Финансовый контроль в системе управления Финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.
На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы
С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI–XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………...3
2. Содержание и задачи финансового контроля ………………...……….……….…5
2.1. Финансовый контроль в системе управления финансами ……………………..5
2.2. Принципы финансового контроля ………………………………………………8
2.3. Объекты и субъекты финансового контроля……………………………………9
3. Виды и методы финансового контроля…………………………………………..16
3.1. Виды финансового контроля…………………………………………………….16
3.2. Методы финансового контроля …………………………………………………24
4. Организация финансового контроля в РФ ……………………………………....30
4.1. Организация финансового контроля в РФ …………………………………….30
4.2. Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ ……………………..31
4.3. Финансовый контроль со стороны Президента РФ …………………………..39
4.4. Финансовый контроль со стороны Правительства РФ ……………………….40
4.5. Негосударственный финансовый контроль ……………………………………41
5. Пути совершенствования финансового контроля в РФ ………………………..42
6. Заключение …………………………………………………………………………45
7.Список использованной литературы ………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 74.66 Кб (Скачать документ)

  Контроль  финансов  со   стороны   Президента   РФ   осуществляется   в

  соответствии  с Конституцией РФ путем издания  указов по финансовым  вопросам,подписания федеральных законов;  назначения и освобождения  от  должности министра финансов РФ, представления  Государственной  Думе  кандидатуры  для назначения на должность председателя Центрального банка.

  Определенные  функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая  1994г.  Как структурное   подразделение   Администрации  Президента   оно   подчиняется непосредственно  Президенту  РФ,  но  взаимодействует  со   всеми   органами исполнительной  власти.  Среди  его  функций:  контроль  над   деятельностью органов контроля и надзора при федеральных  органах  исполнительной  власти, подразделений  Администрации  Президента,  органов   исполнительной   власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений  граждан  и  юридических лиц.

       Главное   Контрольное   управление   наделено   правом   требовать   от руководителей   государственных   органов,  организаций   и    предприятий(независимо от формы собственности) представления документов, материалов  и любой  информации,  необходимой  для  проведения  проверок;  привлекать   к проверкам  специалистов  и  представителей  правоохранительных  органов   и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам  проверок.Оно вправе  направлять  предписания об  устранении  финансовых  нарушений,которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно не  имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

  4.4. Финансовый контроль  со стороны Правительства  РФ.

  Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете

   Министров  – Правительстве РФ» наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.

   Правительство  РФ контролирует и регулирует  финансовую деятельность подведомственных  ему органов финансового контроля. Правительством РФ утверждены  положения «О Министерстве Финансов»  (на основании Постановления от 6 марта 1998 года), «О Казначействе»  (на основании Постановления от 27 августа 1993 года). При Правительстве  РФ действует Контрольно- наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.

   Важнейшее  место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основании решения Правительства РФ.

   По  результатам контроля Минфин  вправе требовать устранения  выявленных нарушений; ограничивать  и приостанавливать финансирование  из федерального бюджета предприятий  и организации при наличии  у них фактов незаконного расходования  средств, а также непредставления  ими соответствующей отчётности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

   Большую  роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учёта в стране, а также проведение аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).

   Следует  отметить, что контрольные полномочия  Минфина РФ распространяются  на финансовые средства только  федерального уровня.Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

  4.5. Негосударственный финансовый контроль .

  В настоящее  время наряду с государственным  финансовым контролером существует и негосударственный финансовый контроль, который представлен: (а) внутрифирменным  контролем, (б) контролем со стороны  коммерческих банков за организациями, (в) независимым аудиторским контролем. Конечные цели всех видов финансового  контроля едины и заключаются  в обеспечении соблюдения финансовой дисциплины, повышении эффективности  распределения и использования  финансовых ресурсов. В то же время  задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

  Если главной  задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством  обеспечения соблюдения финансового  законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования  бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности  использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение  достоверности показателей финансовой отчетности. 
 

  5. Пути совершенствования  финансового контроля  в РФ.

  Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в  РФ как важнейшей составляющей общенационального  контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения  и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы  финансового контроля и т.п. Следует  также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и  объекты финансового контроля, разделить  сферы внешнего и внутреннего  финансового контроля. Отсутствие общих  подходов к классификации финансового  контроля, единой терминологии в части  определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает  трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов  и т.п.), способствует возникновению  ряда спорных ситуаций, например, в  отношении мер ответственности  за финансовые нарушения. Необходимо также  завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового  контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

  В вопросах совершенствования финансового  контроля большая роль принадлежит  различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового  контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы  осуществления того или иного  вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии  финансового контроля.

  В целях  повышения эффективности расходования государственных средств перспективным  направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности  государственных расходов, который  представляет собой направление  деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования  государственных средств, оценку возможных  резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время  отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных  расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

  Важным  вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся  в совершении различными органами своих  функций в отношении одних  и тех же объектов контроля, —  Министерства финансов РФ, органов  федерального казначейства, Счетной  палаты РФ, контрольных органов, созданных  главными распорядителями и распорядителями  бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

   Органы  налогового и таможенного контроля  должны более тесно взаимодействовать  с контрольными органами исполнительной  власти, прежде всего с органами  федерального казначейства и  Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового  контроля будут способствовать: решение задач, связанных с  разработкой форм и методов  контрольной работы в отношении  налогоплательщиков, представляющих  «нулевые балансы» или не представляющих  налоговую отчетность; дальнейшее  развитие налогового администрирования,  и в первую очередь для субъектов  хозяйствования, осуществляющих деятельность  в приоритетных для данного  региона направлениях деятельности; введение системы косвенного  контроля, в основу которой положена  оценка риска неуплаты налогов  и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия  с общественными организациями  налогоплательщиков; совершенствование  программного обеспечения процедуры  камеральных проверок, а также  стандартизация процедуры выездных  и встречных проверок и др.

  Использование новых информационных технологий должно стать фактором повышения совершенствования  эффективности государственного финансового  контроля. Информатизация деятельности органов государственной власти и государственного финансового контроля на основе передовых технологий открывает перспективы повышения эффективности использования государственных ресурсов. С появлением новых информационных технологий станет возможным в полной мере обеспечить открытость бюджетов всех уровней, возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого получателя бюджетных средств. Наличие оперативной информации о финансово-хозяйственной деятельности всех участников бюджетного процесса будет способствовать предупреждению нарушений финансово-хозяйственной деятельности. Для формирования единого информационного пространства необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.

  Важным  направлением совершенствования аудиторского контроля в РФ должно стать изменение  характера проводимого аудита, который  будет заключаться не только в  выражении мнения о достоверности  отчетности, но и в предоставлении необходимой информации ее пользователям  о фактическом финансовом положении  субъекта хозяйствования. Для дальнейшего  расширения взаимодействия органов  государственного финансового контроля и аудиторских организаций необходимо расширенно и более четко формализовать  направления возможного сотрудничества, например, в части проведения анализа  рационального и эффективного использования  организациями государственных  финансовых средств и имущества. Наиболее важным моментом является также  согласование интересов всех участников рынка аудиторских услуг на базе эффективного механизма его регулирования, который включал бы меры не только административного, но и финансового  воздействия, а также учитывал бы систему установленных этических  норм, имеющих сегодня в основном декларативный характер.

 

  6. Заключение.

  В реальной действительности финансовая политика последнего десятилетия была направлена на быстрое изменение социального  строя общества. Цель эта, в основном, достигнута. Возврат к централизованно  распределительной системе уже  невозможен. Проведение такой политики потребовала, в первую очередь, основополагающих теоретических разработок, анализа  и учёта действующей практики при проведении реформ с целью  оперативного внесения соответствующих  коррективов. Однако, к началу проведения реформ такие разработки по финансово бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы стали проводиться методом проб и ошибок..

  В связи  с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной  собственности изменился финансовый механизм.

  1) Это  нашло выражение, прежде всего,  в переводе взаимоотношений между  государством и приватизированными  предприятиями на налоговую основу.

  2) Изменились  межбюджетные отношения. Территориальные  бюджеты получили большую самостоятельность,  в первую очередь, в сфере  расходования средств. Территориальные  органы стали сами определять  направления использования бюджетных средств.

  3) Были  внесены изменения в формирование  территориального бюджета. В вышестоящих  бюджетах были созданы фонды  финансовой помощи, из которых  в нижестоящие бюджеты стали  поступать трансферты, размер которых  определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал  и численность населения по территории.

Информация о работе Финансовый контроль в системе управления Финансами