Финансовые ресурсы Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть определение понятия финансовых ресурсов государства.
2. Рассмотреть состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации.
3. Проанализировать источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования.
4. Охарактеризовать государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства.
5. Показать влияние финансовых ресурсов на экономику страны.
6. Рассмотреть роль финансовых ресурсов в повышении промышленного производства.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 73.74 Кб (Скачать документ)

     Кроме бюджетных средств используются два вида финансовых ресурсов:

     - денежные средства предприятий  и граждан по договорам на  оказание услуг или заказам  на проведение мероприятий;

     - поступления от населения за  оказанные платные услуги и  поступления от продажи изделий  собственного производства.

     Дополнительным  источником формирования финансовых ресурсов является выручка от сдачи основных средств и оборудования в аренду, добровольные взносы и прочие поступления.

     В зависимости от источника финансовых ресурсов в некоммерческих организациях существует два основных типа финансирования:

     - преимущественно бюджетные средства (сметное финансирование). Основной  документ — смета, бюджет;

     - полная самоокупаемость. Основной  документ — финансовый план.

     Существуют  особенности финансирования общественных организаций. Источником финансовых ресурсов в них служат членские взносы и  добровольные пожертвования. 
 

        1.4 Классификация финансовых ресурсов 

    Финансовые  ресурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:

  • государственную бюджетную систему;
  • внебюджетные специальные фонды;
  • государственный кредит;

    Эти три блока финансовых отношений  относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макро уровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

     Будучи  экономической формой существования  реальных, объективно обусловленных  распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:1

  • государственный бюджет является особой экономической формой пере распределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных  его  государственно-территориальных формирований ;
  • с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями  народного  хозяйства,  территориями  страны,  сферами общественной деятельности;
  • пропорции  бюджетного  перераспределения  стоимости  в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

     Взгляд  на бюджет как на экономическую категорию  не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точка зрения, согласно которой государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

     Доходы  бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом  дальнейшего распределения сконцентрированной  в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1 Структура доходов бюджета. 

       Доходы бюджетов ¾ денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

      Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

        Выделяют следующие основные  виды налоговых доходов:10

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

     Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

     Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса  РФ) включают следующие поступления:

  • От нерезидентов;
  • От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
  • От государственных внебюджетных фондов;
  • От государственных предприятий и учреждений;
  • От наднациональных организаций.

      Доходы  бюджета - это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии  законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня. Расходы  бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

      Виды  доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также  обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым  доходам относятся доходы:11

  • от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
  • финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
  • государственные займы  они  осуществляются  с  помощью  выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей) у внебюджетных фондах (например, у фонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями). Их доля в государственном бюджете составляет от 10% до 20%;
  • эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Использование эмиссии денег для пополнения казны является на самом деле формой налогообложения - инфляционным налогом.

   Рассмотрим  также источники доходной части  госбюджета:12

  • 70-80 % формируют налоговые поступления;
  • в значительно меньшей степени - доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • и доходы государственного предпринимательства.

     Неналоговые доходы, к которым в соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

доходы  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности;

доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  соответственно федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том  числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в  возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

  • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

     Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса  РФ) включают следующие поступления:

  • От нерезидентов;
  • От других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
  • От государственных внебюджетных фондов;
  • От государственных предприятий и учреждений;
  • От наднациональных организаций.
 
 
 

          2. Финансовые ресурсы страны как основа ее экономического развития 

          2.1 Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства 

     В каждой стране основу государственных  финансов составляет бюджет, а точнее – бюджетная система, которая  включает государственный бюджет и  бюджеты соответственных административных единиц13.

     Бюджетным Кодексом РФ определено, что бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ.

     Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов  между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных  внебюджетных фондов и территориальных  государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Информация о работе Финансовые ресурсы Россия