Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны власти.
Работа состоит из двух разделов, первый раскрывает само понятие финансовый контроль, его принципы, а вторая, непосредственно, посвящена контролю со стороны государства и негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов – физических лиц).
Введение
3
1
Теоретические основы финансового контроля
5
1.1
Сущность и система финансового контроля
5
1.2
Принципы финансового контроля
8
2
Виды, формы и методы финансового контроля
14
2.1
Государственный контроль
14
2.2
Негосударственный контроль
26
Заключение
30
Список использованных источников
По информационному обеспечению различают методы документального и фактического контроля.
Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.
Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.
Методы финансового контроля
Финансовый контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые принято обозначать понятием «методы».
Методы финансового контроля – это приемы, средства и способы его осуществления.
К основным методам относятся:
Наблюдение- это направленные на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.
Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Проверка – это исследование отдельных вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование в отличие
от проверки охватывает более широкий
спектр финансово-экономических
Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос.
Обследование – это ознакомление контролирующих органов с состоянием определённого направления, или вопроса финансово – хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта [3, c.296].
Анализ финансового состояния, как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности, с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.
Анализ является разновидностью финансового контроля, предполагающей детальную проработку документации с целью общей оценки результативности и эффективности.
Ревизия – детальное исследование
финансово-хозяйственной
Ревизия представляет собой
систему обязательных контрольных
действий по документальной и фактической
проверке законности, целесообразности
и эффективности совершённых
в проверяемом периоде
Ревизии подразделяются на несколько видов:
1) по содержанию ( доказательные и фактические)
2) по способу назначения ( плановые и внеплановые)
3) по степени охвата данных ( сплошные и выборочные)
4) по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)
Проверки и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определённом участке деятельности проверяемого лица.
Как правило, различают формальные,
фактические, встречные, корреспондирующие,
аналитико-нормативные
Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.
Фактическая проверка имеет
большое значение. При ее проведении
устанавливается достоверность
расходования и оприходования материальных
ценностей и денежных средств. В
данном случае проводится инвентаризация,
на основе которой производится сличение
действительного наличия
Важным методом установления
достоверности финансово-
Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах [4, c.275].
Аналитико-нормативная проверка
заключается в сопоставлении
учетных и отчетных данных с установленными
показателями и нормами. Это дает
возможность выявить
Тематическая ревизия проводится по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.
Комплексная ревизия включает
все участки и широкий круг
вопросов. Она позволяет более
глубоко проверить деятельность
ревизуемого объекта. Такие ревизии
проводятся, как правило, группой
ревизоров с привлечением специалистов
по отдельным вопросам. Во время
такой ревизии обязательно
Практика показывает, что
самым действенным методом
Ревизии производятся непосредственно
на подконтрольных объектах. В зависимости
полноты и охвата деятельности ревизуемого
объекта различают ревизии
Полная документальная ревизия предполагает проверку всех финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, учреждения.
При частичной ревизии производится проверка отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности.
Про тематические и полные ревизии было сказано выше.
Ревизии могут производится сплошным и выборочным методами. Сплошной метод подразумевает проверку всех документов на определенном участке деятельности. Выборочный метод заключается в том, что проверке подвергаются документы на выборку за тот или иной период времени. Может применяться и комбинированный метод, когда на одних участках проверяются все документы, на других - на выборку, по желанию ревизора.
Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:
1. Предъявление полномочий.
По прибытии на проверяемый
объект ревизор обязан
2. Проведение инвентаризации
материальных ценностей и
3. Личное ознакомление с объектом.
4. Непосредственная
5. Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
6. Реализация материалов
ревизии на подконтрольном
7. Проверка выполнения
приказа, изданного на
Ревизии могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые ревизии проводятся в соответствии с планами работы контролирующих органов. Внеплановые ревизии, как правило, назначаются в связи с возникшей необходимостью:
- в случае продолжительной
неудовлетворительной работы
- по указаниям
- в порядке контроля
за выполнением на ранее
Органы государственного
финансового контроля строят свою работу
на основании годовых и
В целях исключения дублирования органы государственного финансового контроля должны координировать свои планы. В роли координатора, как правило, выступает высший контрольный орган государства.
Планы проведения ревизий и проверок не подлежат оглашению. В планах ревизионной работы указываются: объекты ревизий, вид ревизии, тема ревизии, срок начала и окончания, место проведения, исполнители ( ревизоры).
К ревизорам предъявляются
исключительно высокие
Ревизоры наделены определенным объемом прав, необходимых для реализации их профессиональных функций. К ним относится право : требовать предъявления всех необходимых для проверки материалов; применять все методы документального контроля; запрашивать данные у банков; требовать предоставления первичных документов; получать от работников подконтрольного объекта устные и письменные пояснения; изымать необходимые подлинники документов; производить инвентаризацию; опечатывать кассы и склады; ставить вопрос об отстранении от работы виновных должностных лиц; передавать материалы следственным органам; требовать возмещения причиненного ущерба.
Вместе с тем ревизор
обязан: хорошо знать законодательные,
нормативные акты, действующие инструкции
и указания; в совершенстве владеть
методами и приемами контроля; знать
бухгалтерский учет; объективно и
принципиально излагать все факты
выявленных нарушений в акте ревизии;
проявлять твердость и