Финансовый контроль, задачи финансового контроля виды и формы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 09:30, контрольная работа

Описание

Современный этап развития РФ характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы финансового контроля 4
1.1. Сущность финансового контроля 4
1.2. Предмет и методы финансового контроля 6
1.3. Задачи финансового контроля 9
1.4. Формы финансового контроля 9
1.5. Принципы финансового контроля 10
2. Государственный финансовый контроль 12
2.1. Внутрихозяйственный финансовый контроль 13
2.2. Общественный финансовый контроль 13
2.3. Банковский надзор 13
3.4.Аудиторский контроль 15
3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 19
3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля 19
3.2. Критерии эффективности деятельности Счетной палаты РФ 21
3.3. Совершенствование государственного финансового контроля в РФ 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Копия финанасовый контроль(контрольная).doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

    — уровень эффективности представлений (предписаний);

    — уровень макроэффективности контрольной деятельности.

3.3. Совершенствование государственного финансового контроля в РФ

      В настоящее время работа органов  государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты, зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно сказывается на народнохозяйственном развитии.

      В РФ до настоящего времени отсутствует теоретически проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным финансовым контролем и основываются на двух подходах.

      Первый  подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс реформирования действующих органов финансового  контроля в единую, иерархически, сверху донизу, выстроенную системную вертикаль.

      Усиление  роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью  и эффективностью расходования государственных  средств и коммерческого применения государственной собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому для полноценного выполнения названных функций рекомендуется принять ряд новых правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.

      По  поводу построения системы государственного финансового контроля в России существует и другой подход, авторы которого активно выступают против создания жестко иерархической соподчиненной контрольной системы, возглавляемый единым государственным органом. Они считают, что необходимо наиболее рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации органов контроля, обеспечение координации деятельности контрольных органов в части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного статуса.

      Т.е. структурная основа государственной системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов государственной власти и управления, наделенных Конституцией РФ и законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С другой стороны, ее составной частью могут стать специальные органы государственного контроля как ныне действующие, например, Департамент государственного финансового контроля Минфина России и вновь созданный — Комитет финансового мониторинга. Специальные органы государственного контроля должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо самостоятельными центральными органами исполнительной власти, либо крупными специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их полномочий возможно создание своих территориальных органов, делегирование им своих прав и функций.

      Каждый  из этих подходов имеет свои сильные  и слабые стороны, однако при обсуждении возможных концепций организации государственной системы финансового контроля основное внимание уделяется проблеме контроля за бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования государственных средств, а также владения, распоряжения и использования объектов государственной собственности.

      Счетная палата РФ — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом. Счетная палата РФ за весь период своей деятельности показала себя как весьма продуктивный орган финансового контроля.

      В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные нарушения в бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является только констатация фактов выявленных нарушений. Происходящие в России коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции судебно-правовые взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной. представляется постановка проблемы участия Счетной палаты РФ (ее представителей) в гражданском и арбитражном судопроизводстве в интересах государства.

      Сегодня для повышения эффективности  всей правоохранительной системы государства, необходимы разработка и принятие комплекса поправок к действующим федеральным законам. Российскими экономистами предлагаются следующие меры:

  • уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной собственностью;
  • конкретизация наступления ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты и других контрольных органов;
  • введение подконтрольности ЦБ проверкам Счетной палаты, в том числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в поступлении доходов и формировании прибыли;
  • принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной власти;
  • наделение Счетной палаты РФ правом выступать в судах с исками в защиту интересов государства в случае установления фактов незаконных или притворных сделок.

      В последнее время нередко высказывается  идея сосредоточения функций финансового контроля в стране исключительно в руках Счетной палаты РФ. Вряд ли, однако, она справится с задачей всеобъемлющего контроля за всеми финансовыми потоками. 
 
 
 
 

Заключение

      Организация и функционирование  эффективной  системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

      Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации  и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

      В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

      Принципиально значимым представляется достижение в  деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты РФ такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

      Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные  финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

      Весьма  своевременным является предоставление в законодательном порядке широких  полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых  странах высшим судебным и независимым органом  контроля за формированием и использованием государственных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Финансовый контроль, задачи финансового контроля виды и формы финансового контроля