Финансовое обеспечение Местного самоуправления в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:22, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть теоретические основы, нормативные акты, регулирующие деятельность местного самоуправления и его финансовое обеспечение, провести анализ бюджета города Гомеля.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
– дать определение финансовому обеспечению местного самоуправления;
– рассмотреть нормативные акты, регулирующие финансовое обеспечение;

Содержание

Введение 4
1 Теоретические и экономические аспекты финансового обеспечения местного самоуправления в Республике Беларусь 6
2 Анализ финансового обеспечения местного самоуправления на примере города Гомеля в 2011 и 2012 году 12
3 Основные направления совершенствования финансового обеспечения местного самоуправления в Республике Беларусь 17
Заключение 19
Список использованных источников 20
Приложения 21

Работа состоит из  1 файл

Курсовая финансовое обеспечение МС.doc

— 795.00 Кб (Скачать документ)

Норматив бюджетной  обеспеченности - гарантированный Республикой  Беларусь в пределах имеющихся бюджетных  средств уровень финансового  обеспечения полномочий местных  исполнительных и распорядительных органов [2, п.1.40].

Местным бюджетам, собственная доходная база которых недостаточна для покрытия запланированных расходов, устанавливается норматив отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей, взимаемых на данной территории. Принцип формирования данного норматива заключается в доведении местного бюджета до минимального размера, гарантирующего среднереспубликанскую бюджетную обеспеченность на одного жителя. Данные нормативы являются долговременными. При увеличении расходов Совет самостоятельно решает вопрос сбалансированности бюджета.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2012 год» установлен минимальный норматив бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение на одного жителя по Республике Беларусь в сумме 1 902 218 рублей и по местным бюджетам — в сумме 1 343 614 рублей. [4, ст.26].

В соответствии со статьей 42 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-з «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [3] в местные бюджеты зачисляются доходы, устанавливаемые законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

В местные бюджеты  полностью засчитывается подоходный налог с граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц  без гражданства по нормативам, утверждаемым вышестоящими Советами.

В местные бюджеты, собственная база которых является недостаточной для возмещения запланированных расходов, могут производиться отчисления от следующих общереспубликанских налогов и доходов:

– налога на добавленную стоимость;

– акцизов;

– налога на доходы и прибыль предприятий, организаций, учреждений и объединений всех форм собственности.

Нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты  областей и города Гомеля утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а в соответствующие нижестоящие бюджеты – вышестоящими Советами.

В настоящее время существует некоторое противоречие между собственными финансовыми ресурсами и теми обязанностями, которые возложены на органы местного самоуправления.

С целью его устранения был принят Указ Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 года №21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения» [5].

В соответствии с Указом [5], в бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения   зачисляются:

– налог на недвижимость, исчисленный по не завершенным строительством объектам, находящимся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения (по установленным законодательством нормативам);

– земельный налог на земельные участки, находящиеся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, уплачиваемый физическими лицами;

– налог на недвижимость, исчисленный по принадлежащим физическим лицам объектам, находящимся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения;

– сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма (зачисляется только в бюджет сельсоветов);

– доходы от размещения в соответствии  с  законодательством денежных средств бюджетов первичного уровня;

– дивиденды на доли (акции), находящиеся в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения;

– доходы от перечисления части прибыли коммунальных унитарных предприятий, имущество которых находится в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения;

– доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения;

– доходы от сдачи в аренду земельных участков, находящихся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения;

– поступления от реализации имущества, находящегося в коммунальной собственности сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения;

– доходы от реализации бесхозяйного имущества и кладов, находящихся на территории сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения;

– доходы от продажи гражданам земельных участков, находящихся  на территории  сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения;

– до 50 процентов средств от реализации по решению районного, областного Совета депутатов недвижимого имущества, расположенного на территории  сельсовета, поселка городского типа, города районного подчинения, находящегося в коммунальной собственности района, области;

– государственная пошлина за совершение уполномоченными должностными лицами сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) исполнительных комитетов действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

– государственная пошлина за нотариальные действия, совершаемые уполномоченными должностными лицами сельских, поселковых, городских (городов районного подчинения) исполнительных комитетов;

– сбор с заготовителей сельскохозяйственной продукции, лекарственных трав, грибов, дикорастущих плодов и ягод, уплачиваемый плательщиком по месту нахождения объекта налогообложения.

Советы  депутатов  областного и базового территориальных уровней при утверждении соответствующих бюджетов определяют перечень местных налогов и сборов, вводимых в соответствии с законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год, полностью или частично зачисляемых в бюджеты первичного уровня.

Очевидно, что Указ [5] значительно расширил доходную базу местных бюджетов, что должно положительно сказаться на их финансовой самостоятельности.

В части расходов местных  бюджетов Советы самостоятельно:

– определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение; расходуют бюджетные средства на финансирование мероприятий по социальному и экономическому развитию соответствующей территории;

– увеличивают в пределах имеющихся у них средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты, органов внутренних дел, охраны природы, историко-культурных ценностей; устанавливают доплаты и надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам работникам этих учреждений;

– определяют дополнительные льготы и пособия при оказании помощи отдельным категориям населения, а также размеры пособий гражданам;

– устанавливают размер расходов на свое содержание, содержание исполнительных комитетов и местных администраций, в том числе фонд оплаты труда, исходя из должностных окладов и условий материального поощрения, установленных действующим законодательством Республики Беларусь;

– образуют резервные, целевые и иные фонды;

– устанавливают размер оборотной кассовой наличности;

– вводят механизм секвестра расходов местных бюджетов [3, ст.43].

Советы, исполнительные комитеты могут вкладывать имеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать займы предприятиям и иным юридическим лицам.

В местном бюджете  предусматриваются суммы, необходимые  для возврата ссуд, долгов и оплаты процентов по ним.

Доходы, дополнительно полученные при исполнении местных бюджетов, а также суммы превышения доходов  над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, полностью остаются в распоряжении Советов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению. Потери в доходах и дополнительные расходы вышестоящим бюджетом, как правило, не компенсируются. Свободные остатки средств местных бюджетов в конце года изъятию не подлежат и используются по усмотрению Совета.

Таким образом, существующее законодательство дает органам местного самоуправления достаточно большие  полномочия в области финансового  обеспечения своей деятельности. Увеличению доходов местных бюджетов служит принятие Указа Президента Республики Беларусь № 21 от 12 января 2007 года [5].

 

2 Анализ финансового обеспечения местного самоуправления на примере города Гомеля в 2011 и 2012 году

 

 

Анализ финансового  обеспечения местного самоуправления будет проведен на основании бюджета  города Гомеля на 2011 [6] и 2012 год [7]. Данные о доходах и расходах бюджета города Гомеля в 2011 и 2012 году приведены в приложениях А, Б, В, Г.

Рассмотрим доходы бюджета  города Гомеля, формы и методы их формирования, определим автономность в этом органов местного самоуправления.

При формировании доходов местного самоуправления в республике используются те же формы и методы, которые имеют место в практике многих государств. Это определение собственных и приравненных к ним доходов, отчисления в процессе бюджетного регулирования от отдельных общегосударственных налогов, дотации, субвенции и субсидии.  

В 2012 году доходы бюджета города Гомеля увеличатся на 915 338 367,6   тыс. рублей (105,90%). Это связано в первую с инфляционными процессами, которые имели место в 2011 году.

На рисунках 1 и 2 изображена структура доходной части бюджета города Гомеля в 2011 и 2012 году.

 

 

Рисунок 1 - Структура доходов бюджета города Гомеля в 2011 году [6]

 

Анализ структуры доходной части бюджета города Гомеля позволяет  сделать следующие выводы:

– и в 2011, и в 2012 году основной источник доходов бюджета города Гомеля – налоговые доходы. В 2012 году их доля значительно вырастет (10%);

– доля безвозмездных поступлений со стороны государства снизится на 7% и составит 32%. Это говорит о растущей финансовой самостоятельности местного самоуправления города Гомеля.

 

 

Рисунок 2 - Структура доходов бюджета города Гомеля в 2012 году [7]

 

На рисунках 3,4 приведена структура  важнейшей составляющей доходной части бюджета города Гомеля – налоговых доходов в 2011 и 2012 году. Большую часть налоговых доходов составляют прямые налоги – налоги на доходы и прибыль, налоги на собственность. Их доля составляет соответственно 64% и 52% в 2011 и 2012 году [6,7].

Данные изменения прямых налогов  объясняются увеличением налогов на товары в 2012 году(13%)

Такая структура налоговых доходов  абсолютно противоречит структуре  республиканского бюджета, в котором  доля прямых налогов в налоговой составляющей всего 5,14%.

 

 

Рисунок 3 - Структура налоговых доходов бюджета города Гомеля в 2011 году [6]

 

Такое яркое различие в структуре налоговых доходов  между республиканским и городскими бюджетами объясняется тем, что в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [3] в  местные бюджеты полностью засчитывается подоходный налог с граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства. Подоходный налог является основным источником налоговых доходов и формирует такую структуру налоговой составляющей доходов города Гомеля.

 

 

Рисунок 4 – Структура налоговых доходов бюджета города Гомеля в 2012 году [7]

 

 

Рисунок 5 – Структура налоговых доходов республиканского бюджета Республики Беларусь в 2012 году [4]

 

Анализ расходной части  бюджета города Гомеля целесообразно произвести по основным разделам расходов городского бюджета.

В абсолютном выражении  расходы бюджета города Гомеля в 2012 году вырастут на 913 654 852,4 тыс. рублей или 105,48%.

 

 

Рисунок 6 Структура расходов бюджета города Гомеля в 2011 году [6]

 

Большую часть расходов в 2012 году составят расходы на социальную сферу. Именно социальная сфера является наиболее стабильным объектом, который призван финансироваться по бюджетам местных сообществ. Это сложившаяся структура такой сферы, услугами которой с бюджетным обеспечением в наших условиях охватывается наиболее широкий контингент населения. Доля расходов на социальную политику в 2012 году уменьшится на 2%.

Удельный вес расходов на содержание госаппарата, обслуживание внутреннего долга органов местного самоуправления и содержание органов внутренних дел незначительно снизится в общей структуре расходов городского бюджета.

Следует отметить, что  в расходах городского бюджета на 2012 год отсутствую расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности и охрану окружающей среды. Связано это в тем, что финансирование этих сфер деятельности будет происходить из других источников.

 

 

 Рисунок 7 Структура расходов бюджета города Гомеля в 2012 году [7]

Информация о работе Финансовое обеспечение Местного самоуправления в Республике Беларусь