Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:12, курсовая работа
Любая экономическая деятельность представляет собой сложное явление, которое предусматривает постоянное взаимодействие между хозяйствующими субъектами. В их распоряжении находятся различные ресурсы — материальные, финансовые, трудовые. Для успешной деятельности хозяйствующим субъектам необходимо осуществлять управление своими ресурсами, в т.ч. и финансовыми.
Введение
1. Финансовое планирование и прогнозирование
1.1 Содержание и задачи финансового планирования
1.2 Виды финансовых планов и методы финансового планирования
1.3 Финансовые прогнозы в системе финансового планирования
2. Пути совершенствования финансового планирования и прогнозирования в России
Заключение
Список литературы
2. среднесрочное — осуществляется на период трех-пяти лет;
3. текущее — определяет задания на текущий финансовый год с поквартальной разбивкой;
4. оперативное — охватывает короткие промежутки времени (от нескольких дней до нескольких месяцев).
Задачи, решаемые в ходе финансового планирования сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В ходе финансового планирования решаются следующие задачи:
1. Определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
2. Определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
3. Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного их использования;
4. Создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5. Определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов к планам, а также маневрировать ресурсами.
Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов, начиная от сметы отдельного учреждения и финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов, Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы.
Рассмотрим виды финансовых планов и методы финансового планирования.
«Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период». Финансовый план — результат финансового планирования и прогнозирования, «надлежащим образом оформленное управленческое решение», служащее инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Финансовый план отличает адресность и конкретность показателей, целевая направленность, обязательность для исполнения.
В связи с тем, что финансы представляют собой часть денежных отношений, но охватывают более узкие отношения, связанные с формированием денежных доходов населения, государства, экономических субъектов и их последующим распределением, являясь при этом вторичной категорией, производной от денег, то любой финансовый план содержит две основные части: формирование фонда денежных средств (доход) и использование денежных средств (расход). Т.е. финансовый план в любом его виде включает доходную и расходную части.
В зависимости от срока планирования выделяют перспективные, текущие и оперативные финансовые планы:
1. перспективный финансовый план — составляются на длительный срок. В нем обычно даются оценки основных финансовых показателей в перспективе;
2. текущий финансовый план — составляется на год с поквартальной разбивкой;
3. оперативный финансовый план — составляется на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.
Финансовые планы составляются как на макроуровне, так и на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес плана, в котором отражаются виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Составление бизнес плана преследует две основные цели:
1. внутрифирменное планирование;
2. обоснование получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получение банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевое участие других предприятий в осуществлении проекта.
В разработке бизнес-плана принимают участие все структурные подразделения предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководимые им подразделения предприятия. Бизнес-план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. Обычно показатели первого года планирования рассчитываются с помесячной разбивкой, остальных лет — с поквартальной.
Бизнес-план содержит три основных раздела:
I. Резюме (выводы), где в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ресурсов, срок окупаемости.
II. Основная часть, которая включает в себя:
- описание вида деятельности;
- описание продукции (услуги);
- оценка отрасли;
- рынок;
- маркетинг;
- план производства;
- организационный план;
- юридический план;
- анализ рисков;
- финансовый план.
III. Стратегия финансирования, где определяется размер денежных средств, необходимых для осуществления мероприятия, источники получения этих средств, срок окупаемости средств.
Финансовый план занимает особое место в бизнес-плане, так как здесь обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Он необходим не только предпринимателям, но и инвесторам (кредиторам, акционерам), потому что предприниматель должен знать источники и размеры финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности для осуществления контроля. Инвесторы же должны иметь представление о том, насколько эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, размер прибыли, срок окупаемости и возврата.
Обычно финансовый план как часть бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов:
- Прогнозный расчет объема реализации продукции (услуг) — разрабатывается на основе показателей плана маркетинга, используются статистические данные, проводятся исследования рынка, опросы покупателей;
- План доходов и расходов — производится расчет доходов от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные расходы (реклама, аренда, страховка и т.д.), прибыль до уплаты налога, налоги, прибыль после уплаты налогов — выявляются доходность, рентабельность производства, взаимоотношения предприятия с бюджетной системой, прибыльность;
- План денежных поступлений и выплат — оценка потребности в денежных средствах для нормального функционирования предприятия, организации, проверка синхронности денежных поступлений и выплат, ликвидности предприятия. Этот план включает в себя такие показатели, как наличные деньги (на начало месяца), поступление денег, итого поступлений наличности, общая сумма имеющейся наличности, денежные выплаты, прирост или недостаток денежной наличности на конец месяца;
- Баланс активов и пассивов — позволяет определить величину собственного капитала фирмы. Баланс включает в себя две части: активы (текущие и фиксированные) и пассивы (долгосрочные и краткосрочные обязательства, собственный капитал предприятия);
- План по источникам и использованию средств — показывает источники получения средств и их использование, изменение активов за определенный период времени — их динамика;
- Расчет точки достижения самоокупаемости (безубыточности) — состояния в деятельности предприятия, когда разность между доходами и расходами равна нулю. В этот момент суммарный объем продаж совпадает с суммой постоянных и переменных издержек.
В зависимости от уровня планирования и организационно-правовой формы выделяются следующие виды финансовых планов. Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов:
1. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ «бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». По уровням выделяются федеральный, региональный и местный бюджеты. Как плановый документ бюджет представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период и составляется исполнительным органом власти соответствующего уровня в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается законодательно соответствующим законодательным (представительным органом власти). Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ. Бюджет в России — основной документ, комплексно определяющий количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.
2. «Внебюджетные фонды — это совокупность финансовых ресурсов, не включаемых в государственный бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение». Выделяют централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды. Централизованные внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и др.) Децентрализованные фонды формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач (например, территориальные фонды обязательного медицинского страхования). Бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются в виде балансов доходов и расходов. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ. Такие бюджеты составляются также сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период и утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятие закона о федеральном (региональном бюджете).
К финансовым планам, составляемым хозяйствующими субъектами, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Также, в учредительных документах указывается орган или должностное лицо, уполномоченное утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана устанавливается: для бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм — приказами, распоряжениями по организации.
Отличительной особенностью финансовых планов коммерческих организаций является необходимость максимизации прибыли, также, производится оптимизация структуры капитала организации и обеспечение ее финансовой устойчивости, достижение прозрачности финансово-экономического состояния для собственников, инвесторов, кредиторов, обеспечение инвестиционной привлекательности. Разработка финансового плана всегда осуществляется на основе бизнес-плана.
1. Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.
В балансе доходов и расходов выделяют следующие разделы:
- доходы и поступления;
- расходы и отчисления;
- платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Финансовый план (баланс доходов и расходов) должен быть сбалансирован — объем доходов и поступлений средств должен быть равен суммарным расходам.
Если предприятие имеет сложную структуру, то используется сложная иерархическая система бюджетов, которая включает в себя бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации. Бюджеты подразделяют на гибкие и жесткие. Гибкие бюджеты предусматривают изменение условий хозяйствования. «Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет». Сводный бюджет организации состоит из доходной и расходной частей.
Бюджеты структурных подразделений формируются на основе функциональных подбюджетов: