной продукции (товаров и услуг) и  рынки трудовых и финансовых ресурсов.

На рынке финансовых ресурсов встречаются  такие рынки, в которых в процессе хозяйствования возникает потребность  в средствах для расширения их деятельности, а также такие, в  которых накапливаются сбережения, которые могут быть использованы для инвестиций. Именно на рынке  финансовых ресурсов, или финансовом рынке, происходит перемещение средств  от тех, кто имеет их излишек, к  тем, кто требует инвестиций.[17]  При этом, как правило, средства направляются от тех, кто не может их эффективно использовать, к тем, кто использует их продуктивно. Это оказывает содействие не только повышению производительности и эффективности экономики в целом, но и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества.

Передача в пользование финансовых ресурсов на финансовом рынке оформляется  определенным финансовым инструментом. Если ресурсы передаются на условиях займа, это оформляется соответствующими инструментами займа -- долговыми  ценными бумагами (облигациями, векселями, сберегательными сертификатами  и т.п.) или разными видами кредитных  инструментов. Если инвестор вкладывает средства в акционерный капитал, то такая операция оформляется инструментами  собственности -- акциями. Платой за предоставленные  в заем ресурсы выступает процент, а при бессрочном инвестировании средств в акционерный капитал -- прибыль в виде дивидендов и  капитализированная прибыль, которая  направляется на увеличение собственного капитала корпорации.

Торговля финансовыми активами между участниками рынка происходит путем посредничества разнообразных  финансовых институтов. Именно они  обеспечивают непрерывное функционирование рынка. Финансовые посредники являются необходимыми участниками финансового  рынка, которые обеспечивают инвесторам оперативное вложение средств в  финансовые активы и изъятие средств  из процесса инвестирования. Участникам рынка, которые требуют инвестиций, финансовые посредники помогают задействовать  средства за соответствующую своей  конкурентной позиции плату. Чем  выше конкурентная позиция заемщика на рынке, тем ниже плата за пользование  финансовыми ресурсами. Наличие  на финансовом рынке большого количества финансовых посредников с широким  спектром услуг оказывает содействие обострению конкуренции между ними, а также, снижению цен на разные виды финансовых услуг.

В общем виде основных участников финансовых рынков можно представить  следующим образом:

ИНВЕСТОРЫ, в роли которых могут выступать государство, юридические и физические лица, располагающие свободными финансовыми ресурсами, направляемыми на соответствующие рынки в целях последующего извлечения прибыли;

РАСПОРЯДИТЕЛИ, в роли которых выступают специализированные финансовые структуры (банки, страховые компании, посредники на фондовом рынке), осуществляющие мобилизацию финансовых ресурсов инвесторов и обеспечивающие их распределение среди пользователей за соответствующую плату, часть из которой составляет их собственное комиссионное вознаграждение:

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ - государство, юридические, физические лица, приобретающие на различных основаниях необходимые им финансовые ресурсы на соответствующем финансовом рынке и оплачивающие право на их использование.

Финансовые рынки выполняют  ряд важных функций:

1. обеспечивают такое взаимодействие  покупателей и продавцов финансовых  активов, в результате которого  устанавливаются цены на финансовые  активы, уравновешивающие спрос  и предложение на них.

На финансовом рынке каждый из инвесторов имеет определенные соображения  относительно доходности и риска  своих будущих вложений в финансовые активы. При этом, конечно, им учитывается  существующая на финансовом рынке ситуация: минимальные процентные ставки и  уровни процентных ставок, которые  отвечают разным уровням риска. Эмитенты финансовых активов для того, чтобы  быть конкурентоспособными на финансовом рынке, стремятся обеспечить инвесторам необходимый уровень доходности их финансовых вложений. Таким образом, на эффективно действующем финансовом рынке формируется равновесная  цена на финансовый актив, которая удовлетворяет  и инвесторов, и эмитентов, и финансовых посредников.

2. вводят механизм выкупа у  инвесторов надлежащих им финансовых  активов и тем самым повышают  ликвидность этих активов. Выкуп  у инвесторов финансовых активов  обеспечивают финансовые посредники -- дилеры рынка, которые в любой  момент, если это нужно инвесторам, готовы выкупить финансовые активы, которыми они владеют. Чем эффективнее  функционирует финансовый рынок,  тем выше ликвидность он обеспечивает  финансовым активам, которые находятся  в обороте, поскольку любой  инвестор может быстро и практически  без потерь, в любой момент, превратить  финансовые активы на денежную  наличность. Финансовые посредники  всегда готовы не только выкупить  финансовые активы, но и продать  их инвесторам в случае необходимости.  Таким образом, финансовые посредники  не только обеспечивают ликвидность  финансовых активов, но и стабилизируют  рынок, противодействуют значительным  колебаниям цен, которые не  связаны с изменениями в реальной  стоимости финансовых активов  и изменениями в деятельности  эмитентов этих активов.

Информация о работе Финансовая система