Финансовые ресурсы Россия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Раскрыть определение понятия финансовых ресурсов государства.
2. Рассмотреть состав финансовых ресурсов и методы их мобилизации.
3. Проанализировать источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования.
4. Охарактеризовать государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов государства.
5. Показать влияние финансовых ресурсов на экономику страны.
6. Рассмотреть роль финансовых ресурсов в повышении промышленного производства.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 73.74 Кб (Скачать документ)

     В условиях глобализации финансовые ресурсы  оказывают влияние на экономику  любого государства. На основе использования  финансовых инструментов можно оказать  определенное влияние на экономическую  стабильность, о чем свидетельствует  финансовый кризис в ипотечном секторе  США и отдельные изменения  на мировом фондовом рынке, в том  числе и России.

     Глобальные  риски и новые глобальные вызовы ставят на повестку дня вопросы разработки качественно новых подходов к  управлению финансовыми ресурсами  вообще, в частности финансовыми  ресурсами государства.

     В принципе, эффективная система управления финансовыми ресурсами государства, должна состоять из следующих структурных  элементов: 15

     - механизм формирования финансовых  ресурсов государства;

     - процесс планирования и прогнозирования  финансовых ресурсов государства,  включая финансовые ресурсы национальных  компаний и акционерных обществ  с участием государства;

     - механизм распределения и использования  финансовыми ресурсами государства;

     - мониторинг за использованием  финансовых ресурсов государства  и оценка их влияния на рост  экономики и на макроэкономические  показатели;

     - анализ механизма формирования  и использования финансовых ресурсов  государства;

     - контроль за целевым, эффективным  использованием финансовых ресурсов  государства.

     Одним из основных элементов системы управления финансовыми ресурсами является механизм прогнозирования и планирования финансовых ресурсов государства. В  России в основном проводится планирование и прогнозирование бюджетных  ресурсов на основе использования макроэкономических показателей.

     В условиях глобального финансового  рынка возникает целесообразность проведения мониторинга за использованием финансовых ресурсов вообще, в частности  финансовыми ресурсами государства.

     Государственный финансовый контроль является оценочным  блоком системы управления финансовыми  ресурсами государства и позволяет  обосновать рекомендации и предложения  по совершенствованию механизма  планирования и инструментов использования  финансовых ресурсов вообще, в частности  бюджетных ресурсов. При этом государственный  финансовый контроль составляет основу (базис) этой системы, так как он является одним из основных элементов управления экономикой.

     В России проблемам формирования и  использования финансовых ресурсов государства должно уделяться такое  же серьезное внимание, как и управлению материальными, трудовыми и другими  ресурсами страны. На основе финансовых ресурсов сегодня можно оказывать  существенное влияние на экономику  любого государства.

     Поэтому создание эффективной системы управления финансовыми ресурсами, ориентированной  на повышения инициативы бизнеса, регионов, будет способствовать дальнейшей модернизации экономики в стране свете реализации стратегии вхождения России в  число десяти наиболее конкурентоспособных  стран мира. 
 

           2.3 Роль финансовых ресурсов в повышении эффективности промышленного производства

        Социально-экономические условия в современной России требуют подъема производства основной массы предприятий и отраслей промышленности как кооперационного сообщества. Восстановление отдельных ее секторов не обеспечит нужного экономического развития и укрепления государства. Вместе с тем существенная ограниченность финансовых ресурсов исключает возможность одновременной поддержки всех отраслей. Поэтому необходимо определить ключевые звенья, на которых должны быть, сначала сосредоточены мобилизуемые потенциальные финансовые ресурсы16.

     Представляется, что на первых порах такими ключевыми  звеньями должны стать предприятия, замыкающие межотраслевые технологические  цепочки производства потребительских  товаров и услуг, для увеличения их выпуска.

     Ускоренное  развитие ключевых звеньев явится «локомотивом»  для смежных отраслей, которые, в  свою очередь, будут стимулировать  развитие производства своих поставщиков  и т. д. Рост производства потребительских  товаров и услуг позволит без  угроз инфляции повышать заработную плату и тем самым платежеспособный спрос по всем технологическим цепочкам производства, и постепенно нормализовать  в стране товарно-денежное обращение.

     Одной из форм поддержки промышленности являются государственные заказы. Именно через  организацию заказов ограниченное количество социально значимых и  высокотехнологичных предприятий  получит государственную поддержку, направленную на оздоровление общепромышленной и всей экономической конъюнктуры.

     Это на определенном этапе сформирует импульсы к самовозбуждению экономического роста за счет положительных и  достаточных по объемам денежных обратных связей. В сущности, речь идет о раскручивании производственного и на его основе инвестиционного и потребительского спроса. Как подтверждают многие научные исследования и практика развитых стран, именно внутренний большой платежеспособный спрос является главным и самым надежных двигателем экономического и социального прогресса.

     Отмеченным  требованиям приоритетной поддержки  отвечает, в частности, гражданское  авиастроение. Относящееся к наиболее высокотехнологичным выходным звеньям  межотраслевых технологических  цепочек оно обеспечивает загрузку мощностей сотен предприятий  смежных отраслей, сохраняя свой производственно-конструкторский  потенциал, включая основной кадровый состав.

     Другой  ключевой отраслью, требующей государственной  приоритетной поддержки, является сельскохозяйственное машиностроение, которое также может  обеспечить повышение загрузки мощностей  в смежных отраслях и укрепить материальную базу аграрной сферы, поставляя  селу современную и относительно недорогую (в сравнении с импортной) технику. В ситуации, когда импорт продовольствия по ряду позиций достигает  половины потребления в стране и, следовательно, ее продовольственная  независимость весьма условна, значение этого направления невозможно переоценить.

     К числу приоритетных должны быть отнесены также инвестиционные отрасли машиностроения (это отрасли, в частности станкостроение, производящие технологическое оборудование для других отраслей машиностроения). Их потенциал важно сохранить  в преддверии неизбежного в результате ускоренного экономического подъема, роста работ по реконструкции  действующих и созданию новых  современных производств, обновлению оборудования на большинстве существующих предприятий, расширению жилищного  строительства и др.

     Ключевой  проблемой организации программы  заказов является ее обеспечение  финансовыми ресурсами. Весьма разнообразны и возможные источники формирования необходимых ресурсов, которые было бы целесообразно сконцентрировать в специально созданном государственном ссудном фонде промышленности, находящемся в распоряжении государственно-коммерческих банков.

     Другим  источником ссудного фонда промышленности (в режиме межбанковского кредитования упомянутых банков) должны стать средства Сбербанка России, аккумулирующего  основные объемы вкладов населения, которые в нормальной экономической  организации представляют один из основных ресурсов кредитования экономики.

     Приобретает общегосударственное значение организация  эффективного использования накапливаемых  значительных средств в страховых  и пенсионных фондах. В любом случае этот ресурс должен рассматриваться  как один из масштабных и долговременных пассивов ссудного фонда промышленности, используемых, естественно, на коммерческой основе в качестве долгосрочных депозитов  в упомянутых выше банках. 
 

     2.4 Доходы и расходы Российской Федерации в 2011 – 2013 годах           

     13 октября  Комитет Госдумы в среду рекомендовал принять в первом чтении проект федерального бюджета на 2011 год и плановый период.            В соответствии с документом, дефицит бюджета в следующем году запланирован на уровне 3,6% ВВП, в 2012 году - 3,1% ВВП, в 2013 году - 2,9% ВВП. В нынешнем году ожидается его сокращение до 5,3% ВВП с 5,9%   ВВП. Такие показатели рассчитаны исходя из прогнозируемого умеренного роста цен на основной продукт российского экспорта - нефть Urals с 75 долларов за баррель в 2010 и 2011 годах до 78 долларов в 2012 году и 79 долларов в 2013 году. 
             Расходы федерального бюджета в 2011 году составят 10,658 триллиона рублей, доходы - 8,844 триллиона рублей. В 2012 и 2013 годах расходы вырастут до 11,237 триллиона рублей и 12,175 триллиона рублей соответственно, доходы - до 9,503 триллиона рублей и 10,379 триллиона рублей. 
Рост ВВП РФ в 2010 году прогнозируется на уровне 4%, в 2011 году - 4,2%, в 2012 году - 3,9%, в 2013 году - 4,5%. Инфляция ожидается в интервале 7-8% в этом году, 6-7% в 2011 году, 5-6% в 2012 году, 4,5-5,5% в 2013 году. 
Для покрытия дефицита в 2011 году планируется использовать только 284,4 миллиарда рублей из Резервного фонда, в основном же - на 70-80% - он будет финансироваться за счет государственных заимствований. 
Ранее глава Минфина РФ Алексей Кудрин сообщил, что правительство согласовало с партией большинства в Госдуме "Единая Россия" ключевые позиции бюджета на 2011 год и плановые периоды 2012-2013 годов. 
Также комитет рекомендовал принять в первом чтении поправки в бюджеты внебюджетных фондов. 
Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) на 2011 год сформирован по доходам в сумме 5,137 триллиона   рублей (10,2% к объему ВВП) и по расходам в сумме 4,822 триллиона рублей (9,6% к объему ВВП), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий (НЧП), по доходам в сумме 4,718 триллиона рублей и по расходам в сумме 4,709 триллиона рублей с превышением доходов над расходами в сумме 8,65 миллиарда рублей. 7 миллиардов рублей планируется направить на доставку пенсий и пособий и 1,65 миллиарда рублей - на формирование оборотной наличности на начало 2012 года. 
Доходы бюджета Фонда социального страхования (ФСС) на 2011 год запланированы в размере 458,81 миллиарда рублей, на 2012 год - 500,98 миллиарда рублей, на 2013 годы - 552,573 миллиарда рублей. Расходы фонда сформированы в размерах 456,8 миллиарда рублей на 2011 год, 496,83 миллиарда рублей на 2012 год и 545,05 миллиарда рублей на 2013 год. 
Проект бюджета ФСС сформирован исходя из размера фонд заработной платы на 2011 год - 13,048 триллиона рублей, на 2012 год - 14,367 триллиона рублей, на 2013 год - 15,845 триллиона рублей. Расчетная номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника на 2011 год прогнозируется в размере 23,263 тысячи рублей, на 2012 год - 25,574 тысячи рублей, на 2013 год - 28,219 тысячи рублей. Ожидаемый индекс потребительских цен на 2011 год - 106,5%, на 2012 год - 106%, на 2013 год - 105,5%. 
           Бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) по доходам сформирован на 2011 год в сумме 336 миллиарда рублей, на плаНовый период 2012 и 2013 годов доходы составят, соответственно, 369,2 миллиарда рублей и 403,5миллиардарублей. 
          Расходы бюджета Фонда на 2011 год планируются в сумме 336 миллиардов рублей, на плановый период 2012 и 2013 годов расходы составят, соответственно, 369,2 миллиарда рублей и 403,5 миллиарда рублей. 
Дефицит бюджета Фонда в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов не планируется. 
С 1 января 2011 года устанавливается тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет Фонда в размере 3,1%. 
Расчет поступлений страховых взносов осуществлен исходя из прогнозного показателя по фонду заработной платы на 2011-2013 годы. 
Федеральный бюджет на 2011-2013 годы и бюджеты внебюджетных фондов на этот период будут рассмотрены на пленарном заседании 20 октября.

        
Заключение

 

     Цель  курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:

     Финансы – инструмент рыночной экономики. Они  являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств.

     Значение  финансов в том, что с помощью  различных фондов денежных средств  формирование доходов на этапах распределения  поддерживает определенные пропорции  между производством и его  потреблением.

     Финансовые  ресурсы государства — это  совокупность всех денежных средств, которыми располагает государство, его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие  субъекты для покрытия своих затрат.

     Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и не фондовая форма их использования. Финансовые фонды — составная часть общей  системы денежных фондов, функционирующих  в народном хозяйстве. Фондовая форма  использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязать  общественные и личные интересы и  активнее воздействовать на производство.

     В теории и на практике финансовые ресурсы  подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий). Выделяют также финансовые ресурсы  государства, регионов, предприятий.

     Основные  виды финансовых ресурсов на макро - уровне:

     Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые  складываются у государства с  юридическими лицами и населением и  заключаются в перераспределении  национального дохода в связи  с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и  управления обществом.

     Бюджет  позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства на тех участках экономики, которые являются на данном историческом этапе наиболее важными.

Информация о работе Финансовые ресурсы Россия