Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:23, курсовая работа
Пенсионная реформа является в настоящее время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое намечено и реализуется Правительством РФ. Тем не менее, в длинном перечне она стоит особняком. Главное отличие - она планировалась и делалась в хорошем смысле «по-русски». Ее разработчики "долго запрягали", но "едут быстро".
Введение………………………………………………………………..3
1. Пенсионная реформа ……………………………………………….5
1.1Предпосылки пенсионной реформы……………………………....5
1.2 Пенсионный фонд Р.Ф,его функции,формирование
и использование……………………………………………………6
1.3 Законодательная база пенсионной реформы……………...……10
2. Финансовые аспекты пенсионной реформы……………………..13
2.1Особенности системы пенсионного обеспечения населения...13
2.2 Общие сведения о пенсионном обеспечении…………………24
2.3 Реформирование систем государственных пенсий…………..34
2) выплата социальных пенсий и пособий (1,5% расходов ПФ). Социальные пенсии - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки: пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;
3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета (5% расходов ПФ);
4) содержание аппарата ПФ (0,7%);
5) расходы по доставке пенсий (3,6%),
6) выплата пособий на погребение (0,5%).
ПФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.
В таблице 1 проанализируем размеры поступлений и расходов средств Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг. [15].
Таблица 1
Состав и структура Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг.
| 2005 | 2006 | 2007 | |||
млрд. руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | |
Налоговые доходы | 644,96 | 54,78 | 559,88 | 46,64 | 671,86 | 46,64 |
Неналоговые доходы | 22,78 | 1,93 | 41,41 | 3,45 | 49,69 | 3,45 |
Безвозмездные поступления | 509,63 | 43,29 | 599,09 | 49,91 | 718,91 | 49,91 |
Всего доходов | 1177,38 | 100,00 | 1200,38 | 100,00 | 1440,46 | 100,00 |
Расходы Пенсионного фонда РФ по обязательно-му пенсионному страхованию | 959,12 | 85,23 | 1010,12 | 93,40 | 1212,15 | 93,40 |
Выплата пенсий, финан-сируемых за счет средств федерального бюджета | 62,21 | 5,53 | 68,69 | 6,35 | 82,43 | 6,35 |
Выплата пенсий, назна-ченных досрочно гражданам, признанным безработными, пособий | 0,84 | 0,07 | 0,90 | 0,08 | 1,08 | 0,08 |
1.3. Законодательная база пенсионной реформы
Итак, практическая реализация пенсионной реформы началась с 1 января 2002 г., то есть с момента вступления в силу следующих федеральных законов: от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».
Также с 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
К настоящему времени также приняты и введены в действие следующие федеральные законы из пакета законодательных актов по пенсионной реформе: от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», от 31 декабря 2002 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».
Основополагающими законодательными актами, регулирующие механизм реализации права на трудовые пенсии, являются федеральные законы: от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Правовым фундаментом новой пенсионной системы можно назвать Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ). Он устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в России, определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, а также их ответственность.
Страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования в России является ПФР, который осуществляет свои полномочия в статусе государственного учреждения и вместе с территориальными органами составляет единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами государство несет субсидиарную ответственность.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ устанавливает круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяет виды страхового обеспечения. Существуют две категории страхователей: лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим лицам, и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы).
Важнейшим законодательным актом, через который проводится пенсионная реформа и который устанавливает непосредственно нормы и условия пенсионного обеспечения, является Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ).
Данным Законом определены понятие, виды и структура трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, и источники финансирования трудовых пенсий.
С началом рыночных реформ в России в 1992 г. получатели государственных трудовых и социальных пенсий как лица с фиксированными доходами неоднократно оказывались в положении объектов политических спекуляций. В этот период возникло несколько принципиально ошибочных тезисов, которые стали своеобразными ловушками для общественного сознания, повлиявшими в той или иной мере на действия российских законодателей и правительства в области реформы пенсионной системы. Эти тезисы активно использовались в так называемой «политической» социальной политике.
Сложнее оказалась ситуация с получателями так называемых социальных (не трудовых) пенсий, в состав которых, помимо собственно «социальных пенсионеров», входят получатели пенсий по инвалидности и пенсий по случаю потери кормильца. Доля малообеспеченных и крайне бедных среди них в 2000 г. была выше, чем среди населения страны в целом. При этом следует отметить, что государству удавалось поддерживать относительно приемлемый уровень жизни инвалидов, в то время как уровень жизни получателей других категорий социальных пенсий действительно был заметно (приблизительно на 1/4) ниже, чем в стране в целом.
Модель формирования государственного пенсионного страхования с поэтапным формированием накопления пенсионных прав предусматривает обеспечение сбалансированности доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации в течение переходного периода (до 2010 года).
С 2002 года предлагается снизить до размера, необходимого для финансирования выплаты базовой части трудовой пенсии, ставку единого социального налога в части, перечисляемой в ПФР, с одновременным введением тарифов страховых взносов в пенсионную систему, устанавливаемых федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездный обязательный платеж, имеющий персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов будет проверяться налоговыми органами, а стороной по спорам, связанным с пенсионными обязательствами, будут являться органы Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться за счет страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных на специальной части индивидуального лицевого счета.
Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним. При этом если при переходе на новую пенсионную систему размер установленной пенсии (в том числе инвалидам и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который призван обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и макроэкономических условий функционирования социально-экономической системы. Данный резерв формируется при возникновении профицита бюджета ПФР.
Средства накопительного резерва могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств.
Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы, являются:
изменение механизма индексации пенсионных выплат в распределительной части пенсионной системы с целью доведения к 2010 г. среднего размера трудовой пенсии до 125-140% прожиточного минимума пенсионера и последующего поддержания ее покупательной способности на достигнутом уровне;
реформирование механизмов выхода на пенсию по старости в связи с работой в особых условиях труда, на Крайнем Севере и за выслугу лет путем организации профессионального и территориального пенсионного страхования;
обеспечение разграничения обязательств по финансированию нестраховых периодов, надбавок, повышений и компенсационных выплат между Пенсионным фондом Российской Федерации и другими источниками, включая федеральный бюджет;
изменение механизма уплаты страховых взносов и исчисления пенсий для самозанятого населения путем введения для данной категории плательщиков системы фиксированных платежей в суммах, необходимых для обеспечения при выработке страхового стажа пенсии в размере установленной трудовой пенсии;
законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в этой связи обязательств за счет средств федерального бюджета.
При условии выполнения основных параметров макроэкономического прогноза, предлагается:
1. Ввести для самозанятого населения в течение 2001 г. взамен уплаты части единого налога на вмененный доход и единого- социального налога, зачисляемых в ПФР, систему фиксированных платежей в суммах, обеспечивающих при условии выработки данным плательщиком полного стажа, пенсию в размере установленной трудовой пенсии.
С учетом новой схемы платежей в ПФР пересмотреть формулу исчисления пенсии в распределительной части пенсионной системы для самозанятого населения, предусмотрев в ней в качестве главных составляющих учет страхового стажа и поступлений от фиксированного платежа.
2. Индексацию пенсионных выплат в распределительной части пенсионной системы осуществлять таким образом, чтобы к 2010 г. размер трудовой пенсии достиг 125-140% прожиточного минимума пенсионера.
3. На основе актуарных расчетов осуществлять ежегодную корректировку шкалы единого социального налога с тем, чтобы поступления средств в ПФР обеспечивали сбалансированность бюджета Фонда.
4. Начиная с 2002 г. приступить к формированию обязательной накопительной составляющей трудовой пенсии за счет введения тарифа страховых взносов на фонд оплаты труда и довести к 2010 г. тариф страховых взносов на накопление до 8-10% от фонда оплаты труда, с соответствующим снижением ставки единого социального налога в части направляемой в Пенсионный фонд Российской Федерации.
5. Осуществить поэтапный переход к финансированию досрочных пенсий, назначаемых за работу с особыми условиями труда в период до достижения их получателями общеустановленного пенсионного возраста, за счет средств, уплаченных по обязательному дополнительному тарифу работодателями. Указанный тариф должен обеспечить финансирование обязательств ПФР перед пенсионерами, имеющими льготы, связанные с правом выхода на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Учитывая начало формирование в государственном пенсионном страховании накопление пенсионных прав и создание дополнительных стимулов для уплаты страховых/ взносов, необходимо рассмотреть в перспективе вопрос о перераспределении обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии путем перехода к их уплате работодателем и работником на приоритетной основе. При этом рост заработной платы и ее темпы должны превышать и опережать темпы роста ставки страховых взносов, приходящихся на работника.
Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России