Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:23, курсовая работа
Пенсионная реформа является в настоящее время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое намечено и реализуется Правительством РФ. Тем не менее, в длинном перечне она стоит особняком. Главное отличие - она планировалась и делалась в хорошем смысле «по-русски». Ее разработчики "долго запрягали", но "едут быстро".
Введение………………………………………………………………..3
1. Пенсионная реформа ……………………………………………….5
1.1Предпосылки пенсионной реформы……………………………....5
1.2 Пенсионный фонд Р.Ф,его функции,формирование
и использование……………………………………………………6
1.3 Законодательная база пенсионной реформы……………...……10
2. Финансовые аспекты пенсионной реформы……………………..13
2.1Особенности системы пенсионного обеспечения населения...13
2.2 Общие сведения о пенсионном обеспечении…………………24
2.3 Реформирование систем государственных пенсий…………..34
В рамках перераспределения обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии в сторону установления паритета ответственности работодателя и самого застрахованного лица будет более обоснованно и последовательно решена задача совершенствования - тарифной политики в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и иных аналогичных категорий плательщиков, участие которых в финансировании пенсионной системы сегодня не адекватно размерам получаемых из этой системы выплат.
Продолжение таблицы 1
| 2005 | 2006 | 2007 | |||
млрд. руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | млрд. руб. | % к итогу | |
Расходы Пенсионного фонда РФ на дополнитель-ное пенсионное обеспечение | 1,79 | 0,16 | 1,76 | 0,16 | 2,11 | 0,16 |
Расходы на осуществле-ние ежемесячной денеж-ной выплаты отдельным категориям граждан | 99,76 | 8,87 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Расходы на мероприятия, связанные с праздно-ванием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне | 1,58 | 0,14 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистическо-го Труда и полных кавале-ров ордена Трудовой Славы | 0,01 | 100,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
Всего расходов | 1125,31 | 100,00 | 1081,48 | 100,00 | 1297,77 | 100,00 |
Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ подавляющую часть (до 50%) составляют налоговые доходы и безвозмездные поступления (от 43% до 49%). Неналоговые доходы занимают наименьший удельный вес (около 4% всех поступлений).
В расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ наибольший удельный вес занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию – от 85 до 93% всех расходов.
В 2007 году объем запланированных расходов бюджета Пенсионного фонда РФ оказался выше уровня 2005 года на 172,46 млрд. руб., или на 15,32%. Доходы в 2007 году увеличились на 263,08 млрд. руб., или на 22,34% по сравнению с 2005 годом.
В 2007 году запланировано увеличение размера пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета на 14,08 млрд. руб., или на 32,50% по сравнению с 2005 годом.
На рис. 1 представим динамику изменений бюджета Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг.
Рис. 1. Динамика изменений бюджета Пенсионного фонда РФ
за 2005-2007 гг. [15].
Как видно из рис. 1 доходы бюджета Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг. выше его расходов. В 2005 году наблюдается некоторые повышение расходной части бюджета по сравнению с 2006 годом, что было связано в связи осуществлением расходов на мероприятия, связанные с празднованием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Согласно закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральные государственные служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным государственным служащим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пенсии не может превышать 75% среднего заработка.
Закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы обязательного пенсионного страхования, регулирует финансовые правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно закону бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет страховых взносов, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств пенсионного страхования, добровольных взносов.
Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает права граждан и порядок назначения трудовых пенсий на общих основаниях.
В законе определены виды трудовых пенсий:
1) по старости;
2) по инвалидности;
3) по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих частей:
1) базовой;
2) страховой;
3) накопительной.
Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.
Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда РФ сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица, которые включаются в лицевой счет застрахованного лица.
Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улучшить учет и контроль за правильностью отчислений в него страховых взносов предприятиями и организациями.
Начиная с 2002 г. в России проводится пенсионная реформа. Задача этой реформы - перейти от распределительной государственной пенсионной системы к смешанной, распределительно-накопительной
Источник финансирования – за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд, средства, полученные от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения. Государственное пенсионное обеспечение – для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, не имеющие достаточного трудового стажа, - за счет средств федерального бюджета. Дополнительного пенсионного страхования, формируемого по накопительным схемам за счет добровольных взносов работодателей и граждан, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - обязательных взносов на профессиональные пенсии, выплачиваемые по условиям труда. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться. Многоуровневая система страхует от многих рисков - особенно от общего, обусловленного неопределенностью в экономике и политике (правительственные или рыночные кризисы, изменения в относительных ценах труда и капитала) - с помощью диверсификации типов управления (государственный и частный), источников финансирования (капитал и труд) и инвестиционных стратегий (акции и облигации, международные и внутренние инвестиции).
2.2 Общие сведения о пенсионном обеспечении
Уровень экономической активности населения, и параметры ее обусловливающие (уровень занятости и безработицы) являются важнейшими факторами, определяющими масштабы пенсионной системы страны, поскольку определяет потенциальное число плательщиков пенсионных взносов, а, следовательно, и многие финансовые показатели пенсионной системы.
Численность экономически активного населения в России в 2004 г. составила 73.4 млн. человек, в том числе в трудоспособном возрасте – 68.4 млн. человек. В целом численность экономически активного населения в последние годы имела тенденцию к увеличению (в 2000 г. значение этого показателя для населения в возрасте 15-72 года составляло 71.5 млн. человек, а для населения в трудоспособном возрасте – 67 млн. человек, прирост составил, соответственно 1.9 и 1.4 млн. человек). При этом темпы роста численности всего населения в трудоспособном возрасте были еще выше (за указанные годы она увеличилась на 2.7 млн. человек.).
Для системы пенсионного обеспечения важно, что изменение уровня экономической активности происходило неравномерно по возрастам, а коснулось преимущественно молодежи (в возрасте 20-24 года) и пожилых (в возрасте 55-59 лет). Причем, в то время как экономическая активность молодежи падала (с 68.6% в 2000 г. до 62.3% в 2004 г., что во многом объясняется ростом охвата населения этого возраста высшим образованием), экономическая активность пожилых – росла (с 51.8% в 2000 г. до 60.8% в 2004 г.), что, скорее всего, связано с введением нового пенсионного законодательства в 2002 году, которое уравняло в правах работающих и неработающих пенсионеров при исчислении и повышении пенсии, а также ввело систему гибкого повышения пенсионного возраста.
Современный уровень занятости населения России, хотя и существенно уменьшился относительно советского периода, но остается достаточно высоким в международных сравнениях и составляет в настоящее время 60.2% для населения в возрасте 15-72 года и 70.4% для населения в трудоспособных возрастах. При этом доля «наемных» работников среди занятых составляет абсолютное большинство – 93,2%. «Не по найму» работает только 6.8%, причем во времени это соотношение практически не меняется. С точки зрения пенсионной системы сегодня это наиболее проблемный статус занятости.
Серьезную проблему для пенсионной системы представляет высокая доля занятого населения, выводящая свои заработки за пределы нормального налогообложения, что существенно сокращает доходность пенсионной системы. Стремление Правительства к выведению заработков из «тени» было одним из доводов введения накопительного элемента в новую систему пенсионного обеспечения. По данным федеральной статистики в неформальном секторе занятости в России в августе 2005 г. было занято 13.2 млн. человек, что составляет 19% общей численности занятых в стране. Во времени численность таких занятых растет (в августе 2003 г. их было «только» 11.3 млн.чел. или 17% всех занятых.
Современная структура денежных доходов населения показывает, что оплата труда была и остается самым важным источником поступления денежных средств для россиян: на ее долю приходится фактически две трети (в 2003 году – 64%) всех денежных доходов. Однако если учитывать только официальную заработную плату, то ее доля в денежных доходах сокращается до 39.5%,. На втором месте по значимости – социальные выплаты: в 2003 году на их долю приходилось 14% от доходов. Предпринимательские доходы составляют только 12%, доходы от собственности – 8%. Статья «другие доходы» занимает в структуре доходов последнее место – 2.2%, но если сюда отнести неучтенную заработную плату, то «вес» этого источника возрастает до 26.6%.
В 2006 г. размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в России составил 10728 руб. или 412 долл. США. Увеличивается и средняя реальная начисленная заработная плата. Если в 2000 г. размер реальной заработной платы увеличился по сравнению с предыдущим годом на 21%, то в следующем году этот показатель составил 16%, а в 2006 г. – только 10.2%. Однако, несмотря на высокие темпы роста средней реальной заработной платы, которые она демонстрирует последние шесть лет, ее размер не превысил уровня 1991 г.
Для пенсионной системы важным является то обстоятельство, что значительное число работников в реальности получает заработную плату существенно ниже, чем средняя. В апреле 2006 года 53.4% работников получали заработную плату ниже 7400 руб., при средней 9847 руб.
Различия в заработной плате мужчин и женщин являются одним из важнейших факторов формирующих гендерные различия в пенсионном обеспечении россиян. В условиях низкого уровня пенсий это, в свою очередь, порождает проблему феминизации бедности в пенсионном возрасте. Согласно официальным данным, последние пять лет начисленная заработная плата женщин в среднем составляла только 61-64% от заработной платы мужчин. При этом женщины получают меньшую заработную плату во всех возрастных группах. Наименьшие различия в оплате труда мужчин и женщин характерны в возрастах 15-19 лет и старше 70 лет.
Анализ половозрастного распределения заработной платы показал, что оно отличается от подобного распределения в странах с развитой экономикой, поскольку после 40 наблюдается снижение средней заработной платы, как у мужчин, так и у женщин, тогда как для зарубежных стран характерен непрерывный, хотя и замедляющийся с возрастом рост заработной платы.
В период с 1995 г. по 2005 г. в Российской Федерации наблюдался заметный рост численности пенсионеров [1]. За это время она увеличилась на 1230.0 тыс. человек или 3.3%, составив на конец 2005 года 38313.0 тыс. человек или 26.7% постоянного населения России. При этом доля женщин в общей численности пенсионеров составляет около 66% (данные 2003 года). Рост численности пенсионеров проходил на фоне сокращения общей численности населения страны. В результате наблюдалось превышение темпа роста относительной численности пенсионеров над темпом роста их абсолютной численности. С точки зрения системы пенсионного обеспечения указанный факт является крайне негативной тенденцией, т.к. приводит к повышению пенсионной нагрузки.
Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России