Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявление роли государственных органов финансового контроля в повышении эффективности государственного контроля.
Для достижения данной цели, поставлены такие задачи как:
Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами;
Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;
Выявление роли государственных органов в повышении эффективности финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1 Финансовый контроль как элемент управления финансами 5
1.1 Понятие управления финансами, его роль 5
1.2 Государственный финансовый контроль, его формы, методы 9
1.3 Международные стандарты финансового контроля 16
2 Государственные органы, осуществляющие государственный финансовый контроль 18
2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля 18
2.2 Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации 23
2.3 Финансовый контроль Центрального банка Российской Федерации 28
3 Роль государственных органов в повышении эффективности осуществления финансового контроля 31
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 759.77 Кб (Скачать документ)

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие виды финансового контроля: государственный, муниципальный, внутрихозяйственный, общественный, правовой, гражданский.

Поэтому государственный  финансовый контроль следует определить как структурный элемент единой системы финансового контроля, представляющий собой подсистему взаимосвязанных  единством поставленных для решения  задач и используемых методов  контрольных мероприятий, осуществляемых различными по своему правовому статусу  государственными органами (как общей, так и специальной компетенции) и их подразделениями, наделенными  при этом исполнительной властью.

Государственный финансовый контроль помогает обеспечить проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защиту финансовых интересов государства и его граждан, в конечном итоге – всего общества. Он представляет собой контроль за:

  1. образованием и использованием всех государственных средств независимо от того, в какой форме они существуют – бюджетной или иной;
  2. деятельностью органов власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики;
  3. законностью привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями и иными организациями, которым государство предоставило такое право;
  4. организацией денежного обращения и рынка ценных бумаг, прохождением государственных средств в этой сфере, законностью предоставления от имени государства финансовых льгот и преимуществ и их использованием, обоснованностью и правомерностью действий кредитных учреждений по привлечению и использованию средств юридических и физических лиц;
  5. исполнением международных финансовых обязательств и состояния государственного внутреннего и внешнего долга.

Сюда же относится проведение финансовых экспертиз проектов законодательных  и иных нормативных правовых актов, влияющих на формирование и использование  государственных средств, или предусматривающих  расходы (покрываемые за счет таких  средств).

В этих целях проверяются  своевременность и полнота образования  государственных средств, их сохранность, эффективность и целевое использование, финансовые результаты использования  государственного имущества, правильность и эффективность использования  кредитных ресурсов, представленных государством или под гарантии государства.

По результатам государственного финансового контроля принимаются  меры к обеспечению возврата незаконно  использованных средств и поступлению  доходов от их использования в  соответствующие бюджеты.

Объектами государственного финансового контроля выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Таким образом, контролируются органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассоциации и объединения  вне зависимости от видов и  форм собственности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций действие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием государственных средств или  управлением ими, а также в  части предоставленных им законодательством  или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот  и преимуществ. [11, с.598]

Формы государственного финансового  контроля [9, с.67]:

  1. Предварительный – осуществляется на стадии составления, рассмотрения, утверждения проектов бюджетов, финансовых планов и программ, смет поступлений и расходов, проектов законодательных актов, балансов финансовых ресурсов территорий, текстов договорных соглашений и других финансово-экономических документов и проектов законов. Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.
  2. Текущий – осуществляется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов  финансового контроля. Он опирается  на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный  анализ деятельности предприятий и  организаций в целях выявления  резервов роста рентабельности и  прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской  и кредиторской задолженности, полноты  и своевременности расчетов с  бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в  бюджет, своевременность, полнота и  целенаправленность финансирования федеральных  и территориальных социально-экономических  программ, размер бюджетного дефицита, источник его покрытия, исследуется  динамика государственного внешнего и  внутреннего долга и т.д.

  1. Последующий – проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов, выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

Методы государственного финансового контроля [9, с.68]:

  1. Проверка – проводится по отдельным вопросам хозяйственной деятельности на основе отчетной документации и расходных документов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения негативных последствий.

Проверки осуществляются органами государственного финансового контроля и подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц. Контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они (документы) могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.

  1. Обследование – изучение отдельных аспектов финансовой деятельности по более широкому кругу показателей, нежели проверка, с целью определения финансового положения и перспектив развития объекта. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.
  2. Анализ – проводится на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, а также проводится оценка результатов финансовой деятельности, эффективность использования капитала, выявление отклонений от плана, норматива и факторов повлиявших на них.
  3. Ревизия – глубокая или всеобъемлющая форма проверок, осуществляется по завершению отчетного периода, проводится с целью установления законности и обоснованности финансовых операций и соблюдения финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Виды ревизий классифицируются по ряду признаков: по ведомственной принадлежности ревизуемых органов — ведомственные, внутрихозяйственные; по полноте охвата ревизуемых материалов – полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные; по отношению к плану контрольно-экономической работы – плановые, внеплановые, внезапные; по привлекаемым материалам и способам проверки – документальные и фактические; по очередности использования одних и тех же документов – первичные, дополнительные, повторные; и др. Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед ревизией общих и частных задач, особенностей деятельности проверяемого объекта и т.д.

  1. Надзор – проводится контролирующими органами за экономическими субъектами получившими лицензию на определенный вид деятельности и предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
  2. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля, то есть его финансовым состоянием.

Таким образом, формы и  методы государственного финансового  контроля разработаны для осуществления  практической цели – гарантии бесперебойного и эффективного финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Многие государства, в  том числе и Российская Федерация, осуществляя финансовый контроль и  с течением времени пересматривая  и улучшая его методологию, руководствуются  международными стандартами финансового  контроля. Рассмотрим их.

 

    1. Международные стандарты финансового контроля

В международном сообществе одной из самых авторитетных организаций в области государственного финансового контроля является Международная организация высших органов финансового контроля – ИНТОСАИ. Создана она в 1953 году. Высшим органом ИНТОСАИ является Конгресс ИНТОСАИ, проводимый один раз в 3 года. Генеральный секретариат ИНТОСАИ находится в Вене. По состоянию на июль 2009 года полноправными членами ИНТОСАИ являются 189 национальных высших контрольных органов всего мира. Кроме того, в состав ИНТОСАИ входят 3 ассоциированных члена. Также членами ИНТОСАИ являются региональные организации ВОФК – АЗОСАИ, АРАБОСАИ, АФРОСАИ, ЕВРОСАИ, ОЛАСЕФС, СПАСАИ. Счетная палата Российской Федерации является членом ИНТОСАИ с 1995 года, а с 2007 года является членом Управляющего совета ИНТОСАИ, и принимает активное участие в работе основных подкомитетов и рабочих групп ИНТОСАИ, функционирующих в составе постоянно действующих комитетов ИНТОСАИ, в том числе возглавляет деятельность Рабочей группы по ключевым национальным показателям, созданной в соответствии с решением очередного Конгресса ИНТОСАИ, состоявшегося в Мексике в 2007 году. [14]

Законодательство многих стран в области государственного финансового контроля ориентируется на принципы и методы этой организации.

В соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем». [15]

В декларации описаны формы, методы государственного финансового  контроля, важное значение придается независимости органов государственного финансового контроля. Высшие контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач.

Также в декларации прописаны  отношения с парламентом, правительством и администрацией, указаны права  и контрольные полномочия высшего  контрольного органа, описан международный  обмен опытом (эта цель до сих  пор достигалась путем проведения конгрессов, семинаров, организуемых совместно  ООН и другими организациями, совещаний региональных рабочих  групп и изданием специального журнала), используя принцип гласности, прописана  необходимость предоставления отчетности перед парламентом и перед  общественностью.

Таким образом, в первой главе  рассмотрено понятие финансового  контроля как элемента управления финансами. Даны понятия системы управления финансами, финансового контроля, представлены международные стандарты финансового  контроля. Также описана структура  органов управления финансами, перечислены  задачи и основные этапы финансового  планирования и прогнозирования, раскрыты сущность и значение финансового  контроля, дана характеристика его  форм и методов.

 

2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Информация о работе Финансовый контроль