Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 06:03, контрольная работа
Цель контрольной работы – изучение теоретических основ планирования и прогнозирования в рыночной экономике. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Определить объекты и субъекты, цели и задачи управления финансами.
2.Дать характеристику финансовому прогнозированию. Рассмотреть методы финансового прогнозирования.
3.Дать характеристику финансового планирование. Рассмотреть планирование на государственном и хозяйственном уровнях.
4.Сделать вывод о взаимодействии финансового планирования и финансового прогнозирования.
5.Дать определение финансовому контролю. Перечислить виды и формы финансового контроля.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Целью
анализа финансово-
Цель контрольной работы – изучение теоретических основ планирования и прогнозирования в рыночной экономике. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ.
ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ.
Финансы - обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег.1
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина управление. В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или Целенаправленное влияние (воздействие), субъекта управления на объект управления.
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые предопределяются социальным строем государства, раскладом политических сил в стране и другими факторами, влияющими на перераспределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.2
Основными процедурами процесса управления финансами являются:
1)
выработка форм финансовых
2) финансовая деятельность, включающая финансовое прогнозирование, составление и исполнение финансовых планов;
3) изучение, анализ и проверка соблюдения действующих форм финансовых отношений с целью подготовки предложений для их дальнейшего совершенствования.3
Управление финансами должно осуществляться как на макроуровне (на уровне государства) так и на уровне отдельных организаций. Этот принцип обуславливается единством экономического пространства.
В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.
В качестве инструментов управления финансами выступают планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.
Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За планированием, как правило, следует этап, связанный с выполнением планов и соответственно контролем их исполнения, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты контроля и анализа дают информацию для последующего процесса планирования. Задача организации состоит в обеспечении оптимального достижения- цели посредством использования специальных организационных моделей. Если планирование и контроль являются процессами, связанными с переработкой информации, то организация занимается структурированием информационных связей. Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией.
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США — это Конгресс, в Великобритании — Парламент, в Германии — Бундестаг, во Франции - Национальное Собрание, в России — Федеральное Собрание.
В управлении финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В США к этим органам относятся Министерство финансов, Административно-бюджетное управление при Президенте. Кроме того, управление исполнением бюджета осуществляется наряду с Министерством финансов Таможенной службой, Бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входит разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, сбор налогов и пошлин.
В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ; Министсрстио финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Министерство РФ по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.4
На уровне хозяйствующего субъекта организационная структура управления финансами определяется его высшим руководством и зависит прежде всего от размеров предприятия и видов его деятельности. Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы развития компании, связанные с капитальными вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др.
В небольших предприятиях функции финансового менеджера, как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера многогранны. Главной его задачей является поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.
2.
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Важным элементом управления экономическими и социальными процессами являются планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Финансовое планирование и прогнозирование являются одним из основных элементов финансового механизма.
Обоснование
финансовых показателей, намечаемых финансовых
операций и результативность многих хозяйственных
решений достигается в процессе финансового
планирования и прогнозирования.5
2.1.
Финансовое прогнозирование
В условиях рыночной экономики прогнозирование является научно-аналитической стадией планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений и заданий плана.
Финансовое
прогнозирование – это
Прогнозирование заключается в том, чтобы определенными методами с использованием специального инструментария количественных оценок обработать имеющуюся на данный момент информацию о финансах, закономерностях их изменения, конкретных условиях их функционирования в данный момент и получить представление о направлениях их развития и состоянии в будущем.
Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет). Однако, конкретный временной горизонт каждого частного прогноза определяется в зависимости от характера изучаемого объекта; комплексные прогнозы экономического развития разрабатываются применительно к горизонтам и срокам разработки очередных планов социально-экономического развития.
Целью
финансового прогнозирования
Прогнозы
позволяют органам финансовой системы
наметить разные варианты развития и
совершенствования системы
Главные
функции финансового
- научный анализ социальных, экономических и научно-технических процессов и тенденций, объективных причинно-следственных связей социально-экономических явлений хозяйственного развития в конкретно-исторических условиях, оценка сложившейся ситуации и выявление узловых проблем хозяйственного развития;
- оценка действия этих тенденций в будущем и предвидение новых условий и проблем, требующих своего разрешения;
- выявление возможных альтернатив развития в перспективе, накопление материала для всесторонне обоснованного выбора той или иной возможности развития и принятие оптимального планового решения, обеспечивающего активное воздействие на дальнейшее развитие финансов.
Прогноз
очерчивает области и возможности,
в рамках которых могут быть поставлены
реальные задачи и цели, выявляет проблемы,
которые должны стать объектом разработки
в плане. В нем рассматриваются варианты
активного воздействия на объективные
факторы будущего развития финансов. Финансовый
прогноз – это такое исследование перспективного
развития, которое не ограничено принятым
конкретным экономическим и политическим
решением, а потому имеет предварительный,
вариантный характер, горизонты его не
ограничены рамками планируемого периода.6
2.1.1.
Методы финансового
прогнозирования состояния
хозяйствующего субъекта (предприятия)
Исходным пунктом любого из методов является признание факта некоторой преемственности (или определенной устойчивости) изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поэтому, в общем случае, перспективный анализ финансового состояния предприятия представляет собой изучение его финансово-хозяйственной деятельности с целью определения финансового состояния этого предприятия в будущем.
Перечень прогнозируемых показателей может ощутимо варьировать. Этот набор величин можно принять в качестве первого критерия для классификации методов. Итак, по набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:
1) Методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т.д.
2) Методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья (укрупненная статья) баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия. Аналитик получает максимум информации, которую он может использовать для различных целей, например, для определения допустимых темпов наращивания производственной деятельности, для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников, расчета любых финансовых коэффициентов и т. д.
Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной экономике