Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 06:03, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – изучение теоретических основ планирования и прогнозирования в рыночной экономике. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Определить объекты и субъекты, цели и задачи управления финансами.
2.Дать характеристику финансовому прогнозированию. Рассмотреть методы финансового прогнозирования.
3.Дать характеристику финансового планирование. Рассмотреть планирование на государственном и хозяйственном уровнях.
4.Сделать вывод о взаимодействии финансового планирования и финансового прогнозирования.
5.Дать определение финансовому контролю. Перечислить виды и формы финансового контроля.

Работа состоит из  1 файл

Финансы. Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной экономике.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

      Методы  прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют одну и ту же экономическую систему.

      В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно подразделить на три большие группы:

      1) Методы экспертных оценок, которые предусматривают многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Это наиболее простые и достаточно популярные методы. Применение этих методов на практике, обычно, заключается в использовании опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей предприятия. Как правило, это обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым образом. Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз.

      2) Стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам.

      3) Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.

      Весьма наглядным примером служит форма отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.).

      Здесь нельзя не упомянуть об еще одной  группе методов, основанных на построении динамических имитационных моделей предприятия. В такие модели включаются данные о планируемых закупках материалов и комплектующих, объемах производства и сбыта, структуре издержек, инвестиционной активности предприятия, налоговом окружении и т.д. Обработка этой информации в рамках единой финансовой модели позволяет оценить прогнозное финансовое состояние компании с очень высокой степенью точности. Реально такого рода модели можно строить только с использованием персональных компьютеров, позволяющих быстро производить огромный объем необходимых вычислений.7  

      2.1.2. Ошибки прогнозирования 

      Ошибки  прогнозирования чаще всего бывают связаны с неправильным определением входящих параметров прогнозной модели.

      Оценка  одного варианта развития. Эта ошибка, пожалуй, является наиболее распространенной. Маркетинговые аналитики большинства компаний не считают нужным рассчитывать варианты развития событий. В лучшем случае планирование происходит по группам товаров (ассортименту), регионам или каналам сбыта. При этом для каждого направления планирования рассчитывается только один набор прогнозных параметров (цена и объем), который, как правило, занижается «для подстраховки». Впоследствии, при оценке чувствительности финансовой модели к входящим параметрам, финансисты могут анализировать изменения основных финансовых показателей компании по отношению к этим параметрам. Но если значения таких показателей все же остаются в допустимых пределах, анализом все и заканчивается. И если реализуется пессимистический вариант развития, то компания не сможет вовремя отследить отрицательную тенденцию и принять меры к ее исправлению.

      “Дальше, как раньше”. Чаше всего при прогнозировании используется метод экстраполяции, т.е. определения зависимостей между параметрами модели на основе прошлых данных и переноса их на будущее. Например, если объемы строительства ежегодно росли на 15%, то предполагается, что и в данном году рост будет таким же. Однако при таком прогнозировании не учитываются текущие тенденции рынка. Поэтому экстраполяция годится только в качестве инструмента “заготовки” прогнозных значений, в том числе она используется для вычисления сезонных колебаний спроса и цены.

      Недооценка  или игнорирование  факторов. Эта ошибка проявляется при попытке учесть будущие изменения внешней и внутренней среды компании. Зачастую релевантные факторы выбирают упрощенно и принижают как отдельное, так и совокупное влияние таких факторов. Например, для недвижимости релевантными факторами будет не только рост личных доходов и снижение процентных ставок по ипотечным кредитам, но и демографические факторы.

      Неполный  учет предполагаемых изменений. Предполагаемые изменения должны быть адекватно учтены как в доходной, так и расходной части бюджета компании. Если этого не сделать, может возникнуть ситуация, когда получение дополнительных доходов будет запланировано без учета дополнительных расходов. Чаще всего это касается условно-постоянных расходов: на рекламу, связь и т. д. Существует и обратный вариант, когда компания планирует сокращение расходов, считая, что на доходах это никак не отразится.

      Стремление  выдать желаемое за действительное. Многие люди в силу их психологических особенностей не желают смотреть правде в глаза, поэтому часто руководители видят угрозы своему бизнесу, однако не желают считать их таковыми. Предпочтение оптимистического взгляда на развитие событий может привести к снижению готовности компании противостоять негативным тенденциям как во внутренней, так и внешней среде.8  

      2.2. Финансовое планирование 

      Планирование  является одним из инструментов управления финансами Существуют разнообразные определения понятия планирование. Однако можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность. К ним можно отнести:

      а) регламентированность (упорядоченный процесс);

      6) связь с обработкой информации;

      в) направленность на достижение определенных целей;

      г) временной характер.

      Финансовое  планирование – это целенаправленная деятельность государства, отдельных звеньев и субъектов хозяйства по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования, оптимизации намеченных задач и достижения положительных конечных результатов.

      Для практического построения финансовых планов используется целый набор методов планирования, главными из которых являются экономический анализ, нормативный и балансовый методы.

      Экономический анализ – это один из важнейших инструментов получения информации, необходимой для принятия управленческих решений в области финансов. От качества экономического анализа во многом зависит рациональность финансовых решений, а следовательно, эффективность деятельности участников финансовых отношений. Предметом экономического анализа является финансово-хозяйственная деятельность названных участников, а точнее, ее изучение с целью оценки результатов и выявления резервов совершенствования их деятельности.

      Метод экономического анализа представляет собой комплексное, взаимосвязанное изучение различных сторон деятельности субъектов финансовых отношений на базе системы текущего учета и отчетности.

      Понятие метода экономического анализа конкретизируется в следующих, наиболее часто используемых методологических приемах:

    1. использование системы абсолютных и относительных показателей;
    2. сравнительный анализ;
    3. метод группировки;
    4. индексные расчеты;
    5. экономико-математические методы;
    6. балансовый метод.

      Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.

      В качестве примеров финансовых нормативов можно рассматривать ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды и в другие финансовые институты.

      Применение  финансовых норм и нормативов придает  отношениям устойчивый характер, определенность, позволяет государству и отдельным хозяйствующим субъектам реально оценивать свои финансовые возможности.

      Балансовый  метод в планировании – метод планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс. Важнейшей чертой планомерного развития экономики является сознательно устанавливаемая пропорциональность. Установление необходимых, соответствующих задачам плана материальновещественных пропорций внутри каждой отрасли, между отдельными отраслями и производствами по стране в целом, по регионам, т.е. всесторонняя увязка планов производства и потребления конкретных видов продукции – средств производства и предметов потребления, осуществляется посредством разработки материальных балансов (и планов распределения, составляемых на основе этих балансов), балансов межотраслевых связей, балансов производственных мощностей, районных балансов производства и потребления отдельных продуктов.

      Финансовое  планирование основано на следующих принципах:

      – принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом долгосрочной выгоды;

      – предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.9 

      2.2.1. Финансовое планирование  на государственном уровне 

      Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.

      Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами, установленными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

      На  общегосударственном и территориальном  уровнях в систему финансового планирования включается разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.

      Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.

      Перспективные финансовые планы разрабатываются на три года, из которых первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

      Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной экономике