Финансовые отношения: классификация, объекты и субъекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание

Финансовые отношения - экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме
Денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения.[1

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие и сущность финансовых отношений 5
1.1. Финансовые отношения предприятий их сущность и функции 5
1.2. Принципы и формы проявления финансов предприятий 10
1.3. Эффективность использования основного оборотного капитала 12
Глава 2. Классификация, субъекты и объекты финансовых отношений 17
2.1. Субъекты и объекты финансовых отношений 17
2.2 Классификация финансовых отношений 19
Глава 3. Анализ состояния финансов в Республике Казахстан 22
3.1. Организация функционирования финансов в Республике Казахстан 23
3.2. Показатели финансового сектора и финансовых отношений в экономики на современном этапе 26
Заключение 30
Список использованной литературы. 32

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya - finansovie otnosheniya.doc

— 341.50 Кб (Скачать документ)

       Распределительная функция

      В ближайшей перспективе бюджетная  политика нашего государства осуществляться на фоне достигнутой экономической и финансовой стабилизации. Общее улучшение экономической, социальной и инвестиционной ситуации благоприятно скажется на возможностях реализации более эффективной бюджетной политики. К этому же времени начнет проявляться и эффект внедренного Налогового кодекса.

     Главным звеном финансовой системы РК является государственный бюджет - годовой  план доходов государства и его  расходов. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованиям жить по средствам.

     Доходная  часть государственного бюджета  формируется в основном за счет налоговых поступлений и доходов, получаемых государством от различной деятельности, причем в рыночной экономике основным поступлением в госбюджет является подоходный налог с населения, т.е. с физических лиц (до 80%). Такой вид налогообложения считается наиболее прогрессивным, так как население не имеет возможности переложить налог на отпускные цены. Бизнес же такую практику применяет, когда его доходы облагаются налогом.

     Расходная часть государственного бюджета  в странах с развитой рыночной экономикой предполагает выделение  средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям государственного сектора и развитие инфраструктуры. Структура расходной части бюджета в определенной степени зависит от ориентации государственной политики.

      Использование государственного бюджета в рыночной экономике определяется целью создать наилучшие условия для функционирования рыночной системы - это охрана института частной собственности, создание условий для мобильности ресурсов, поддержание социальной стабильности общества, формирование конкурентной среды, направляющей производство на потребности покупателей. В последнее время особенно четко обозначились усилия правительств на поддержание высокого конкурентоспособного потенциала общества на мировом рынке.

       Регулирующая  функция

       Определенное  участие в управлении государственными финансами принимает Национальный банк Республики Казахстан в соответствии со спецификой своих функций.

       Национальный  банк Республики Казахстан как непосредственно, так и опосредованно влияет на финансовые отношения при проведении денежно-кредитной политики, регулировании денежного обращения, управлении кредитными ресурсами; банк участвует совместно с Министерством финансов в валютно-финансовых отношениях государства, внешнем взаимствовании денежных средств для финансирования потребностей экономики. Поэтому эффективность управляющего воздействия Национального банка сказывается на состоянии государственных финансов и финансов хозяйствующих объектов при проведении единой финансово-кредитной политики государства.

       Компетенция Правительства Республики Казахстан в управлении финансами определяется его статусом как органа исполнительной власти и включает:

       1) разработку основных направлений  социально-экономической политики, стратегических и тактических  мер по ее осуществлению;

       2) разработку государственных социально-экономических и научно-технических программ, индикативных планов;

       3) разработку и исполнение республиканского  бюджета;

       4) разработку и осуществление мер  по укреплению финансовой системы  страны, обеспечение контроля за  соблюдением законности при образовании и использовании государственных финансовых, валютных и материальных ресурсов;

       5) осуществление структурной и  инвестиционной политики;

       6) организацию управления государственной  собственностью;

       7) решение вопросов социально-экономического развития регионов;

       8) разработку мер по реализации  внешнеэкономической политики, сотрудничеству  с другими государствами и  взаимодействию с международными  финансовыми организациями;

       9) осуществление иных полномочий  в соответствии со статусом, определенным Конституцией страны.

       Контролирующая  функция

       Общегосударственные финансы управляются Министерством  финансов и Министерством государственных  доходов Республики Казахстан.

       Аппарат финансовой системы проводит свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, с действующим законодательством, распоряжениями Правительства республики, решениями местных администраций, приказами, инструкциями и указаниями Министерства финансов, Министерства госдоходов и налоговых органов.

       Предупреждение, выявление, привлечение и расследование правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности призвана обеспечить финансовая полиция - как правоохранительная структура, включающая центральное Агентство и территориальные органы. В целом их задачи состоят в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан, в том числе расследование правонарушений, связанных с уклонением от уплаты налогов, таможенных сборов и других обязательных платежей в бюджет, легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, добытых незаконным путем.

       Органы  финансовой полиции осуществляют оперативно-розыскную  деятельность в отношении лиц, совершивших  правонарушения в сфере экономической  и финансовой деятельности или подозреваемых  в их совершении, принимают меры к возмещению нанесенного государству ущерба. В их задачи входит также совершенствование форм и методов борьбы с экономической и финансовой преступностью, координация и проведение с финансовыми, налоговыми и таможенными органами профилактических мероприятий по вопросам своей компетенции, обеспечение безопасности деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов, разработка правовых, организационных и экономических механизмов реализации своей деятельности.

       Органы  финансовой полиции взаимодействуют  с компетентными органами зарубежных государств по вопросам предупреждения, выявления и пресечения правонарушений в сфере экономической и финансовой деятельности, участвуют в аналогичной деятельности международных организаций.

       Задачами  таможенных органов являются защита экономических интересов и экономической безопасности страны (таможенный и валютный контроль, борьба с контрабандой и преступлениями в сфере таможенного дела, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а в части финансов - взимание таможенных платежей и налогов, штрафов, конфискации товаров и транспортных средств.

3.2. Показатели финансового сектора  и финансовых отношений в экономики  на современном этапе

      По  официальным данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в декабре 2005 года годовой уровень инфляции составил 7,5% (в декабре 2004 года – 6,7%). При этом продовольственные товары подорожали на 8,1%, непродовольственные товары – на 5,9%, платные услуги населению – на 8,0%.

      В январе-декабре 2005 года в структуре  продовольственных товаров было зарегистрировано повышение цен на овощи и фрукты – на 23,1%, на рис – на 18,3%, на мясо и мясопродукты – на 12,5%, на сахар – на 11,9%, на рыбу и морепродукты – на 11%.

      В группе непродовольственных товаров  наибольшее повышение цен произошло на одежду – на 8,0%, обувь – на 7,0%, печатные издания – на 5,7%, ткани – на 4,9%, товары личной гигиены – на 4,8%, бензин – на 3,2%.

      Услуги  жилищно-коммунальной сферы стали  дороже на 7,4% в результате роста  цен на газоснабжение – на 34,5%, содержание жилья – на 9,6%, сбор мусора – на 8%. Кроме того, было зарегистрировано повышение цен на услуги учреждений образования – на 19,5%, здравоохранения – на 7,2%, пассажирского транспорта – на 6%, культуры – на 5,4%.

      В среднегодовом исчислении инфляция за 2005 год составила 7,6% (за 2004г. -  6,9%) .

        

      За 2005 год чистые международные резервы  Национального Банка в текущих  ценах снизились на 23,8% до 7065,9 млн. долл. Продажа иностранной валюты Национальным Банком на внутреннем рынке, обслуживание внешнего долга Министерства финансов, пополнение активов Национального фонда были частично нейтрализованы поступлениями иностранной валюты на счета Правительства в Национальном Банке. В результате чистые валютные запасы (СКВ) снизились на 28,2% до 6080,4 млн. долл. Активы в золоте выросли на 22,6% в результате проведенных Национальным Банком операций и роста цены золота.

      Международные резервы страны в целом, т.е. включая  деньги Национального фонда (8014,7 млн. долл.), увеличились за 2005 год на 4,7% и составили 15084,4 млн. долл.

      Увеличение  чистых внутренних активов Национального  Банка за 2005 год обусловило расширение денежной базы на 14,7% до 663,0 млрд. тенге, денежная масса выросла на 22,0% до 2012,5 млрд. тенге вследствие увеличения внутренних активов депозитных организаций, тогда как чистые внешние активы сократились. 

      Более высокий рост денежной массы по сравнению  с ростом денежной базы за 11 месяцев 2005 года обусловил увеличение денежного  мультипликатора с 2,86 до 3,30.

      В 2005 году ситуация на валютном рынке характеризовалась тенденцией номинального ослабления тенге по отношению к доллару США. В целом она соответствовала конъюнктуре мирового валютного рынка, характеризовавшейся значительным укреплением американской валюты.

      Средневзвешенный обменный курс тенге в целом за 2005 год составил 132,94 тенге за доллар. Биржевой курс на конец периода составил 133,77 тенге за доллар. За год в номинальном выражении тенге девальвировал к доллару США на 2,9%. Наиболее высокая скорость девальвации наблюдалась в марте и июне (1,82% и 1,95%, соответственно).

      Объем биржевых торгов в долларовой позиции  составил 11749,0 млн. долл. США, превысив показатель 2004 года на 26,3%.

      За 2005 год Министерство финансов осуществило  размещение государственных ценных бумаг на 122,8 млрд. тенге, что на 2,7% больше по сравнению 2004 годом. При этом было проведено 7 аукционов, на которых были размещены 10-ти и 15-ти летние МЕУЖКАМ, 3-х, 4-х и 5-ти летние МЕОКАМ, а также 12-ти месячные МЕККАМ. Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства МЕУЖКАМ были размещены впервые.

      В течение 2005 года снижение доходности произошло  по 12-ти месячным МЕККАМ с 3,16% до 2,75%, по оставшимся видам ценных бумаг аукционы проводились только один раз в  течение отчетного периода и  доходность по ним составила: по 3-х летним МЕОКАМ – 3,82%, по 4-х летним МЕОКАМ – 3,53%, по 5-ти летним МЕОКАМ – 4,09%.

      Погашение государственных ценных бумаг Министерства финансов, включая выплату вознаграждения, в 2005 году составило 69,7 млрд. тенге.

      В результате объем ценных бумаг Министерства финансов в обращении увеличился по сравнению с декабрем 2004 года на 27,0% до 291,4 млрд. тенге на конец  декабря 2005 года.

      Краткосрочные ноты Национального Банка Казахстана. Объем эмиссии нот Национального Банка в 2005 году составил 1960,2 млрд. тенге, что 3,4 раза больше, чем за 2004 год. При этом погашение нот Национального Банка в отчетном периоде, включая выплату вознаграждения, составило 2210,3 млрд. тенге. В результате на конец декабря 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года объем нот Национального Банка в обращении уменьшился на 59,4% до 161,0  млрд. тенге.

      Депозитный  рынок. На 1 декабря 2005 года общий объем  депозитов резидентов вырос на 27,2% по сравнению с данными на начало 2005 года до 1617,0 млрд. тенге (12,1 млрд. долл. США). При этом депозиты юридических лиц увеличились на 28,6% до 1066,6 млрд. тенге, вклады физических лиц – на 24,8% до 550,4 млрд. тенге.

      В январе-ноябре 2005 года наблюдалось  понижение уровня долларизации. Депозиты в национальной валюте увеличились на 27,7% до 921,6 млрд. тенге, а депозиты в иностранной - на 26,6% и составили 695,4 млрд. тенге. В результате удельный вес тенговых депозитов в общем объеме депозитов резидентов повысился с 56,8% до 57,0%.

      Динамика ставок по депозитам банков характеризовалась следующими изменениями. В ноябре 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам физических лиц снизилась с 9,3% до 9,1%, по депозитам небанковских юридических лиц  - с 3,4 % до 3,3%.

Информация о работе Финансовые отношения: классификация, объекты и субъекты