Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:25, курсовая работа
Финансовый контроль – это контроль над законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль над использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
Цель данной работы – рассмотреть финансовый контроль, а также его виды формы и методы.
Аудиторы и аудиторские фирмы руководствуются при осуществлении своей деятельности требованиями законодательных и иных нормативных актов; при проведении аудиторской проверки и составлении заключения независимы от проверяемого хозяйствующего субъекта, а также любой третьей стороны.
Аудит проводится по следующим последовательным стадиям:
1) планирование (с внутренней систематизацией действия сторон);
2) получение информации об объекте аудита и ее оценка;
3) разработка подхода к процедуре аудита и подготовка программы;
4) проверка и тесты систем контроля;
5) проведение процедур аудита;
6) формирование аудиторского заключения.
На стадии непосредственного проведения аудиторских процедур выделяются ключевые процедуры, которые дают прямые доказательства по полноте, правильности и достоверности учетных данных, а также объективности оценок и информации, содержащихся в отчетности.
Результатом аудиторской деятельности является заключение – имеющий правовое значение официальный документ, удостоверенный аудитором, содержащий полную информацию о соответствии бухгалтерских отчетов, балансов и других документов хозяйствующего субъекта требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению отчета.
Заключение о финансовом положении проверяемого объекта в установленном законом порядке публикуется как отчет о его деятельности вместе с официальным балансом и счетом прибылей и убытков. Ответственность за достоверность предоставляемых аудитору сведений и документации лежит на руководстве хозяйствующего субъекта. Различают четыре варианта заключения:
1) заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;
2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но и наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;
3) отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;
4) заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.
Аудиторские фирмы одновременно могут выполнять консультационные функции. Консультационные услуги аудиторских фирм направлены на выявление резервов предприятий и других хозяйствующих субъектов, оказание помощи по вопросам коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, постановки бухгалтерского учета, финансового планирования, поиск путей эффективной работы. Аудиторские фирмы обычно получают специальное разрешение от государственных органов или других органов, наблюдающих за деятельностью акционерных обществ, компаний (банков, страховых компаний). Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные). Они могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством, кроме открытого акционерного общества. Аудиторские фирмы и аудиторы не могут одновременно заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью. Аудиторская деятельность не отменяет осуществляемого в соответствии с законодательством контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов со стороны специально уполномоченных на то государственных органов. Все аудиторские услуги платные. Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Пользователи результатов аудиторских проверок – заинтересованные в итогах деятельности хозяйствующего субъекта лица: государственные налоговые и иные уполномоченные органы, собственники хозяйствующего субъекта, кредиторы, инвесторы и другие, имеющие в соответствии с действующим законодательством право на получение такой информации.
Выделяется также внутренний аудит – неотъемлемая часть системы внутреннего контроля предприятия, компании, фирмы. Объектом внутреннего аудита может быть финансовая, производственная, снабженческая и другие виды деятельности. Сюда входит ревизия наличия и правильности оформления всех бухгалтерских документов, проверка административного порядка выполнения директив и приказов, организация инвентаризации товарно-материальных ценностей, контроль товарно-хозяйственных операций и т.д. Внутренний аудит проводится как на головном предприятии, так и на дочерних фирмах и в филиалах.
В зависимости от основания для проведения аудит подразделяется на инициативный и обязательный. Инициативный проводится по инициативе аудируемого субъекта с учетом конкретных задач, сроков и объемов аудита, предусмотренных договором между аудируемым субъектом и аудитором. Обязательный проводится в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан. В обязательном порядке должны проводить аудит следующие субъекты:
- банки;
- предприятия с иностранным участием;
- те предприятия, которые находятся на грани банкротства, подвергаются обязательному аудиту по направлению прокурора.
- предприятия, на которые был подан иск в судебные органы по финансовым проблемам;
- акционерные общества закрытого и открытого типа;
- накопительные пенсионные фонды;
- страховые компании;
- инвестиционные фонды.
2.3 Организация финансового контроля
Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организацией: четкое определение субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетание форм и методов проведения финансового контроля.
Контроль над исполнением республиканского и местного бюджетов осуществляют органы государственной власти и управления: Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета; ревизионные комиссии маслихатов, уполномоченные Правительством РК государственные органы, уполномоченные акимами государственные органы, службы внутреннего контроля государственных органов.
При контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов используются следующие типы контроля:
1. контроль на соответствие – оценка степени соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного законодательства РК;
2. контроль финансовой отчетности – оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля;
3. контроль эффективности – оценка исполнения объектом контроля бюджетной программы в соответствии с ее паспортом.
По результатам контроля государственные органы, его осуществляющие, вправе принимать следующие акты:
1. заключение – документ Счетного комитета по результатам контроля;
2. постановление Счетного комитета – нормативный правовой акт, принятый на заседании Счетного комитета. Постановление подтверждает действие всех его других актов по результатам контроля.
3. представление – документ Счетного комитета, направляемый в государственные органы, организации и должностным лицам, об устранении недостатков в работе по исполнению республиканского бюджета, в правоохранительные органы и суды – по вопросам привлечения к ответственности, предусмотренной законодательными актами РК;
4. решение маслихата по результатам контроля – документ, которым утверждаются решения по рассмотренным актам проведения контроля ревизионной комиссии маслихата или представленным уполномоченными Правительством РК государственными органами, уполномоченным акимом государственным органом;
5. предписание – документ установленной формы об устранении нарушений и недостатков в работе, принятый руководителем уполномоченного Правительством РК государственного органа, руководителем уполномоченного акимом государственного органа в пределах их компетенции и направленный для обязательного исполнения должностным лицам организаций;
6. акт проведения контроля – документ, составленный по результатам контроля, проведенного уполномоченным Правительством РК государственным органом, ревизионной комиссией маслихата, уполномоченным акимом государственным органом, службой внутреннего контроля государственного органа.
Государственным органом, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Государственными органами, осуществляющими внешний контроль за исполнением местных бюджетов, являются уполномоченные Правительством Республики Казахстан государственные органы, ревизионные комиссии маслихатов.
Внешний контроль – контроль над исполнением Правительством РК республиканского бюджета и местными исполнительными органами – местных бюджетов, осуществляемый независимыми по отношению к ним государственными органами, ревизионными комиссиями маслихатов.
Счетный комитет непосредственно подчинен и подотчетен Президенту Республики Казахстан.
Счетный комитет:
1. представляет ежеквартальную информацию Президенту РК о работе Счетного комитета;
2. выполняет поручения Президента РК по вопросам, связанным с анализом, итогами и результатами контроля исполнения республиканского бюджета, полнотой и своевременностью поступления в его доходы налогов и других обязательных платежей, целевым и эффективным использованием бюджетных средств;
3. представляет Парламенту РК не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, отчет об исполнении республиканского бюджета, который по своему содержанию является заключением по отчету Правительства РК об исполнении республиканского бюджета и после утверждения его Парламентом РК подлежит опубликованию в средствах массовой информации;
4. анализирует акты проведения контроля, представленные уполномоченными Правительством РК государственными органами, и дает рекомендации Правительству РК по повышению эффективности контроля за исполнением республиканского бюджета, осуществляемого этими органами;
5. передает материалы контроля в правоохранительные органы в случаях выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств республиканского бюджета;
Счетный комитет вправе:
1. осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства РК государственными учреждениями, содержащимися за счет республиканского бюджета; исполнением бюджетных программ и целевым использованием кредитов;
2. осуществлять контроль финансовой отчетности государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского бюджета;
3. осуществлять контроль эффективности использования средств республиканского бюджета, в т.ч. полученных по государственному заказу;
4. запрашивать и получать от Правительства РК и объектов контроля необходимую документацию и информацию по вопросам, касающимся полноты поступления и использования средств республиканского бюджета;
5. давать оценку экономической эффективности и целесообразности утвержденных республиканских бюджетных программ (подпрограмм);
6. запрашивать и получать от Нацбанка РК сведения об итогах проверки банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в части поступления, перечисления, а также целевого использования средств республиканского бюджета по банковским счетам объекта.
7. заслушивать отчеты должностных лиц объектов контроля по вопросам исполнения республиканского бюджета;
8. привлекать к проведению контроля за исполнением республиканского бюджета соответствующих специалистов государственных органов;
9. осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством РК.
Государственными органами по внутреннему контролю за исполнением республиканского и местных бюджетов являются уполномоченные правительством РК, акимом государственные органы и службы внутреннего контроля государственных органов.
Уполномоченный Правительством РК государственный орган: координирует деятельность служб внутреннего контроля центральных государственных органов в области контроля за исполнением республиканского бюджета; дает рекомендации по повышению эффективности контроля, осуществляемого центральными государственными органами; направляет в Счетный комитет акты проведения контроля, а также для информирования планы контроля за исполнением республиканского бюджета; применяет меры по пресечению и недопущению нецелевого и неэффективного использования средств республиканского бюджета в соответствии с законодательством РК; передает материалы контроля в правоохранительные органы в случаях выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств республиканского бюджета; организует повышение квалификации и переподготовку кадров в области контроля за исполнением республиканского бюджета.
Уполномоченный акимом государственный орган:
1. направляет в ревизионную комиссию маслихата акты проведения контроля, а также для информирования планы контроля за исполнением местного бюджета;
2. координирует деятельность служб внутреннего контроля местных исполнительных органов в области контроля за исполнением местных бюджетов;
3. передает материалы контроля в правоохранительные органы в случае выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств местных бюджетов.
Представительные органы (маслихаты) всех ступеней осуществляют финансовый контроль в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении. То есть контроль осуществляется в двух формах: предварительный и последующий. Текущий контроль в их деятельности не является основным, хотя и имеет место. Основным методом контроля являются проверки. Объектом контроля выступают централизованные фонды денежных средств.
К органам, осуществляющим общегосударственный контроль, также относятся Министерство финансов, Национальный банк Республики Казахстан. Министерство финансов, Министерство государственных доходов, местные финансовые и налоговые органы осуществляют проверки во всех отраслях социально-экономической сферы в области финансов. Они контролируют соблюдение плановой, сметной и финансовой дисциплины, правильность исчисления, полноту и своевременность поступления доходов, законность и целесообразность расходования государственных средств, правильность постановки бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
Информация о работе Финансовый контроль в некоммерческих бюджетных организациях