Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявление роли государственных органов финансового контроля в повышении эффективности государственного контроля.
Для достижения данной цели, поставлены такие задачи как:
Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами;
Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;
Выявление роли государственных органов в повышении эффективности финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1 Финансовый контроль как элемент управления финансами 5
1.1 Понятие управления финансами, его роль 5
1.2 Государственный финансовый контроль, его формы, методы 9
1.3 Международные стандарты финансового контроля 16
2 Государственные органы, осуществляющие государственный финансовый контроль 18
2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля 18
2.2 Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации 23
2.3 Финансовый контроль Центрального банка Российской Федерации 28
3 Роль государственных органов в повышении эффективности осуществления финансового контроля 31
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 759.77 Кб (Скачать документ)
      1. Федеральная служба по финансовому мониторингу – осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Федеральная служба по финансовому  мониторингу руководствуется в  своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а  также Положением о Федеральной  службе по финансовому мониторингу. [4]

Основные функции Федеральной  службы по финансовому мониторингу:

    • контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
    • сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
    • разработка и проведение мероприятий по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, издание в соответствии с законодательством постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
    • создание единой информационной системы в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
    • направление необходимой информации в правоохранительные органы;
    • международное сотрудничество в деле противодействия легализации (отмыванию) доходов, в установленной сфере деятельности.

Для тесного взаимодействия всех органов, осуществляющих контрольные функции  необходима целая система организационных, методических и правовых мероприятий, что обеспечит повышение качества и действенности финансового  контроля. Поэтому необходимо рассматривать  контрольные функции не только органов  исполнительной власти, но и такого органа государственного управления как  Центрального банка Российской Федерации.

2.3 Финансовый контроль  Центрального банка Российской  Федерации

Функции Центрального банка Российской Федерации как одного из органов, на которые возложен государственный финансовый контроль, прописаны в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ. [2]

В законе прописано, что Банк России является органом банковского  регулирования и банковского  надзора и осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  и банковскими группами банковского  законодательства, нормативных актов  Банка России, установленных ими  обязательных нормативов.

Главная цель банковского  регулирования и банковского  надзора это поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации  и защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Банк России не вмешивается  в оперативную деятельность кредитных  организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Регулирующие и надзорные  функции Банка России, осуществляются через действующий на постоянной основе орган – Комитет банковского  надзора, объединяющий структурные  подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

В области контроля функции  Банка носят ограниченный, по преимуществу надзорно-технологический характер. Это такие функции как:

а) разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики во взаимодействии с Правительством Российской Федерации;

б) осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), за соблюдением ими банковского законодательства и нормативных актов;

в) организация и осуществление валютного регулирования и валютного контроля, а также денежного обращения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Банк России не проводит ревизий и проверок деятельности коммерческих банков и иных кредитных  организаций. С другой стороны, в  действующем отечественном банковском законодательстве ограничены возможности  получения от банков информации, требующейся  органам финансового контроля для  решения их задач. Это создает  определенные затруднения при осуществлении  государственного финансового контроля в кредитно-банковской сфере. Недостаток контроля приводит к нарушению прав граждан и юридических лиц, пользующихся услугами денежно-кредитных учреждений. [11, с.612]

Таким образом, во второй главе  представлены основные государственные  органы, осуществляющие государственный  контроль в области финансов и  их контрольные функции.

 

3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Адекватная система государственного финансового контроля является одним  из непременных условий успеха экономических  реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать  как важнейший фактор дальнейшего  развития российской экономики.

Для решения этих задач необходима реализация целого комплекса мероприятий  по совершенствованию государственного финансового контроля в Российской федерации по следующим направлениям:

  1. Создание единой системы государственного финансового контроля;
  2. Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности;
  3. Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства;
  4. Стандартизация государственного финансового контроля.

Создание единой системы государственного финансового контроля предполагает определение места и роли государственного финансового контроля в системе  контроля, осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей  сферы – бюджетного контроля. В  этой связи необходимо:

  • привести теоретическую и методологическую базу в соответствие с современными условиями;
  • разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечения деятельности контрольных органов;
  • реформировать организационную структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля;
  • создать научно-исследовательскую и учебную базы деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения;
  • организовать адекватную информационную инфраструктуру;
  • повысить уровень материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов.

Важным шагом на пути построения эффективной системы государственного финансового контроля в Российской Федерации является разработка и  принятие ряда законов. Например, федерального закона «О государственном финансовом контроле», в котором необходимо определить такие понятия, как «государственный финансовый контроль», определить и  закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с четко сформулированными целями и задачами их деятельности. От этого  зависит степень результативности проводимых органами государственного финансового контроля мероприятий  и формирование единой методической базы и технологии проведения государственного финансового контроля.

Счетная палата Российской Федерации  должна быть наделена правом законодательной  инициативы. Это предложение обусловлено  тем, что для законодательной  власти остается проблемой обеспечение  обоснованности принимаемых законов  и иных нормативных правовых актов, обеспечение их адекватности реальным направлениям финансовой и бюджетной  политики государства.

Следовало бы также предусмотреть право Счетной палаты самостоятельно обращаться в суд с исками по результатам выявленных нарушений бюджетного законодательства, которые привели к потерям для бюджета, ущербу для государства. Так, например, положения статей 15 и 23 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» предусматривают, что материалы об ущербе, причиненном государству, и нарушениях законов, влекущих уголовную ответственность, передаются Счетной палатой Российской Федерации в правоохранительные органы. К сожалению, данный закон не предусматривает права Счетной палаты обратиться в суд с иском о взыскании с проверяемых государственных органов и коммерческих организаций ущерба, причиненного государству, в порядке гражданского судопроизводства.

Необходимо также обеспечить исполнение предписаний Счетной палаты Российской Федерации, направляемых по результатам  ревизии государственным органам  и коммерческим организациям. Это  может быть достигнуто либо установлением  штрафов, взыскиваемых с руководителей  учреждений и организаций в административном порядке, либо тем, что будет предусмотрена  уголовная ответственность за неисполнение предписаний. В таком случае следует  внести дополнения в ныне существующую статью 287 Уголовного кодека Российской Федерации.

Еще одним из важнейших направлений  совершенствования государственного финансового контроля является современное  информационное обеспечение, позволяющее  существенно сократить сроки  контрольных мероприятий.

Совершенствование государственного финансового контроля необходимо осуществлять на базе новых информационных технологий в соответствии с требованиями и  текущим состоянием информационных ресурсов органов исполнительной власти. Использование таких технологий должно стать фактором повышения  эффективности государственного финансового  контроля в сфере финансовой безопасности Российской Федерации. В связи с  этим необходимо:

  • сформировать единое информационное пространство, для чего, в свою очередь, необходима информационная совместимость результатов деятельности контрольных органов, автоматизация учета контрольных мероприятий и обеспечение обмена соответствующей информацией между контрольными органами и т.п.;
  • усовершенствовать систему защиты информации с целью предотвращения ущерба государственным интересам из-за разглашения, утраты, искажения, уничтожения информации и ее незаконного использования, создание системы антивирусной защиты информации.

Формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности  использования бюджетных средств  и государственной собственности. Важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Этот факт предопределяет направления дальнейшего совершенствования  системы государственного финансового  контроля, ориентируя контрольно-счетные  органы не только на проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, законности принимаемых органами исполнительной власти или отдельными должностными лицами управленческих решений, но и на анализ их деятельности с  позиций ее эффективности и результативности.

Важным этапом внедрения аудита эффективности в практическую деятельность органов государственного финансового  контроля является его законодательное  обеспечение. Следует дополнить нормативно-правовую базу рядом положений, в частности: определить аудит эффективности государственных расходов как деятельность, направленную на анализ результативности и экономности использования государственных средств; определить критерии и показатели эффективности функционирования органов, деятельность которых является объектом проведения аудита эффективности государственных расходов; сформулировать и законодательно определить соответствующие меры принуждения за неэффективное использование бюджетных средств.

В системе государственного финансового  контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, необходимо более  четко определить полномочия главных  распорядителей и распорядителей бюджетных  средств.

Информация о работе Финансовый контроль