Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны власти.
Работа состоит из двух разделов, первый раскрывает само понятие финансовый контроль, его принципы, а вторая, непосредственно, посвящена контролю со стороны государства и негосударственному контролю, т.е. контролю со стороны негосударственных структур, прежде всего со стороны аудиторских фирм (или аудиторов – физических лиц).

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы финансового контроля
5
1.1
Сущность и система финансового контроля
5
1.2
Принципы финансового контроля
8
2
Виды, формы и методы финансового контроля
14
2.1
Государственный контроль
14
2.2
Негосударственный контроль
26
Заключение
30
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 59.56 Кб (Скачать документ)

В результате деятельности органов государственного финансового  контроля ежегодно доначисляются в  бюджет огромные суммы, пресекается  незаконное и неэффективное использование  государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к  материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

Государственный финансовый контроль призван отслеживать стоимостные  пропорции распределения валового национального продукта. Он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанные с  формированием государственных  ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием. Государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и  корпоративного бизнеса, если таковые  предопределены общенациональными  экономическими интересами.

 

 

 

2.2 Негосударственный контроль

 

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного  участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контролирующих органов. К негосударственным видам финансового контроля относятся:

  • внутрифирменный (корпоративный);
  • контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами, аудиторский контроль;
  • независимый (аудиторский).

 Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.    

Внутрифирменный контроль осуществляется  экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочерних структур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью и целесообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных, привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми, финансовую оценку результатов инвестиционных проектов, контролируют финансовое состояние предприятия.

Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала. Так называемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Появление коммерческих банков в результате перестройки банковской системы в значительной мере изменило функции банков в области финансового контроля. Если отделения Государственного банка СССР контролировали всю финансовую деятельность закрепленных за ними предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства. Вместе с тем необходимость поддержания ликвидности требует от банка оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятий — потенциальных заемщиков. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок. Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском [1, c.475].

Аудиторский контроль - это  независимый вневедомственный финансовый контроль. Основная цель аудита - установление достоверности финансовой отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

Аудит подразделяется на обязательный и инициативный.

Плата за проведение обязательного  аудита включается в затраты производства, инициативного – за счет чистой прибыли предприятия. Обязательный аудит проводится по всем банкам, страховым  организациям, биржам, благотворительным фондам и др.

Обязательный аудит проводится по годовой отчетности. Заключение аудитора состоит из двух частей:

1. Высказывание мнения  о достоверности бухгалтерской  отчетности (непосредственно заключение).

2. Конфиденциальная информация  об итогах проверки, предоставляемая  непосредственно руководителю.

Официальное заключение прикладывается к годовому отчету и сдается вместе с ним в налоговую службу.

Формы аудиторского заключения могут быть следующими:

Безоговорочно положительное  мнение должно быть выражено тогда, когда  аудитор приходит к заключению о  том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление  о финансовом положении и результатах  финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и  подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Республики.

Мнение с оговоркой  должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о  том, что невозможно выразить безоговорочно  положительное мнение, но влияние  разногласий с руководством или  ограничение объема аудита не настолько  существенно и глубоко, чтобы  выразить отрицательное мнение или  отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать  формулировку: «за исключением влияния  обстоятельств…» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка).

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о  достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Отрицательное мнение следует  выражать только тогда, когда влияние  какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор  приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является адекватным для того, чтобы раскрыть вводящий в заблуждение или неполный характер финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторское заключение не может и не должно трактоваться аналитиком как гарантия аудиторской фирмы  в том, что иные обстоятельства, оказывающие  или способные оказать влияние  на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта, не существуют.

Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Организация и функционирование  эффективной системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики.

Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться, как функция социального управления и правового регулирования.

Основные направления  государственного финансового контроля:

1) контроль за полным  и своевременным поступлением  всех видов государственных доходов, страховых взносов во внебюджетные фонды страны, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование дефицита бюджета;

2) контроль за своевременным  финансированием расходов по  объемам, структуре и целевому  назначению.

Государственный финансовый контроль предусматривает необходимость  проведения не реже одного раза в год соответствующими контрольными финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства бюджета страны.

Средства, израсходованные  незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления таких нарушений.

Функционирование системы  государственного финансового контроля в целом и всех её органов должно быть подчинено принципу эффективности. Из экономической теории известно, что эффективность выражается отношением результатов какой-либо деятельности к затратам на её осуществление. Очевидно, затраты на проведение контроля не должны превышать достигнутые при этом результаты. Вопрос состоит в том, как оценить величину результатов и затрат контрольной деятельности. Зная количественное значение этих показателей, т. е. имея объективную оценку эффективности отдельных органов контроля, его видов, форм и методов представляется возможным смоделировать оптимальную систему государственного финансового контроля и целенаправленно управлять её развитием.

 Практика показала, что наиболее важными факторами повышения эффективности финансового контроля являются квалификация ревизоров, полнота и достоверность исходной информации, качество научно-методической базы контроля, его нормативно-правовое обеспечение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1. Бабич А.М., Павлова Л.Н.  Финансы: Учебник. – М.: ИД  ФБК  – Пресс,        

2000. – 760с. 

2. Бабич А.М., Павлова Л.Н.  Государственные и муниципальные  финансы: 

Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 687с.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н.  Финансы. Денежное обращение.  Кредит:

    Учебник. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 687с.

4. Финансы и кредит: Учебное  пособие / Под ред. проф. А.М.  Ковалёвой.  – 

    М.: Финансы и статистика, 2004. – 512с.

5. Финансы: Учебник / Под  ред. доктора эконом. наук, проф. С.И.  Лушина,

    доктора эконом. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:

    Экономисть, 2003. – 682с.

6. Финансы. Денежное обращение.  Кредит: Учебник для вузов / Под  ред. 

    проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАМА, 2-е изд. 2004. – 512с.

7. Финансы денежное обращение.  Кредит: Учебник для вузов / Л.П.  Окунева, 

    Л.А. Дробозина, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. –

    М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479с.

8. Финансы: Учебник для  вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.  – М.:

    Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527с.

9. Колпокова Г.М. Финансы.  Денежное обращение. Кредит. Учебное  посо-

    бие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496с.

10. Финансы: Учеб. пособие  / Под ред. проф. А.М. Ковалёвой.  – 4-е изд.,

     перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384с.

11. Финансы: Учебник для  вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф.

      О.В.Врублёвской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: порайт – М, 2002. – 504с.

12. Финансы, денежное обращение  и кредит. Учебник / Под ред. 

      В.К.Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496с.

13. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. 

      Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.:

      Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 384с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________                                          ____________Т.И.Межуева

 


Информация о работе Финансовый контроль