Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны власти.
Работа состоит из двух разделов, первый раскрывает само понятие финансовый контроль, его принципы, а вторая, непосредственно, посвящена контролю со стороны государства и негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов – физических лиц).

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы финансового контроля
5
1.1
Сущность и система финансового контроля
5
1.2
Принципы финансового контроля
8
2
Виды, формы и методы финансового контроля
14
2.1
Государственный контроль
14
2.2
Негосударственный контроль
26
Заключение
30
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 59.56 Кб (Скачать документ)

Законность фундаментальная  правовая основа осуществления общества и функционирования государства. Как  принцип финансового контроля законность означает прежде всего, что содержание контроля определяется Конституцией страны, законодательными и другими документами, посредством которых осуществляется правовое регулирование финансовых, денежных, валютных, кредитных отношений, банковской деятельности. В свою очередь, полномочия контрольных органов  также устанавливаются законом  и конкретизируются нормативно –  правовыми актами, принимаемыми в  развитии законов. Органы контроля не могут самостоятельно превышать  или ограничивать свои полномочия.

Законность финансового  контроля с точки зрения общества проявляется и в том, что документы, создаваемые органами контроля по результатам  проверок, имеют юридическое значение для всех участников финансовых отношений, для организаций, властных структур, судебных органов. По ним судят о  результатах использования тех  или иных средств, правомерности  действий юридических лиц, оценивают  состоятельность собственников, возможность  взаимодействия с ними.

Принцип объективности предполагает, что финансовый контроль строится строго на фактической и документальной основе, имеет дело с отчётными данными о финансовой деятельности объекта контроля, составленными и утверждёнными в установленном порядке, оценивает их всесторонне и беспристрастно. Проверяющим запрещается вмешиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта. Их задача – оценить эту деятельность с точки зрения закона и финансовых правил.

Принцип объективности определяет высокие требования к подготовке и компетенции работников контрольных  органов. Их квалификация и опыт должны быть таковы, чтобы не давать повода усомниться в способности контролёров  выполнять свою работу на требуемом  уровне. В целях объективности  обязательным является привлечение  к участию в контроле экспертов  соответствующей компетентности в  случаях, когда проверяющие не располагают  необходимыми узкими специальными знаниями.

Важным условием объективности  контроля является заведомая жёсткость  его правил и инструкций, направленная на то, чтобы максимально снизить  риск возможной дорогостоящей ошибки. Этому же требованию отвечает принцип  двух подписей под документом о результатах  проверки – проверяющей и проверяемой  стороны.

Независимость финансового контроля гарантируется Конституцией и соответствующими законами. Она состоит прежде всего в том, что органы контроля, их руководители и работники должны быть максимально от возможного влияния на результатах их деятельности со стороны проверяемых. Органами финансового контроля в пределах их компетенции должны быть подконтрольны все органы власти. С другой стороны, сами органы контроля, в первую очередь их высшие инстанции, подчиняются только закону и отвечают только перед законом [5, с.347].

Организационно независимость  обеспечивается тем, что контрольный  орган формируется и комплектуется  на длительный срок  таким образом, чтобы органы власти и контролируемые объекты не могли влиять на его  состав и направления работы. Во многих странах полномочия руководителей  и членов учреждений контроля продолжительнее  полномочий членов парламента и руководителей правительства, их нельзя освободить от должности по чьему – либо желанию. Основные объекты контроля и периодичность проверок устанавливаются и могут изменяться только законом. В свою очередь, контрольный орган самостоятелен в определении объёма и способов проверки, а также в выборе объектов, не зафиксированных в законе.

В обеспечении самостоятельности  и независимости органов контроля важна финансовая составляющая. Они  получают из государственного бюджета  целевым назначением средства, необходимые  и достаточные для выполнения возложенных задач, и используют выделенные суммы без ограничений.

Принцип разграничения функций  и полномочий связан с тем, что  в развитых странах задачи финансового  контроля решают обычно несколько органов. Поэтому важно, чтобы они не дублировали  друг друга и не загружали проверками одни и те же объекты, обеспечивали возможно большую полноту контроля. Для этого органы финансового  контроля координируют свои действия в установленном законом порядке  или по согласованию между собой. Предусматриваются также возможности  использования в интересах общества и государства одними органами результатов  проверок других органов.

Говоря о принципе подотчётности, надо иметь в виду, что государственная  власть, как правило, делится на законодательную  и исполнительную. Соответственно в  каждой ветви власти могут быть созданы  свои органы финансового контроля, чем и определяется их подотчётность. Существуют ведомственные органы финансового  контроля, которыми, естественно, руководят  сами ведомства. Те органы финансового  контроля, которые обслуживают интересы собственников, отчитываются перед  собственниками.

В большинстве развитых странах  есть орган финансового контроля, который имеет статус высшего  или фактически является таковым . Это  не значит, что он руководит всеми остальными органами контроля, а предполагается, что он решает основную задачу финансового контроля, определяемую конституцией страны . Таким органом является обычно общегосударственная Счётная палата, в деятельности которой принципы контроля реализуются с  наибольшей полнотой. 

Принцип гласности предполагает, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступность, если речь идёт о государственных  средствах, обеспечивается обычно двумя  способами: представлением докладов контрольных  органов соответствующим структурам для обсуждения  и принятия мер  по устранению нарушений и публикацией  результатов ревизий и проверок в открытой печати. В отношении  частных средств, охраняемых коммерческой тайной, применяется публичное подтверждение  законности их образования и использования, если такое подтверждение законности их образования и использования, если такое подтверждение получено проверкой, публикуемое в средствах  массовой информации.

Понятно, что здесь также  возможны трудности, поскольку некоторые  результаты финансовых проверок в интересах  принятия реальных мер по возмещению ущерба не могут быть преданы гласности  незамедлительно. Важно другое. Государство  обязано исключить использование  для сокрытия от общественности злоупотреблений, выявленных контролёрами, под разными  благовидными предлогами типа ссылок на коммерческую и банковскую тайну [3, c.386].

                                  

 

 

 

 

2 Виды, формы и методы финансового контроля

 

Успешное и эффективное  выполнение задач в различных  сферах экономики и финансов зависит  от соответствующей организации  и видов финансового контроля, форм, видов и методов его проведения.

В экономически развитых странах  финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный  финансовый контроль.

 

2.1 Государственный  контроль

 

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения  и использования.

Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности  хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования  учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием  фактического состояния объектов контроля. Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой [8, c.364].

Формируются эти приемы в  зависимости от целевой функции  контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.)     [12, с. 9].

Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет Конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.

Общее, что объединяет все  виды государственного финансового  контроля, - это единство содержания, предмета и метода.

В зависимости  от сферы применения различают следующие виды финансового контроля:

    • общегосударственный или вневедомственный;
    • ведомственный;
    • внутрихозяйственный;
    • независимый (аудит);
    • общественный контроль.

Государственный контроль в нашей Республике осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности. Объектом контроля в данном случае выступает финансовая деятельность экономического субъекта.

Независимый финансовый контроль – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.

Общественный  финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере[8, c.187].

Финансовый контроль классифицируется не только по видам, но и по другим основаниям.

По формам он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении финансово-плановых актов. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль позволяет так же оперативно “замерять”отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

Последующий контроль производится после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии [6, c.263].

Информация о работе Финансовый контроль