Финансовый контроль в некоммерческих бюджетных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа

Описание

Финансовый контроль – это контроль над законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль над использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
Цель данной работы – рассмотреть финансовый контроль, а также его виды формы и методы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая фин контроль.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

3.      Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

4.      Выявление внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, ускорения оборачиваемости оборотных средств, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств.

5.      Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, его предприятиями и организациями.

 

ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

2.1 Виды финансового контроля

 

Классификация основана на различиях в субъектах, времени проведения контрольных действий, приемах (способах) проведения контроля. Исходя из этих признаков, финансовый контроль подразделяется по трем направлениям: видам, формам, методам его осуществления.

В зависимости от субъектов (органов или организаций, осуществляющих контроль) выделяются следующие виды финансового контроля:

- государственный – статусом которого могут обладать контрольные органы, функционирующие в непосредственном подчинении законодательной власти;

- ведомственный осуществляется при органах, обладающих хозяйственными функциями и осуществляющих их;

- аудиторский – осуществляется независимыми аудиорами и аудиторскими компаниями.

По сферам управления выделяют:

1)     общий, который осуществляется Мажилисом РК;

2)     специализированный – Министерствами, а также ведомственными вышестоящими органами.

По источникам данных для контроля выделяют:

1)     документальный контроль, который заключается в установлении достоверности и законности хозяйственных операций по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности;

2)     фактический заключается в установлении действительного состояния объекта путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и т.д.

Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета, данные оперативно-технического учета, статистическая отчетность, нормативная и проектно-конструкторская, технологическая и прочая документация.
К основным способам документального контроля относятся:

1.      формальная – устанавливает правильность заполнения требуемых реквизитов, наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок текста и цифр, подлинность подписей должностных лиц;

2.      арифметическая – выясняется правильность таксировки и подсчетов в документах;

3.      юридическая оценка – цель ее определить соответствие отраженных в документах операций существующему законодательству и экономическую целесообразность. Хозяйственная операция считается законной, если ее содержание не противоречит действующим законам и изданным на их основе подзаконным актам;

4.      логическая проверка  представляет собой изучение объективной возможности документально оформленных хозяйственных операций посредством различных сопоставлений взаимосвязанных производственных и финансовых показателей;

5.      встречная проверка представляет собой сличение первичных документов и учетных записей проверяемого хозяйствующего субъекта с одноименными и взаимосвязанными данными у предприятия с которыми проверяемый субъект имеет хозяйственные связи.

Приемы фактического контроля можно подразделить на три группы:

1.      Инвентаризация

2.      Экспертная оценка представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении квалифицированными специалистами экспертизы, действительных объемов и качество выполняемых работ и обоснованности их установленным нормам и нормативам.

3.      Визуальное наблюдение – способ фактического контроля, включает обследование на месте для изучения организации труда на рабочих местах, проверка хранения товарно-материальных запасов, обеспечение контроля за ввозом и вывозом готовой продукции, обеспечение контроля за правильностью формирования себестоимости продукции и исчисление затрат по выпуску продукции и выполняемых работ, услуг.

По времени осуществления контроль бывает:

1.      предварительный – осуществляется перед выполнением хозяйственной операции с целью предупреждения нерациональных расходов, незаконченных действий и различных потерь;

2.      текущий – осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции и его основная задача состоит в выявлении отклонений в текущей финансово-хозяйственной деятельности с целью принятия мер по их устранению;

3.      последующий – проводится после совершения хозяйственной операции, его осуществляют все органы, которые контролируют финансовую деятельность предприятия. Основной его задачей является проверка правильности совершенных хозяйственных операций, выявление недостатков, а также разработка мероприятий по устранению отличительных нарушений.

По объектам контроля в зависимости от сложности делят на простые и сложные.

К простым относятся объекты, содержащие несколько элементов (производство продукции, элементы: объем производства, качество, амортизация).

К сложным относятся объекты с неопределенной структурой, которую надо исследовать, а затем описывать по составляющим элементам (внедрение новой техники: затраты по закупке, по установке (монтаж)).

 

             

2.2 Формы и методы финансового контроля

 

Контрольно-ревизионная работа – совокупность трудовых процессов, связанных с выполнением контрольно-ревизионных процедур, а также создание условий, необходимых для их осуществления. Контрольные службы министерств и управлений представляют собой самостоятельные структурные подразделения и подчинены непосредственно руководителям указанных органов.

Форма организации контрольной работы может быть: централизованной и децентрализованной.

При централизованной форме работы, она сосредоточена в вышестоящих звеньях управления. Ее преимуществом является лучшее использование вычислительной техники в процессе выполнения контрольных процедур. Недостаток состоит в удаленности контрольного органа от проверяемых субъектов, что в ряде случаев снижает эффективность и оперативность контроля и нередко приводит к увеличению командировочных и других расходов.

Децентрализованная форма характеризуется рассредоточением контрольного аппарата по подведомственным предприятиям.

По характеру выполнения контрольных процедур различают: бригадную, индивидуальную и смешанную формы.

При бригадной форме работу выполняет группа специалистов различных профессий (ревизоры, бухгалтеры, экономисты, юристы), объединенные в бригаду на время проведения проверки. Бригадная форма повышает эффективность качества, сокращает сроки, способствует быстрому устранению недостатков.

Индивидуальная выполняется одним исполнителем и применяется при проведении тематических проверок, служебных расследований и других проверок деятельности небольших предприятий и учреждений.

При смешанной форме, в проверке участвуют представители ведомственного, государственного и общественного контроля и она является разновидностью бригадной формы.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: особенностей форм деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, от объекта и цели контроля, основания возникновения контрольного действия.

Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности, счетная проверка), обследования, рассмотрение проектов финпланов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информация должностных лиц и др.

Основной метод финансового контроля – ревизия (лат. revisio – пересмотр) – наиболее полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений за прошедший определенный период. Ревизия является основной формой последующего контроля, она отличается от других форм тем, что при проверке объектов используются различные источники информации, методические приемы, выводы обосновываются на документальных доказательствах. Для ревизии характерны конкретность в определении ущерба, потерь, недостач и обоснованность их системы доказательств (первичные документы, ведомости инвентаризации, пояснительные записки материально-ответственных лиц).

По объекту проверки различают ревизии документальные и  фактические. При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки, ценные бумаги), а не только отчеты, сметы и т.п.

Фактическая ревизия означает не только проверку документов, но и наличия денег, материальных ценностей.

В зависимости от повторяемости выделяют:

1) Первичные, которые проводятся по первоначальному плану-заданию, ревизором или бригадиром, состав которой объявляется приказом или распоряжением руководителя.

2) Повторные возникают в случае поверхностного проведения первичной ревизии, необходимого освещения фактов нарушения действующих инструкций и положений, аргументированных возражений, нарушений дисциплины проверок и т.д. Для повторных проверок назначаются другие лица.

3) Дополнительные проводятся для выявления новых обстоятельств не вскрытых первичной или повторной проверками. Такие обстоятельства возникают после окончания проверки по инициативе контролируемого или контролирующего органа.

По организационному признаку:

1) Плановые проверки предусматриваются а в планах вышестоящих органов и проводятся ежегодно.

2) Внеплановые назначаются по сигналам в связи с грубыми нарушениями финансовой и плановой дисциплины, хищениями и злоупотреблениями, а также при ухудшении основных показателей или по требованию правоохранительных органов.

В зависимости от объема проверки:

1) Сплошная ревизия – проверяют все документы и регистры бухгалтерского учета, в которых отражена производственная и финансовая деятельность. Сплошные проверки проводятся крайне редко из-за больших затрат времени и средств.

2) Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период.

3) При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, разных целевых затрат и расходов). Обычно проводится после совершения общих проверок, с целью перепроверки выполнения рекомендации по выявленным нарушениям.

4) Частичная – подвергается один из видов какой –либо операции.

В зависимости от целенаправленности и круга решаемых вопросов:

1) Тематическая, ее целью является получение общей характеристики состояния дел по отдельным вопросам. Такие проверки организуются для контроля за сохранностью денег, материальных ценностей, а также выявления приписок.

2) Комплексная проводится бригадой специалистов и включает в себя проверку всей финансово-хозяйственной деятельности субъекта, предусматривая контроль организации и технологии производства, техническую, социальную и другие виды деятельности. Данный вид проверки считается объективным, дающим полную характеристику деятельности субъекта.

3) Некомплексная – обычно проводится одним ревизором и проверке подвергается данные бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.

4) Сквозная, когда проверке подвергается головное предприятие и все структурные подразделения.

Аудиторский контроль – проверка состояния финансово-хозяйственной деятельности на основе договора (контракта), заключаемого независимой аудиторской фирмой и владельцем (собственником) предприятия, компании, банком, страховой компанией.

Экономическая природа аудита заключается в отделении права собственности и права распоряжения при действии разнообразных организационно-правовых форм предприятий, компаний, фирм. Поэтому возникает необходимость мониторинга собственности независимыми фирмами, дающими объективную информацию о ее состоянии. Эта необходимость особенно настоятельна при функционировании акционерного капитала, в банковской сфере и других формах движения стоимости в рыночной среде, где при осуществлении операций велика вероятность рисков: ликвидности, кредитного и других.

В нашей стране аудиторская деятельность регулируется в соответствии с действующими государственными актами, аудиторскими стандартами и другими регулятивами (нормативно-правовыми документами). В нашей республике цивилизованное функционирование аудиторской деятельности обеспечивался до последнего времени действием закона «Об аудиторской деятельности» в РК от 18.10.1993г. Этот закон был уникальным явлением того времени, поскольку аудит в странах СНГ и в том числе у нас делал свои первые шаги. Он явился первой попыткой придать юридический статус аудиторской деятельности. С октября месяца 1993г. действует неправительственной профессиональное объединение – Палата аудиторов, основная цель которой – содействие развитию, совершенствованию и унификации аудита в Казахстане. Был издан закон РК от 15.01.2001г. №139-11, которым были внесены существенные изменения и дополнения в закон РК от 20.11.1998 года «Об аудиторской деятельности». В обновленном виде этот закон стал еще более отвечать мировым стандартам аудита и требованиям Международной Федерации Бухгалтеров, членом которой Палата аудиторов Казахстана стала в прошлом году.

Информация о работе Финансовый контроль в некоммерческих бюджетных организациях