Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 06:03, контрольная работа

Описание

Цель контрольной работы – изучение теоретических основ планирования и прогнозирования в рыночной экономике. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Определить объекты и субъекты, цели и задачи управления финансами.
2.Дать характеристику финансовому прогнозированию. Рассмотреть методы финансового прогнозирования.
3.Дать характеристику финансового планирование. Рассмотреть планирование на государственном и хозяйственном уровнях.
4.Сделать вывод о взаимодействии финансового планирования и финансового прогнозирования.
5.Дать определение финансовому контролю. Перечислить виды и формы финансового контроля.

Работа состоит из  1 файл

Финансы. Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной экономике.doc

— 153.00 Кб (Скачать документ)

      В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются, из трех источников:

  • заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;
  • доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операции;
  • социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т, п.).

      Расходы подразделяются на:

      а) потребительские расходы;

      б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;

      в) денежные накопления и сбережения.

      Баланс  денежных доходов и расходов населения  используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов.10 

      2.2.2. Финансовое планирование  на уровне хозяйствующего  субъекта 

      Формы и методы планирования на уровне хозяйствующих  субъектов зависят от их организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности и других факторов. Для коммерческих организаций основным предполагаемым финансовым результатом деятельности является прибыль. В современных условиях России, характеризующихся относительно высоким уровнем инфляции, фактическим отсутствием регулирования цен, широким распространением предоплаты и бартера, сложно обеспечить точность прогнозирования, в том числе прогнозирования прибыли.

      Выделяют  различные типы финансовых планов: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.

      Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политике государства, в том числе налоговой, таможенной политики; состояния и развития финансовых рынков, инвестиционных, инфляционных процессов и т. п. Как правило, стратегические планы составляют коммерческую тайну предприятия. Стратегический план должен давать ответы, по крайней мере, на следующие вопросы.

  • Каков размер требуемого предприятию капитала, из каких источников и в какие сроки планируется его привлечь?
  • Каким образом будет использоваться этот капитал?
  • Может ли предприятие развиваться, опираясь на собственные силы, и если нет, то каковы возможные источники привлечения финансовых ресурсов?
  • На какие уровни поступления денежных средств, рентабельности производства и доходности инвестиций может выйти предприятие и в какие сроки?

      Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.

      Главными  функциями текущего планирования являются:

  • определение объема финансовых ресурсов и их источников для осуществления: производственной деятельности; инвестиционной деятельности; маркетинговой деятельности; научно-проектной и изыскательской деятельности; социальных проектов;
  • планирование себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг);
  • планирование денежных потоков;
  • планирование (прогнозирование) прибыли от деятельности предприятия в целом;
  • планирование доходности инвестиций.

      Долгосрочные  и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.11 

      2.3. Взаимодействие прогнозирования  и планирования  в рыночной экономике 

      Фактически  финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию и осуществлять оценку множества вариантов (соответственно определять возможности управления движением финансовых ресурсов на макро- и микро- уровнях).

      В условиях рыночной экономики прогнозирование  является научно-аналитической стадией  планирования, исследовательской основой  для подготовки плановых решений и заданий плана.

      Разработка  прогноза и формирование плана –  взаимосвязанные стадии плановой работы, которые, однако, имеют специфику. Различие между ними состоит в том, что  план – отражение и воплощение уже принятого хозяйственно-политического решения, а прогноз – поиск возможного реалистического, экономически верного решения. План как итог всех видов и этапов плановой работы должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранных целей. Прогноз обнаруживает возможность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. В прогнозе можно рассмотреть различные принципы финансовой политики и сочетания объективных и субъективных, экономических и внеэкономических факторов. Он не ставит каких-либо обязательных заданий, но содержит материал, необходимый для их разработки.

      Посредством финансового планирования конкретизируются намеченные прогнозы, определятся конкретные пути, показатели, взаимосвязанные задачи, последовательность их реализации, а также методы, содействующие достижению выбранной цели. 

 

3. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ 

      Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

      Финансовый  контроль — стоимостный контроль, поэтому в отличие от других видов  контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

      Финансовый  контроль – важнейшее средство обеспечения  законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств.12

      Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. 

      Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

      Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счетная палата РФ.

      Финансовый  контроль за деятельностью предприятий  включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль, проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

      Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента — за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

      Финансовый  менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый "постаудит", который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производствейно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

      Следовательно, финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.13 
 
 

      
    1. Виды  финансового контроля
 

      Финансовый  контроль можно классифицировать по следующим критериям (см. рис. 3.1.): время проведения, субъекты контроля, сфера финансовой деятельности, форма проведения, метод проведения.

Рис. 3.1. Виды, формы и методы финансового  контроля

      Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

        Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

      Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

      В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

      Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

      Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами.

      Анализ  финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

      Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

      Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Информация о работе Финансовое планирование и прогнозирование в рыночной экономике