Финансовые аспекты пенсионной реформы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание

Пенсионная реформа является в настоящее время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое намечено и реализуется Правительством РФ. Тем не менее, в длинном перечне она стоит особняком. Главное отличие - она планировалась и делалась в хорошем смысле «по-русски». Ее разработчики "долго запрягали", но "едут быстро".

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Пенсионная реформа ……………………………………………….5
1.1Предпосылки пенсионной реформы……………………………....5
1.2 Пенсионный фонд Р.Ф,его функции,формирование
и использование……………………………………………………6
1.3 Законодательная база пенсионной реформы……………...……10
2. Финансовые аспекты пенсионной реформы……………………..13
2.1Особенности системы пенсионного обеспечения населения...13
2.2 Общие сведения о пенсионном обеспечении…………………24
2.3 Реформирование систем государственных пенсий…………..34

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая работа ФИНАНСЫ.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

В рамках перераспределения обязательств по уплате страховых взносов в накопительную составляющую трудовой пенсии в сторону установления паритета ответственности работодателя и самого застрахованного лица будет более обоснованно и последовательно решена задача совершенствования - тарифной политики в отношении индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий и иных аналогичных категорий плательщиков, участие которых в финансировании пенсионной системы сегодня не адекватно размерам получаемых из этой системы выплат.

 

Продолжение таблицы 1

 

2005

2006

2007

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

млрд. руб.

% к итогу

Расходы Пенсионного фонда РФ на дополнитель-ное пенсионное обеспечение

1,79

0,16

1,76

0,16

2,11

0,16

Расходы на осуществле-ние ежемесячной денеж-ной выплаты отдельным категориям граждан

99,76

8,87

0,00

0,00

0,00

0,00

Расходы на мероприятия, связанные с праздно-ванием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне

1,58

0,14

0,00

0,00

0,00

0,00

Социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистическо-го Труда и полных кавале-ров ордена Трудовой Славы

0,01

100,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Всего расходов

1125,31

100,00

1081,48

100,00

1297,77

100,00


 

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсион­ного фонда РФ подавляющую часть (до 50%) составляют налоговые доходы и безвозмездные поступления (от 43% до 49%). Неналоговые доходы занимают наименьший удельный вес (около 4% всех поступлений).

В расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ наибольший удельный вес занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию – от 85 до 93% всех расходов.

В 2007 году объем запланированных расходов бюджета Пенсионного фонда РФ оказался выше уровня 2005 года на 172,46 млрд. руб., или на 15,32%. Доходы в 2007 году увеличились на 263,08 млрд. руб., или на 22,34% по сравнению с 2005 годом.

В 2007 году запланировано увеличение размера пенсий, финансируемых за счет средств федерального бюджета на 14,08 млрд. руб., или на 32,50% по сравнению с 2005 годом.

На рис. 1 представим динамику изменений бюджета Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг.

Рис. 1. Динамика изменений бюджета Пенсионного фонда РФ

за 2005-2007 гг. [15].

 

Как видно из рис. 1 доходы бюджета Пенсионного фонда РФ за 2005-2007 гг. выше его расходов. В 2005 году наблюдается некоторые повышение расходной части бюджета по сравнению с 2006 годом, что было связано в связи осуществлением расходов на мероприятия, связанные с празднованием 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Согласно закону "О государственном пенсионном обеспе­чении в Российской Федерации" право на пенсию по госу­дарственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Назначаются следующие виды пенсий по государственно­му пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия. Финансирование этих пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Федеральным государственным служа­щим назначается пенсия при наличии стажа не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общая сумма пен­сии не может превышать 75% среднего заработка.

Закон "Об обязательном пенсионном страховании в Рос­сийской Федерации" устанавливает основы обязательного пенсионного страхования, регулирует финансовые правоот­ношения в системе обязательного пенсионного страхования.

Согласно закону бюджет Пенсионного фонда РФ форми­руется за счет страховых взносов, сумм пеней и иных финан­совых санкций, доходов от размещения (инвестирования) вре­менно свободных средств пенсионного страхования, добро­вольных взносов.

Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает права граждан и порядок назначения трудо­вых пенсий на общих основаниях.

В законе определены виды трудовых пенсий:

1) по старости;

2) по инвалидности;

3) по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по ин­валидности состоят из следующих частей:

1) базовой;

2) страховой;

3) накопительной.

Право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным стра­ховым номером.

Каждому застрахованному лицу выдается страховое сви­детельство.

Работодатели представляют в органы Пенсионного фон­да РФ сведения о заработке и начисленных взносах застра­хованного лица, которые включаются в лицевой счет застра­хованного лица.

Новая функция Пенсионного фонда РФ позволяет улуч­шить учет и контроль за правильностью отчислений в него страховых взносов предприятиями и организациями.

Начиная с 2002 г. в России проводится пенсионная реформа. Задача этой реформы - перейти от распределительной государственной пенсионной системы к смешанной, распределительно-накопительной. Таким образом, в определенной мере распределительная система будет сохранена, но она будет дополнена добровольным пенсионным обеспечением граждан через негосударственные пенсионные фонды. В 2003 г. граждане получили возможность выбора - оставить деньги в Пенсионном фонде России для вложений в государственные ценные бумаги или передать их частным управляющим компаниям. В 2004 г. появилась возможность направлять средства формирующие накопительную часть трудовых пенсий, в негосударственные пенсионные фонды[4].

Источник финансирования – за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд, средства, полученные от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения. Государственное пенсионное обеспечение – для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, не имеющие достаточного трудового стажа, - за счет средств федерального бюджета. Дополнительного пенсионного страхования, формируемого по накопительным схемам за счет добровольных взносов работодателей и граждан, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - обязательных взносов на профессиональные пенсии, выплачиваемые по условиям труда. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться. Многоуровневая система страхует от многих рисков - особенно от общего, обусловленного неопределенностью в экономике и политике (правительственные или рыночные кризисы, изменения в относительных ценах труда и капитала) - с помощью диверсификации типов управления (государственный и частный), источников финансирования (капитал и труд) и инвестиционных стратегий (акции и облигации, международные и внутренние инвестиции).                                         Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс). При финансировании указанных пенсионных систем исключительно за счет взносов работодателя в ней может быть предусмотрен определенный период времени, в течение которого уволившийся работник, охваченный этой системой, не приобретает пенсионных прав. Такой период не должен быть, однако, очень продолжительным. Для работников, продолжительность трудовой деятельности которых на предприятии после введения пенсионной системы превышает установленный период, необходимо предусмотреть механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае их увольнения из организации до приобретения права на пенсию. В частности, для организаций, имеющих такие пенсионные системы, мог бы быть установлен предел заработка для взимания взносов на государственное пенсионное обеспечение. Кроме того, в качестве возможного решения взносы, отчисляемые организациями на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их налогооблагаемой базы. Вместе с тем в целях обеспечения справедливой распределительной политики представляется необходимым установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы. Общий предел взносов, взимаемых на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение, мог бы быть установлен на уровне тарифа взносов, взимаемых на государственное пенсионное обеспечение. Поскольку большая часть активов профессиональных пенсионных систем будет использоваться на накопление и инвестироваться в развитие экономики, то представляется целесообразным также освободить от прямого налогообложения инвестиционный доход профессиональных пенсионных фондов. Вместе с тем следовало бы ввести налогообложение пенсий, выплачиваемых по дополнительным профессиональным пенсионным системам. Таким образом предполагается, что в нынешнюю распределительную систему будут постепенно вживляться элементы накопительной системы с тем, чтобы в среднесрочной перспективе распределительный и накопительный элементы существовали в государственной пенсионной системе на паритетных началах. При этом длительность этапов формирования накопительной системы и последовательность перераспределения обязательств были определены с учетом того, чтобы не привести существующую пенсионную систему к финансовой дестабилизации.

 

 

 

 

              2.2  Общие сведения о пенсионном обеспечении

 

     Уровень экономической активности населения, и параметры ее обусловливающие (уровень занятости и безработицы) являются важнейшими факторами, определяющими масштабы пенсионной системы страны, поскольку определяет потенциальное число плательщиков пенсионных взносов, а, следовательно, и многие финансовые показатели пенсионной системы.

Численность экономически активного населения в России в 2004 г. составила 73.4 млн. человек, в том числе в трудоспособном возрасте – 68.4 млн. человек. В целом численность экономически активного населения в последние годы имела тенденцию к увеличению (в 2000 г. значение этого показателя для населения в возрасте 15-72 года составляло 71.5 млн. человек, а для населения в трудоспособном возрасте – 67 млн. человек, прирост составил, соответственно 1.9 и 1.4 млн. человек). При этом темпы роста численности всего населения в трудоспособном возрасте были еще выше (за указанные годы она увеличилась на 2.7 млн. человек.).

Для системы пенсионного обеспечения важно, что изменение уровня экономической активности происходило неравномерно по возрастам, а коснулось преимущественно молодежи (в возрасте 20-24 года) и пожилых (в возрасте 55-59 лет). Причем, в то время как экономическая активность молодежи падала (с 68.6% в 2000 г. до 62.3% в 2004 г., что во многом объясняется ростом охвата населения этого возраста высшим образованием), экономическая активность пожилых – росла (с 51.8% в 2000 г. до 60.8% в 2004 г.), что, скорее всего, связано с введением нового пенсионного законодательства в 2002 году, которое уравняло в правах работающих и неработающих пенсионеров при исчислении и повышении пенсии, а также ввело систему гибкого повышения пенсионного возраста.

Современный уровень занятости населения России, хотя и существенно уменьшился относительно советского периода, но остается достаточно высоким в международных сравнениях и составляет в настоящее время 60.2% для населения в возрасте 15-72 года и 70.4% для населения в трудоспособных возрастах. При этом доля «наемных» работников среди занятых составляет абсолютное большинство – 93,2%. «Не по найму» работает только 6.8%, причем во времени это соотношение практически не меняется. С точки зрения пенсионной системы сегодня это наиболее проблемный статус занятости.

Серьезную проблему для пенсионной системы представляет высокая доля занятого населения, выводящая свои заработки за пределы нормального налогообложения, что существенно сокращает доходность пенсионной системы. Стремление Правительства к выведению заработков из «тени» было одним из доводов введения накопительного элемента в новую систему пенсионного обеспечения. По данным федеральной статистики в неформальном секторе занятости в России в августе 2005 г. было занято 13.2 млн. человек, что составляет 19% общей численности занятых в стране. Во времени численность таких занятых растет (в августе 2003 г. их было «только» 11.3 млн.чел. или 17% всех занятых.

Современная структура денежных доходов населения показывает, что оплата труда была и остается самым важным источником поступления денежных средств для россиян: на ее долю приходится фактически две трети (в 2003 году – 64%) всех денежных доходов. Однако если учитывать только официальную заработную плату, то ее доля в денежных доходах сокращается до 39.5%,. На втором месте по значимости – социальные выплаты: в 2003 году на их долю приходилось 14% от доходов. Предпринимательские доходы составляют только 12%, доходы от собственности – 8%. Статья «другие доходы» занимает в структуре доходов последнее место – 2.2%, но если сюда отнести неучтенную заработную плату, то «вес» этого источника возрастает до 26.6%.

В 2006 г. размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в России составил 10728 руб. или 412 долл. США. Увеличивается и средняя реальная начисленная заработная плата. Если в 2000 г. размер реальной заработной платы увеличился по сравнению с предыдущим годом на 21%, то в следующем году этот показатель составил 16%, а в 2006 г. – только 10.2%. Однако, несмотря на высокие темпы роста средней реальной заработной платы, которые она демонстрирует последние шесть лет, ее размер не превысил уровня 1991 г.

Для пенсионной системы важным является то обстоятельство, что значительное число работников в реальности получает заработную плату существенно ниже, чем средняя. В апреле 2006 года 53.4% работников получали заработную плату ниже 7400 руб., при средней 9847 руб.

Различия в заработной плате мужчин и женщин являются одним из важнейших факторов формирующих гендерные различия в пенсионном обеспечении россиян. В условиях низкого уровня пенсий это, в свою очередь, порождает проблему феминизации бедности в пенсионном возрасте. Согласно официальным данным, последние пять лет начисленная заработная плата женщин в среднем составляла только 61-64% от заработной платы мужчин. При этом женщины получают меньшую заработную плату во всех возрастных группах. Наименьшие различия в оплате труда мужчин и женщин характерны в возрастах 15-19 лет и старше 70 лет.

Анализ половозрастного распределения заработной платы показал, что оно отличается от подобного распределения в странах с развитой экономикой, поскольку после 40 наблюдается снижение средней заработной платы, как у мужчин, так и у женщин, тогда как для зарубежных стран характерен непрерывный, хотя и замедляющийся с возрастом рост заработной платы.

В период с 1995 г. по 2005 г. в Российской Федерации наблюдался заметный рост численности пенсионеров [1]. За это время она увеличилась на 1230.0 тыс. человек или 3.3%, составив на конец 2005 года 38313.0 тыс. человек или 26.7% постоянного населения России. При этом доля женщин в общей численности пенсионеров составляет около 66% (данные 2003 года). Рост численности пенсионеров проходил на фоне сокращения общей численности населения страны. В результате наблюдалось превышение темпа роста относительной численности пенсионеров над темпом роста их абсолютной численности. С точки зрения системы пенсионного обеспечения указанный факт является крайне негативной тенденцией, т.к. приводит к повышению пенсионной нагрузки.

Информация о работе Финансовые аспекты пенсионной реформы в России