Финансовые ресурсы Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть определение понятия финансовых ресурсов государства.
2. Рассмотреть состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации.
3. Проанализировать источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования.
4. Охарактеризовать государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства.
5. Показать влияние финансовых ресурсов на экономику страны.
6. Рассмотреть роль финансовых ресурсов в повышении промышленного производства.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 73.74 Кб (Скачать документ)

     Объем финансовых ресурсов в первую очередь  зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных  частей общественного продукта, и  прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный  продукт, тем больше величина финансовых ресурсов). Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы  амортизации или переоценки основных фондов.

     Факторы, влияющие на величину отдельных видов  финансовых ресурсов:

     1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая  стоимость основных фондов, соотношение  между отдельными элементами  основных фондов.

     2) Отчисления во внебюджетные фонды,  т.к. они зависят от ставок  страховых взносов, уровня собираемости.

     3) Прибыль зависит от уровня  рентабельности (издержек), объема производства  и реализации, структурных сдвигов  и цены - как основного фактора.

     4) Косвенные налоги зависят от  объема облагаемого оборота, уровня  ставок косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня  налоговых льгот.

     Нехватка  финансовых ресурсов, происходит с  одной стороны в результате прямого  сокращения их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны - резкое увеличение потребности  в финансовых ресурсах всех сфер финансовых отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки  экономики (демилитаризация, демонополизация); дезинтеграция производства и социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате обнищания большой  группы населения.

     Дополнительные  источники финансовых ресурсов, из-за чего недополучаются финансовые ресурсы:

     - несовершенство законов;

     - ошибки принятия управленческих  решений (уход за рубеж огромных  капиталов, в больших масштабах  оказывается экономическая помощь  другим странам).

     Потеря  финансовых ресурсов происходит в результате продажи крупных предприятий  за мизерные цены во времена ваучеризации (Англия в свое время от этого  получила $100 млрд.).

     Огромный  источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых.

     Кроме того, огромный финансовый потенциал  заключается в высококвалифицированной  рабочей силе, однако государство  не создает благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет государственную казну. 
 

          1.3 Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования 

     Условия формирования финансовых ресурсов заложены на стадии производства в пропорциях различных элементов стоимости  созданного продукта, которые корректируются через цены, распределяются между  участниками производственного  процесса. Их доходы затем перераспределяются государством с помощью налоговой  системы и трансфертов, передаваемых населению, а также с помощью  финансового рынка.

     Источники формирования финансовых ресурсов делятся  на:

     1) источники, которые действуют  на макро - уровне (уровне государства);

     2) источники, которые действуют  на микро - уровне (уровне предприятия).6

     Первым  и основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном  уровне (макро - уровне) является национальный доход. На основе распределения и  перераспределения национального  дохода создаются централизованные фонды денежных средств.

     Часть национального дохода формируется  и остается в распоряжении предприятий, т. е. создаются децентрализованные ресурсы на микр - оуровне, которые  используются на затраты производства на предприятиях.

     Внутренний  источник средств, используемых в государстве, один — экономика страны и ее результат.

     Государственные финансовые ресурсы образуются преимущественно за счет: взимания налогов и сборов; поступлений от использования, а также продажи государственного имущества; средств от продажи золотого запаса страны; выпуска и продажи государственных облигаций и других ценных бумаг; прибыли от государственной предпринимательской деятельности; получения денежных средств путем внешнего и внутреннего заимствования; использования резервных и страховых фондов, добровольных взносов юридических и физических лиц7.

     В целом понятие «государственные доходы» шире понятия «доходы  госбюджета». Часть доходов дают государственные предприятия, находящиеся  на автономном финансировании, но зачисляющие  свои доходы непосредственно в государственный  бюджет.

     Существование налоговых доходов государства  обусловлено выполнением государством своих властных функций, а существование  производственных доходов — выполнением  государством своей предпринимательской  функции. К непроизводственным доходам  государства можно отнести налоги, государственные займы и эмиссию  бумажных денег.

     Важнейшие направления расходования финансовых ресурсов: государственные инвестиции; содержание государственного аппарата; оплата государственных заказов; финансирование бюджетных организаций и учреждений; расходы на социальные нужды, на обслуживание внутреннего и внешнего долгов, государственные  дотации, субсидии, субвенции; взносы во всемирные организации, оказание помощи иностранным государствам; затраты  на приобретение, выкуп объектов собственности  и др. расходы, определяемые федеральными законами, законами субъектов федерации  и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете, о внебюджетных фондах на очередной финансовый год.

     Государственные финансовые ресурсы разделяются  на ресурсы федерации и ресурсы субъектов федерации; при этом выделяются источники поступления и каналы расходования каждого из этих видов ресурсов в абсолютных величинах или в долях денежных средств.

     Местные (муниципальные) ресурсы образуют отдельную, относительно самостоятельную, часть финансовых ресурсов страны.

     Финансовые  ресурсы хозяйствующих субъектов (предприятий, коммерческих организаций) создаются главным образом в результате получения дохода от производственно-предпринимательской деятельности, формирования акционерного капитала, сбора паевых и уставных взносов, продажи и сдачи в аренду собственного имущества, получения заемных средств, финансовой поддержки со стороны государства, привлечения иностранных инвестиций, поступления страховых возмещений; средств от штрафных санкций.

     Для предприятий различных форм собственности  исходным источником формирования финансовых ресурсов является первоначальный капитал, выраженный в уставном, складочном, паевом капитале. Впоследствии, в ходе выполнения ими хозяйственной деятельности, финансовые ресурсы формируются  по трем важнейшим направлениям:

     - собственные и приравненные к  ним средства;

     - мобилизация ресурсов на финансовых  рынках;

     - поступление финансовых средств  через бюджетную и кредитную  систему.

     Собственные и приравненные к ним средства формируются по двум направлениям: денежные доходы и денежные поступления. В составе денежных доходов определяющая роль принадлежит прибыли от основной (текущей) деятельности предприятия. Самостоятельное  значение приобретает прибыль от других видов деятельности, а именно прибыль от выполнения научно-исследовательских работ, прибыль от строительства, выполняемого хозяйственным способом, прибыль от финансовых операций (спекуляции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами), другие доходы, к которым, в частности, относится большая группа вне реализационных доходов (штрафы, пени, безвозмездно полученные денежные и другие средства).

     В группе денежных поступлений основную роль выполняют амортизационные  отчисления по основным средствам и  нематериальным активам; выручка от реализации выбывшего имущества (основные средства, нематериальные активы, товарно-материальные ценности); целевые поступления; различные  взносы членов трудового коллектива и другие источники.

     Кроме аккумулирования собственных источников, предприятия производят мобилизацию  дополнительных ресурсов на финансовом рынке (эмиссия акций, облигаций, привлечение  кредитов, включая отсрочки платежа): получают доходы от собственности в  виде дивидендов от дочерних, зависимых  предприятий и иных эмитентов; формируют  новые финансовые ресурсы на паевых началах при организации совместной деятельности; получают бюджетное финансирование и финансирование из других источников.

     В условиях рыночной экономики хозяйствующие  субъекты в рамках соблюдения законов  свободны в выборе источников поступления  и способов расходования собственных  финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы  хозяйствующих субъектов используются на: содержание и приобретение основных и оборотных средств; оплату труда; выплату налогов и сборов, амортизационных  отчислений; проведение отчислений в  страховые и другие целевые фонды; осуществление расходов на социально-культурные и благотворительные нужды; выполнение природоохранных мероприятий; осуществление расходов будущих периодов; возврат долгов и выплату процентов по ним; образование резервов8.

     В особом положении находятся некоммерческие организации, финансовые ресурсы которых формируются не только из доходов от собственной деятельности, но и в виде взносов, пожертвований, благотворительной помощи, государственной поддержки. Некоммерческие организации не преследуют цели извлечения прибыли, действуя в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях".

     Выпуск  и размещение акций недоступно некоммерческим организациям, поскольку лишь акционерное  общество таким образом может  мобилизовать средства на финансовом рынке.

     Учреждения  и организации некоммерческого  сектора экономики для осуществления  своей деятельности мобилизуют финансовые средства из различных источников. Формирование финансовых ресурсов некоммерческих предприятий и организаций зависит  от двух факторов: характер (вид) оказываемых  услуг; принципы организации услуги (платность или бесплатность).

     Состав  и структура финансовых ресурсов некоммерческой организации существенно  зависит от ее формы.

     Для некоторых некоммерческих организаций - учреждений, действующих в сфере  образования, здравоохранения и  др., главным и даже единственным источником финансовых ресурсов являются бюджетные ассигнования. Другие услуги - в сферах культуры, искусства - являются платными, а бюджетные средства представляются нерегулярно и в форме целевого финансирования. Для большинства  некоммерческих организаций характерно сочетание источников финансирования из бюджетов разных уровней и доходов  от собственной деятельности. Расширение самостоятельности некоммерческих организаций позволило увеличить долю средств, зарабатываемых ими в результате расширения объема и перечня платных услуг, оказываемых населению9.

     Существует  группа услуг, связанных с государственным  управлением и обороной, имеющих  общегосударственное значение. Услуги такого рода полностью финансируются  бюджетными ресурсами без привлечения  средств населения, предприятий  и иных источников.

     Часть услуг, связанных с культурой, искусством, юриспруденцией, оказывается населению  только на платной основе и к бюджетным  ресурсам отношения не имеет. Услуги социально-культурной направленности финансируются на смежной основе — из бюджета (в пределах определенных нормативов), за счет средств населения  и предприятий (в оставшейся части). Бюджетное финансирование учреждений и организаций некоммерческого  характера оказывается строго на нормативной основе.

Информация о работе Финансовые ресурсы Россия