Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 09:30, контрольная работа
Современный этап развития РФ характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.
Введение 3
1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы финансового контроля 4
1.1. Сущность финансового контроля 4
1.2. Предмет и методы финансового контроля 6
1.3. Задачи финансового контроля 9
1.4. Формы финансового контроля 9
1.5. Принципы финансового контроля 10
2. Государственный финансовый контроль 12
2.1. Внутрихозяйственный финансовый контроль 13
2.2. Общественный финансовый контроль 13
2.3. Банковский надзор 13
3.4.Аудиторский контроль 15
3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 19
3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля 19
3.2. Критерии эффективности деятельности Счетной палаты РФ 21
3.3. Совершенствование государственного финансового контроля в РФ 23
Заключение 26
Список литературы 28
В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы:
По времени проведения различают предварительный, текущий и последующий контроль.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления.
Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.
Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности.
Принцип законности обусловлен Конституцией РФ, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан.
Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации.
Принцип
эффективности (действенности) контроля
проявляется в своевременности и полноте
выявления отклонений от заданного, их
причин и виновников, а также оперативности
в исправлении допущенных отрицательных
результатов и обеспечении возмещения
нанесенного материального ущерба.
Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный (вневедомственный) и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчинённости. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Основными задачами данного контроля являются:
В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятий, а также его структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).
Внутрихозяйственный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический.
Оперативный производиться главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.
Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.
Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
Банковская система выполняет важнейшую роль в рыночной экономике. Существует двусторонняя взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и банковской системой. Поскольку банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.
К основным целям надзора за коммерческими банками являются:
Органы денежно-кредитного регулирования призваны обеспечить стабильность денежного обращения и национальной валюты, что невозможно без ограничения кредитной экспансии банков, которые теоретически могут «создать» любое количество платёжных средств.
Надзор построен на принципе принятия мер предосторожности для снижения возможного риска при инвестировании коммерческими банками средств в банковские и в небанковские структуры.
Защита акционеров и пайщиков обычно не входит в функции надзорных органов.
Удовлетворительная система надзора включает сложное сплетение финансовых, юридических, экономических и административных связей. Наиболее важными являются следующие:
Важнейшей предпосылкой эффективного надзора является наличие требований, предъявляемых к системе бухгалтерского учета. Они представляют собой правила, которым должны следовать при подготовке своих балансовых отчётов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнёров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчётность заёмщиков, чтобы осуществлять кредитный анализ. Стандарт отчётности должен быть единым, с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заёмщика перед другим. Для органов банковского надзора стандартная банковская отчётность необходима не только для финансовой оценки отдельных банковских клиентов, но также для проведения сравнения различных банков, включая зарубежные.
Обычно надзор за коммерческими банками осуществляется либо внутренним аудитом (аудиторские службы коммерческого банка), либо внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит).
В качестве способов банковского надзора могут быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдача лицензий) и т.д.
Аудиторский контроль – независимый финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа.
Основные задачи аудиторского контроля — установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов.
Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторских проверок.