Финансовые отношения предприятий и принципы их организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - сделать общий обзор финансовых отношений предприятий, рассмотреть основные принципы их организации.
Данная работа состоит из 3 основных глав.
1 глава посвящена сущности финансов предприятий, их функциям. Дается характеристика финансовых отношений.
Во 2 главе раскрываются принципы организации финансов предприятий. Здесь будут рассмотрены 9 принципов, тесно связанных с целями и задачами деятельности организаций.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая чистовик.docx

— 64.60 Кб (Скачать документ)

     Таким образом,  осуществление финансовой деятельности  предприятия основано на реализации  следующих основных принципов: 

 

• финансовая самостоятельность;

 

• заинтересованность в  итогах финансово-хозяйственной деятельности;

 

• самофинансирование;

 

• ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности;

 

• разграничение средств  основной и инвестиционной деятельности;

 

• деление капитала предприятия  на оборотный и внеоборотный;

 

• деление источников финансирования оборотных средств на собственные  и заемные;

 

• контроль за результатами деятельности предприятия;

 

• наличие целевых фондов денежных средств на предприятии.

  

  Самофинансирование  — обязательное условие успешной  хозяйственной деятельности предприятий  в условиях рыночной экономики.  Этот принцип базируется на  полной окупаемости затрат по  производству продукции и расширению  производственно-технической базы  предприятия. 

     Принцип самофинансирования  означает способ хозяйственной  и инвестиционной деятельности, при котором все расходы, связанные  с обязательными платежами в бюджет и другие централизованные фонды, а также затраты по расширенному воспроизводству полностью покрываются за счет прибыли и других собственных источников.

     Хозяйственная  деятельность предприятия неразрывно  связана с его финансовой деятельностью.  Предприятие самостоятельно финансирует  все направления своих расходов  в соответствии с производственными  планами, распоряжается имеющимися  финансовыми ресурсами, вкладывая  их в производство продукции  в целях получения прибыли.

     Разграничение  средств основной деятельности  и инвестиционной деятельности  означает, что оборотные и другие  средства, закрепленные за основной  деятельностью, не могут быть  использованы предприятием на  нужды капитального строительства,  и наоборот.

     Важным является  деление источников финансирования  оборотных средств на собственные  и заемные. К собственным относятся  средства, закрепленные за предприятием  в бессрочное пользование. Заемные  средства — это в основном  банковские кредиты, которые предоставляются  предприятию на относительно  небольшой срок на определенную  цель под проценты. Сочетание  собственных и заемных средств  позволяет предприятию более  рационально использовать оборотные  средства. Полная сохранность оборотных  средств — необходимое условие  непрерывности их оборачиваемости.  Предприятие обязано обеспечивать  сохранность, рациональное использование  и ускорение оборачиваемости  оборотных средств.

     Необходимость  контроля за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятия объективно  вытекает из сущности финансов  как денежных отношений. Финансово-хозяйственная  деятельность предприятия связана  с формированием и расходованием  денежных средств, а следовательно,  затрагивает интересы государства,  работников предприятия, акционеров  и всех возможных контрагентов  предприятия. Контроль проявляется  через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и меры воздействия различного содержания.

     Каждое предприятие  для нормального функционирования  должно располагать определенными  целевыми фондами денежных средств.  Важнейшими из них являются: фонд  основных средств, фонд оборотных  средств, финансовый резерв, фонд  амортизации, ремонтный фонд, фонд  развития производства, науки и  техники, фонд материального поощрения,  фонд социального развития и  др. Образование указанных фондов, управление ими и правильное  их использование составляют  одну из важнейших сторон финансовой  работы на предприятиях.

 

Формы расчетов между  субъектами хозяйствования.

       Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Наличные расчеты - это расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги. Произведены они могут быть только в одной единственной форме - путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому лицу во исполнение какого-либо гражданско-правового обязательства.

Форм безналичных расчетов существует больше: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.  В настоящее время основной формой расчетов, используемой в предпринимательской деятельности, является безналичная. Безналичные расчеты производятся через банки и иные кредитные организации, в которых открыты счета. Законным платежным средством на территории РФ является рубль. Поэтому все наличные расчеты должны производиться в рублях.

Списание денежных средств  со счета клиента осуществляется на основании расчетных документов, которые составляются в соответствии с банковскими правилами, они  действительны к предъявлению банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки, а также  использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

Расчеты платежными поручениями.

Платежное поручение - это  поручение владельца счета обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета  на счет получателя в срок, предусмотренный  законом, если более короткий срок не предусмотрен в договоре между банком и клиентом. В российском деловом  обороте преобладают расчеты  платежными поручениями.

Банк обязан перечислять  со счета денежные средства клиента  по его распоряжению не позже дня, следующего за днем поступления в  банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены  законом, банковскими правилами  или договором банковского счета. В те же сроки зачисляются на счет клиента денежные средства.

Платежное поручение как  расчетный документ действительно  в течение 10 календарных дней, не считая дня выписки. Поручение составляется на бланке формы N 0401060.

Переводы через банк платежными поручениями применяются для  платежей за товары, выполненные работы и оказанные услуги, для перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, для возврата или размещения кредитов и депозитов, а также для уплаты процентов по ним.

С помощью платежных поручений  осуществляются срочные платежи - сразу  после отгрузки, путем прямого  акцепта товара (т.е. получения согласия плательщика на оплату), а также  досрочные и отсроченные платежи - в рамках договорных отношений. При  крупных сделках нередко оплата производится по частям.

Выбирая данную форму расчетов, поставщик (получатель средств) несет  следующие риски:

1) неисполнение платежного  поручения плательщика из-за отсутствия  или недостаточности средств  на его счете либо из-за невозможности  получения кредита банка;

2) несвоевременное поступление  или неполучение денег при  неисполнении платежного поручения  соответствующими банками или  расчетно - кассовыми центрами.

Риск, который несет покупатель, заключается в отсутствии гарантии своевременной поставки товара, особенно при авансовых платежах. Такие  платежи кроме указанного риска  обусловливают также потери покупателя, связанные с отвлечением из оборота  денежных средств и фактическим  предоставлением поставщику беспроцентной  ссуды.

Расчеты чеками.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

В расчетах чеками участвуют: чекодатель - юридическое лицо, имеющее  денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления  чеков, и чекодержатель - юридическое  лицо, в пользу которого выдан чек, а также банк - плательщик - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Как правило, чек  используется для платежа по обязательству  между чекодателем и чекодержателем, но погашение этого денежного  обязательства происходит не в момент выдачи чека, а в момент его оплаты. Чекодатель не вправе отозвать чек  до истечения установленного срока  для его предъявления к оплате.

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления  чеков. Чек оплачивается банком - плательщиком за счет денежных средств чекодателя и является средством, с помощью  которого можно распоряжаться текущим  счетом чекодателя. Сумма денег на этом счете может сильно меняться, в связи с этим период обращения  ограничивается 10 днями.

Чековая книжка с бланками чеков выдается обслуживающим банком на основании заявления клиента. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности и учитываются в банках на внебалансовых счетах.

Чек может быть именным, ордерным и предъявительским. Вид чека, как  любой другой ценной бумаги, определяется способом передачи прав по нему.

Именным считается чек, выписанный в пользу определенного лица (чекодержателя). Их запрещено передавать другим лицам.

В отличие от именного чека, права, удостоверенные в ордерном чеке, могут принадлежать не только поименованному в нем лицу, но и назначенному распоряжением последнего. Ордерным чеком можно расплатиться с кредитором путем передачи посредством передаточной надписи (индоссамента).

Предъявительский чек, как  самый оборачиваемый, передается со всеми вытекающими правовыми  последствиями путем простого вручения, т.е. права на него принадлежат предъявителю.

Преимущество расчетов чеками перед расчетами платежными поручениями  состоит в том, что покупатель, удостоверившись в соответствии продукции своим требованиям, простым  обменом подтверждающих отгрузку товара документов на чек рассчитывается сразу  же с поставщиком чеком. При расчетах платежными поручениями такой возможности  максимального приближения платежа  к моменту получения товара нет.

Расчеты по аккредитиву.

Аккредитив - письменное поручение  одного банка (банка - эмитента) другому  банку (исполняющему банку) выплатить  определенную сумму физическому  или юридическому лицу или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель при выполнении указанных  в аккредитиве условий.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем  средств. Права и обязанности, возникающие  в результате выставления и исполнения аккредитива, включаются в договор  клиентов банка со своими контрагентами (основной договор) как одна из его  составных частей.

В осуществлении операций по аккредитиву участвуют:

- плательщик (покупатель, аккредитиводатель), обращающийся в банк с просьбой  об открытии аккредитива;

- банк - эмитент, открывающий  аккредитив;

- поставщик (бенефициар  по аккредитиву);

- банк - корреспондент по  месту нахождения бенефициара  (исполняющий банк).

Плательщик оформляет  в своем банке аккредитив на бланке формы N 0401063. В этой форме плательщик обязан указать вид аккредитива, условия оплаты, полное и точное наименование документов, против которых  производится платеж, наименование товара, который оплачивается аккредитивом, номер и дату договора, срок отгрузки товара, грузополучателя и место  назначения, а также срок действия аккредитива с указанием даты его закрытия. Если аккредитив покрытый, то требуется указать номер счета  для депонирования средств в  исполняющем банке.

Чтобы получить деньги по аккредитиву, получатель должен представить в  исполняющий банк отгрузочные документы, подтверждающие выполнение всех условий  аккредитива. Все документы должны быть представлены в пределах срока  действия аккредитива.

Степень обеспечения и  момент принятия на себя (чекодержателем) риска определяют формы аккредитива: отзывной и безотзывной, причем последний  бывает подтвержденный и неподтвержденный.

Отзывной аккредитив может  быть в любой момент изменен или  аннулирован банком - эмитентом без  предварительного уведомления поставщика на основании письменного распоряжения плательщика.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен без согласия бенефициара (получателя средств) и  ответственных банков, если выполнены  условия аккредитива. Поэтому в  поручении на открытие следует четко  указывать форму аккредитива, учитывая возможность прекращения его  действия до совершения платежа.

Безотзывной неподтвержденный аккредитив только авизуется бенефициару, т.е. банк - эмитент может обратиться к другому (авизующему) банку с  просьбой официально уведомить бенефициара  об открытии ему аккредитива.

Безотзывной подтвержденный аккредитив означает твердое обязательство  банка, которому дается поручение о  подтверждении, осуществить платеж в дополнение к обязательству  банка - эмитента.

Ответственность за нарушение  условий аккредитива перед плательщиком несет банк - эмитент, а перед банком - эмитентом - исполняющий банк.

Для поставщика наиболее надежным является безотзывной аккредитив, подтвержденный обслуживающим банком.

Аккредитивы бывают покрытые и непокрытые.

Покрытые аккредитивы  означают предварительное предоставление в распоряжение банка - корреспондента средств (депонирование) в сумме  аккредитива за счет плательщика  либо предоставленного ему кредита  в распоряжение исполняющего банка  на весь срок действия обязательств с  условием возможного использования  этих денег для выплат, гарантированных  по аккредитиву.

Информация о работе Финансовые отношения предприятий и принципы их организации