Финансовые ресурсы государства и предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:45, реферат

Описание

Финансовые ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы формирования и использования финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне
§1. Источники финансовых ресурсов государства
§2. Направления использования централизованных финансовых ресурсов
§3. Государственный кредит как особая форма поступления и расходования финансовых ресурсов государства
Глава 2. Источники и направления использования финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне
§1. Сущность и источники финансовых ресурсов предприятия
§2. Распределение финансовых ресурсов предприятия
Выводы
Литература

Работа состоит из  1 файл

реферат по гмф.docx

— 45.46 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Введение  

Глава 1. Основы формирования и использования финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне  

§1. Источники  финансовых ресурсов государства  

§2. Направления  использования централизованных финансовых ресурсов  

§3. Государственный  кредит как особая форма поступления  и расходования финансовых ресурсов государства  

Глава 2. Источники  и направления использования  финансовых ресурсов на микроэкономическом уровне  

§1. Сущность и  источники финансовых ресурсов предприятия  

§2. Распределение  финансовых ресурсов предприятия 

Выводы 

Литература  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Бюджет  источников финансовых ресурсов и направлений  их использования - это во многом искусство, искусство вести учет финансового  хозяйства и контролировать рациональность расходования ресурсов. Без доходных источников нет бюджета, тогда как  потребности в самих этих источниках существуют всегда. Государством эти  потребности удовлетворяются через  налоги, а при их недостаточности - через займы. Поэтому государственный  бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения  национального дохода и расходуемый  государством для осуществления  своих функций.

     В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансы  предприятий (организаций, учреждений) занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и  нематериальные блага и формируется  преобладающая масса финансовых ресурсов страны. Финансы предприятий - это не только составная, но и специфическая  часть финансов. Им присущи, с одной  стороны, черты, характеризующие экономическую  природу финансов в целом, а с  другой - особенности, обусловленные  функционированием финансов в разных сферах общественного производства.

     Финансовые  ресурсы предприятия - это денежные доходы и поступления, находящиеся  в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления  затрат по расширенному воспроизводству  и экономическому стимулированию работающих. Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных и приравненных к ним средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления  денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Основы формирования и использования  финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне 

     §1. Источники финансовых ресурсов государства  

     Государственные доходы - это часть национального  дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с  целью создания финансовой базы для  выполнения его задач по осуществлению  социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для  функционирования государственных  органов.

     Согласно  ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

     В доходы бюджета текущего года зачисляется  остаток средств на конец предыдущего  года.

     К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы. Размер предоставленных налоговых  кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается  в доходах соответствующего бюджета.

     К неналоговым доходам относятся  доходы:

-от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

-от продажи  или иного возмездного отчуждения  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности;

-от платных  услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно  федеральных органов исполнительной  власти, органов исполнительной  власти субъектов РФ, органов  местного самоуправления; средства, полученные в результате применения  мер гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности,  в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда,  причиненного Российской Федерации,  субъектам Российской Федерации,  муниципальным образованиям, и иные  суммы принудительного изъятия; 

-в виде финансовой  помощи и бюджетных ссуд, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации;

-иные неналоговые  доходы.

     Согласно  ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета  зачисляются собственные налоговые  доходы федерального бюджета, за исключением  налоговых доходов, передаваемых в  виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы  Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают  собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут  поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные  перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток  средств на конец предыдущего  года.

     Согласно  ст. 55 БК РФ доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных  и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным  бюджетам.

     Согласно  ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных  доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные  бюджеты полностью поступают  доходы от продажи и использования  имущества, находящегося в муниципальной  собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.

     Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень  разнообразны. Для их классификации  используют различные критерии. При  классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие  различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).

     По  территориальному признаку государственные  централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов  федерации.

     По  методу мобилизации государственных  доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные  доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые  платежи.

     К централизованным доходам относят  доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных  внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных  фондов медицинского страхования).

     Децентрализованными доходами служат доходы юридических  лиц, имущество которых находится  в федеральной собственности  или в собственности субъектов  РФ. В первую очередь речь идет о  государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

     Доходы  местного самоуправления, в том числе  и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные доходы", т.к органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не включаются в систему органов государственной власти.

     Система местных доходов, их правовой режим  определяются соответствующими нормативными актами.

     Неналоговые платежи относятся к государственным  доходам, поступающим на обязательной основе, и характеризуются большим  разнообразием, отличаясь друг от друга  по субъектам платежей, методом их взимания, источником поступления. К  неналоговым доходам относятся:

-платежи за  оказание различных услуг (государственная  пошлина, сбор за клеймение  измерительных приборов, таможенная  пошлина);

-доходы от  использования объектов федеральной  собственности и собственности  субъектов Федерации (лесной доход,  рыболовецкий сбор, плата за воду);

-платежи, носящие  штрафной характер (суммы, полученные  от реализации конфискованного  имущества; штрафы, взимаемые за  нарушение финансового законодательства, и т.д.);

-поступление  от продажи государственных ценных  бумаг, объектов федеральной собственности  и собственности субъектов Федерации.

     В соответствии со ст. 50 БК РФ налоговые  доходы федерального бюджета - это:

-федеральные  налоги и сборы, перечень которых  определяется налоговым законодательством  РФ, а пропорции их распределения  в порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы РФ утверждаются  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год на срок не менее трех  лет при условии возможного  увеличения нормативов отчислений  в бюджеты нижестоящего уровня  на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

-таможенные  пошлины, таможенные сборы и  иные таможенные платежи;

-государственная  пошлина в соответствии с законодательством  РФ. 

     В соответствии со ст. 56 БК РФ к налоговым  доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

-собственные  налоговые доходы бюджетов субъектов  РФ от региональных налогов  и сборов, перечень и ставки  которых определяются налоговым  законодательством РФ, а пропорции  их разграничения на постоянной  основе и распределения в порядке  бюджетного регулирования между  бюджетом субъекта РФ и местными  бюджетами определяются законом  о бюджете субъекта РФ на  очередной финансовый год и  Федеральным законом "О финансовых  основах местного самоуправления  в РФ";

-отчисления  от федеральных регулирующих  налогов и сборов, распределенных  к зачислению в бюджеты субъектов  РФ по нормативам, определенным  федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год за исключением доходов  от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного  регулирования местным бюджетам. 

     §2. Направления использования  централизованных финансовых ресурсов  

     Государственные расходы - это затраты государства  на обеспечение жизнедеятельности  общества: на государственное управление, оборону страны, развитие производства, социально-экономические и культурные потребности. Централизованные государственные  расходы осуществляются за счет государственных  внебюджетных фондов. Помимо этого, расходы  производят и органы местного самоуправления за счет находящихся в их распоряжении средств.

     Все субъекты Российской Федерации наделены правом покрытия затрат, связанных  с их функционированием, за счет своих  бюджетов. Первым участником правоотношений, связанных с покрытием расходов бюджетными средствами, является представляющий интересы государства, отпускающего бюджетные средства, финансовый орган, который составляет роспись расходов бюджета в соответствии с их поквартальным распределением, открывает кредиты, имеет права отзыва их и осуществляет постоянный контроль за использованием бюджетных ассигнований.

     Второй  участник правоотношений при бюджетном  финансировании - кредитное учреждение, в котором открыт расчетный, текущий (бюджетный) счет государственной организации, получающей бюджетные ассигнования. Кредитное учреждение принимает  участие в кассовом исполнении бюджета  и контроле за соблюдением финансовой дисциплины. 

     Третьим участником правоотношений при бюджетном  финансировании выступает распорядитель  бюджетных кредитов - руководитель учреждения, предприятия, организации, которому предоставлено право распоряжаться отпускаемыми для него бюджетными ассигнованиями, переводить их нижестоящим распорядителям.

     Финансовые  отношения в области расходов бюджета могут выступать только как правоотношения. Орган государства, представляющий его интересы и наделенный полномочиями регулировать общественные отношения в области бюджетных  расходов, применяет к органу, получающему  бюджетные ассигнования, метод властного  воздействия. Государство в одностороннем  порядке устанавливает виды расходов, финансируемые из бюджета за любые  нарушения государственных предписаний. Однако финансовый орган, как и все  участники этого вида финансовых правоотношений, лишен права оперативной  самостоятельности: он не решает вопросы  о целесообразности, размерах и сроках расходования бюджетных средств. Все  предрешено заранее органами государственной  власти и управления. Субъект отношений, нарушивший предписание государства, неизбежно несет ответственность. Государственные расходы осуществляются разными способами: финансированием  и путем предоставления бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов.

Информация о работе Финансовые ресурсы государства и предприятия