Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:22, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть теоретические основы, нормативные акты, регулирующие деятельность местного самоуправления и его финансовое обеспечение, провести анализ бюджета города Гомеля.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
– дать определение финансовому обеспечению местного самоуправления;
– рассмотреть нормативные акты, регулирующие финансовое обеспечение;
Введение 4
1 Теоретические и экономические аспекты финансового обеспечения местного самоуправления в Республике Беларусь 6
2 Анализ финансового обеспечения местного самоуправления на примере города Гомеля в 2011 и 2012 году 12
3 Основные направления совершенствования финансового обеспечения местного самоуправления в Республике Беларусь 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложения 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой экономики
Финансовое обеспечение местного самоуправления в Республике Беларусь
Курсовая работа
Исполнитель
студент группы ГУ 31 _________ А.А. Дробков
Научный руководитель
кандидат экономических наук, доцент ______ Е.А. Западнюк
Гомель 2012
Реферат
Курсовая работа 27 страниц, 7 рисунков, 19 источников, 4 приложения
Ключевые слова: местное управление и самоуправление, бюджет города Гомеля, республиканский бюджет, дотации, субсидии, налоговые поступления, неналоговые поступления
Объект исследования: система местного управления и самоуправления Республики Беларусь.
Предмет исследования: совокупность отношений по финансовому обеспечению местного самоуправления в Республике Беларусь
Цель работы: рассмотреть теоретические основы, изучить нормативные акты регулирующие деятельность местного самоуправления и его финансовое обеспечение, провести анализ бюджета города Гомеля.
Методы: экономический, балансовый анализ.
Содержание
Зарубежный и отечественный опыт свидетельствуют о том, что именно местные органы самоуправления способны решать наиболее Важные для населения данной территории вопросы жизнедеятельности. Формирование эффективных органов управления представляет собой одну из ключевых задач развития Республики Беларусь, является неотъемлемым критерием демократии, действенным способом привлечения граждан к участию в решении многих дел.
В Беларуси местное самоуправление включает ряд локальных институтов, которые в совокупности, тесно взаимодействуя, призваны обеспечивать наиболее полное выражение интересов населения, его волеизъявление, удовлетворение насущных потребностей. Принципы, положенные в основу местного самоуправления в нашей стране, в значительной степени приближены к тем, на которых основывается местное самоуправление в странах Европейского союза.
В настоящее время фактором, снижающим эффективность деятельности органов местной власти, является не отсутствие полномочий, а дисбаланс между собственными финансовыми ресурсами и обязанностями, которые возложены на органы местного самоуправления. Эта проблема может быть решена путем укрепления их бюджетов и повышения экономической самостоятельности.
Все вышеперечисленное определяет актуальность темы работы.
Объектом исследования является система местного самоуправления Республики Беларусь. Предметом исследования является совокупность отношений по финансовому обеспечению местного самоуправления в Республике Беларусь.
Цель работы – рассмотреть теоретические основы, нормативные акты, регулирующие деятельность местного самоуправления и его финансовое обеспечение, провести анализ бюджета города Гомеля.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
– дать определение финансовому обеспечению местного самоуправления;
– рассмотреть нормативные акты, регулирующие финансовое обеспечение;
– проанализировать финансовое обеспечение на примере города Гомеля;
– выработать предложения по совершенствованию финансового обеспечения местного самоуправления в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются три главы. Первая глава раскрывает основное теоретическое содержание финансового обеспечения деятельности местного самоуправления. Вторая глава посвящена анализу обеспечения деятельности местного самоуправления на примере города Гомеля. В третьей главе рассмотрены основные проблемы финансового обеспечения местного самоуправления в Республике Беларусь, выработаны предложения по его совершенствованию.
Элементами научной новизны в исследовании являются:
– проведен анализ обеспечения деятельности местного самоуправления на примере города Гомеля;
– выработаны предложения по совершенствованию финансового обеспечения местного самоуправления в Республике Беларусь.
Областью возможного практического применения является деятельность по финансовому обеспечению местного самоуправления в Республике Беларусь.
При написании работы использованы нормативные документы Республики Беларусь, научные публикации, учебная литература по курсу «Государственный бюджет».
При выполнении работы использованы методы экономического, балансового анализа.
Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Беларуси [1] и в Законе Республики Беларусь от 20 февраля 1991 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [3].
Согласно статье 117 Конституции местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации
и деятельности граждан для самостоятельного
решения непосредственно или через избираемые
ими органы социальных, экономических,
политических и культурных вопросов местного
значения исходя из интересов населения
и особенностей развития административно-
Система местного самоуправления
включает местные Советы депутатов
и органы территориального общественного
самоуправления (советы и комитеты
микрорайонов, жилищных комплексов, домовые,
уличные, квартальные, поселковые, сельские
комитеты и другие органы, в том числе единоличные).
Местное самоуправление осуществляется
в границах административно-
К исключительной компетенции
местных Советов депутатов
– утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
– установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
– определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
– назначение местных референдумов [3, ст.16].
В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной. К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы. К областному территориальному уровню относятся областные Советы.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Решения местных Советов
депутатов, не соответствующие
Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими Советами депутатов, вышестоящими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом Республики Беларусь. Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях могут быть обжалованы в судебном порядке [1, ст.122].
Таким образом, в Республике
Беларусь создана и действует система самоуправления, состоящая
из трех территориальных уровней Советов:
первичных, базовых и областных. Советы
являются представительными государственными
органами на территории соответствующих
административно-
В соответствии со статьей 54 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [3], экономическую основу местного управления и самоуправления составляют коммунальная собственность, доходы от использования природных ресурсов и иные источники получения доходов местного управления и самоуправления в соответствии с законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, гражданским, налоговым, бюджетным законодательством.
Функционирование системы
местного самоуправления обеспечивает
местное хозяйство. Местное хозяйство
- предприятия, организации, учреждения
и объединения, в том числе
объекты социальной и производственной инфраструктуры, являющиеся
коммунальной собственностью административно-
Коммунальная собственность
состоит из казны административно-
Советы, исполнительные комитеты и местные администрации в пределах предоставленных им полномочий вправе:
1) привлекать с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений и объединять с бюджетными ресурсами для социального развития соответствующей территории;
2) координировать деятельность предприятий, организаций, учреждений и объединений региона в освоении новых технологий, укреплять их связи с научными учреждениями и организациями, совершенствовать организацию производства;
3) устанавливать нормативы участия предприятий, организаций, учреждений, объединений и других юридических лиц в сооружении природоохранных объектов (с учетом фактической потребности в них) и привлекать их к совместной работе по сооружению этих объектов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
4) устанавливать нормативы участия предприятий, организаций, учреждений, объединений и других юридических лиц, расположенных на подведомственной им территории, в развитии социальной и инженерной инфраструктуры соответствующего региона в соответствии с законодательством Республики Беларусь [3, ст.56].
Финансовые ресурсы органов местного управления и самоуправления состоят из бюджетных и внебюджетных средств Советов и их органов, исполнительных комитетов и местных администраций, а также средств органов территориального общественного самоуправления. При недостаточности собственных средств предусматриваются дотации и субсидии из вышестоящего бюджета.
Дотации – ассигнования из бюджета, предназначенные на покрытие плановых убытков, для сбалансирования нижестоящих бюджетов [10, с.25 ].
Субсидии – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного бюджета местным бюджетам [10, с.26].
В местные бюджеты могут также выделяться в установленном порядке из вышестоящего бюджета субвенции на выполнение целевых программ и мероприятий.
Субвенции - вид денежного
пособия местным органам власти
со стороны государства. В отличие
от дотаций, субвенции выдаются на определённые
цели при условии участия средств ме
Выделение средств в местные бюджеты производится исходя из потребностей совершенствования хозяйственной структуры, регионального развития и региональной политики.
Советы утверждают, а
исполнительные комитеты в пределах
своей компетенции самостоятель
Минимальные размеры местных бюджетов определяются на основе средне республиканского норматива бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы на одного жителя с учетом сложившейся инфраструктуры региона.
Информация о работе Финансовое обеспечение Местного самоуправления в Республике Беларусь