Финансовый контроль, задачи финансового контроля виды и формы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2011 в 09:30, контрольная работа

Описание

Современный этап развития РФ характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы финансового контроля 4
1.1. Сущность финансового контроля 4
1.2. Предмет и методы финансового контроля 6
1.3. Задачи финансового контроля 9
1.4. Формы финансового контроля 9
1.5. Принципы финансового контроля 10
2. Государственный финансовый контроль 12
2.1. Внутрихозяйственный финансовый контроль 13
2.2. Общественный финансовый контроль 13
2.3. Банковский надзор 13
3.4.Аудиторский контроль 15
3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля 19
3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля 19
3.2. Критерии эффективности деятельности Счетной палаты РФ 21
3.3. Совершенствование государственного финансового контроля в РФ 23
Заключение 26
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Копия финанасовый контроль(контрольная).doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

    Аудиторская проверка может быть обязательной и  инициативной. Если инициативная проверка осуществляется по предложению самого экономического субъекта, то обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ. Обязательной аудиторской проверке подлежат все кредитный организации (включая Банк России); страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, все предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

    Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением  государственных и муниципальных), отдельные показатели которых превышают  критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.

    Результат аудиторской проверки оформляется  в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

    1) заключение без замечаний —  аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;

    2) заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;

    3) отрицательное заключение составляется  в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;

    4) заключение не составляется в  том случае, если аудитору не  была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте.

    На  основе проверки и анализа финансового  состояния аудиторы должны в официальной  форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных результатах деятельности контролируемых экономических объектов за определенный период.

    Выделяются два вида аудита – внешний и внутрифирменный.

    Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой, функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне филиалов, дочерних компаний и т.д. Он направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности и прибыли.

    В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил бухгалтерского учёта при подготовке ежегодной отчётности; проработка рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем вопросам финансовой стратегии предприятия и т.п.

    Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнёрами, акционерами, страховыми обществами и т.п. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности.

    Сфера действия аудиторского контроля в России расширяется по мере становления  развитых рыночных отношений, повышения  профессионального уровня сотрудников аудиторских служб, роста спроса на их услуги с целью снижения финансовых рисков частных фирм в условиях растущей конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

3.1. Оценка эффективности государственного финансового контроля

    Эффективность финансового контроля — сложная  экономическая категория. Она характеризуется определенными критериями и показателями.

      Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности  управленческой  деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным  целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом производственных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и  т. д.). С учетом этого положения критерием эффективности финансового контроля будет соотношение достигнутого контролирующим органом результата к поставленной цели.

      В широком смысле такими целями для  государственного финансового контроля будут: рост темпов развития экономики, обеспечение стабильности финансовой системы, увеличение доходной части федерального  бюджета и экономия средств в его расходной части.

      Конечный  результат, т. е. совокупность объективных  последствий финансового контроля, — это главный критерий определения его эффективности. Получение данных о таком результате требует знания конкретного содержания деятельности контролирующего органа, реакции на его действия субъекта контроля, изменений, происходящих под влиянием контроля в управленческой деятельности.

    Однако  результаты финансового контроля будут  неточными, если не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты: длительность проверок, число участвующих в  проверках лиц, различного рода расходы (на транспорт, командировки) при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. В этой связи одним из критериев эффективности финансового контроля является его экономичность.

      Критерий  действенности финансового контроля отражает то положительное влияние, которое финансовый контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество.

      Показатели, отражающие степень воздействия  финансового контроля  на деятельность подконтрольного субъекта или лица, его влияние на содержание управленческой деятельности, ее стиль, могут быть подразделены на количественные и качественные.

      Структура эффективности финансового контроля состоит из двух частей: во-первых, это макроэффективность государственного финансового контроля и, во-вторых, промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля.

      Макроэффективность - это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, которые можно классифицировать следующим образом:

      - социальный эффект;

      - организационный эффект;

      -  экономический эффект.

      Социальный  эффект финансового контроля проявляется в том, что по его результатам применяются меры к лицам, допустившим нарушение финансового законодательства, включая их увольнение и привлечение к уголовной ответственности. Кроме того, финансовый контроль за исполнением бюджета не позволяет  отвлекать средства, предусмотренные на социальные программы, на другие цели, что обеспечивает развитие таких социальных институтов, как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, пенсионное обеспечение и др.

      Организационный эффект заключается в том, что по итогам контрольных мероприятий, проводимых, в частности, Счетной палатой, предлагаются и реализуются меры по улучшению структуры  федеральной исполнительной власти, в результате  повышается управляемость в государстве, сокращаются излишние звенья или создаются новые, необходимые  для  экономики, повышается оперативность управления. 

      Экономический эффект достигается в результате улучшения деятельности органов федеральной исполнительной власти в части экономии бюджетных  и внебюджетных средств, повышения рентабельности производства,  снижения себестоимости продукции и  т.д.

      Промежуточная эффективность деятельности органа государственного финансового контроля — это соотношение экономических результатов исполнения представлений и предписаний (возврат средств в федеральный  бюджет, включая штрафные санкции; возврат средств на бюджетные счета предприятий и т.д.) и затрат на содержание органа государственного финансового контроля.

3.2. Критерии эффективности деятельности Счетной палаты РФ

    Основываясь на изложенных выше положениях, сформулируем критерии эффективности деятельности Счетной палаты.

    Критерии, как было сказано выше, это:

    — результативность;

    — действенность;

    — экономичность.

    Каждый  из названных критериев может  быть оценен количественно, и это  весьма важно для оценки как эффективности  работы Счетной палаты в целом, так  и ее отдельных подразделений. В  этой связи предлагаются следующие критериальные показатели эффективности финансового контроля.

    Критерий  результативности включает показатели:

    — выявленный объем средств, использованных с нарушениями законодательства;

    — выявленный объем неэффективно использованных средств;

    — выявленный объем средств, использованных не по целевому назначению;

    — количество подготовленных представлений и предписаний.

    Критерий  действенности включает показатели:

    — количество исполненных представлений и предписаний;

    — объем средств, возвращенных в федеральный  бюджет и на бюджетные счета организаций;

    — количество структурных преобразований в экономике, министерствах, ведомствах и на предприятиях, осуществленных по представлениям Счетной палаты;

    — увеличение доходной части бюджета или экономии его расходной части, полученные по представлениям Счетной палаты;

    — количество поправок в действующее законодательство;

    — количество постановлений Правительства Российской Федерации, принятых по представлениям Счетной палаты;

    — количество решений (приказы, распоряжения, нормативные акты), принятых по представлениям Счетной палаты;

    — количество уголовных дел, открытых по представлениям Счетной палаты.

    Критерий  экономичности включает в себя показатели:

    — объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;

    — объем средств, затраченных проверяемым субъектом контроля на подготовку материалов для проверяющих;

    — уровень экономичности — отношение полученного экономического эффекта от реализации представлений Счетной палаты к затратам на содержание Счетной палаты.

    Кроме названных критериев и их показателей, определяющих собственно эффективность финансового контроля как действия, целесообразно использовать еще два критерия, оценивающих деятельность Счетной палаты как контрольного органа.

    Такими  критериями являются:

    Критерий  интенсивности деятельности, включающий показатели:

    — количество контрольных мероприятий;

    — объем проверенных средств;

    — количество проверенных объектов.

    Критерий  динамичности деятельности, включающий показатели:

    — уровень результативности контрольных мероприятий;

    — уровень эффективности контрольного мероприятия;

    — уровень жесткости контроля;

    — уровень действенности представлений (предписаний);

Информация о работе Финансовый контроль, задачи финансового контроля виды и формы финансового контроля