Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: выявление роли государственных органов финансового контроля в повышении эффективности государственного контроля.
Для достижения данной цели, поставлены такие задачи как:
Рассмотрение теоретических основ финансового контроля, как элемента управления финансами;
Рассмотрение основных функций и задач органов государственного финансового контроля;
Выявление роли государственных органов в повышении эффективности финансового контроля.

Содержание

Введение 3
1 Финансовый контроль как элемент управления финансами 5
1.1 Понятие управления финансами, его роль 5
1.2 Государственный финансовый контроль, его формы, методы 9
1.3 Международные стандарты финансового контроля 16
2 Государственные органы, осуществляющие государственный финансовый контроль 18
2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля 18
2.2 Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации 23
2.3 Финансовый контроль Центрального банка Российской Федерации 28
3 Роль государственных органов в повышении эффективности осуществления финансового контроля 31
Заключение 40
Список использованных источников 42

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 759.77 Кб (Скачать документ)

Повышение роли государственного финансового  контроля в сфере обеспечения  финансовой безопасности государства. Возросшие экономические возможности  позволяют сегодня направлять дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу; значительных финансовых затрат требует реализация национальных проектов. В то же время реалии современной российской действительности демонстрируют «провалы» в реализации усилий государства, что связано, в первую очередь, с высоким уровнем экономической преступности, недопустимо опасным уровнем коррумпированности органов государственной власти всех уровней, наличием и возрастанием различных угроз финансовой стабильности государства в целом.

Первоочередной задачей является разработка Концепции финансовой безопасности, которая должна содержать теоретические  и методологические основы обеспечения  финансовой безопасности и противодействия  нарушению норм финансового права, а также определять внутренние и  внешние угрозы национальным интересам  Российской Федерации в сфере  экономики и финансов. Необходимо уделять в Концепции финансовой безопасности место вопросам мониторинга  финансовых операций и легализации преступных доходов, борьбе с коррупцией, особенно важно выделить орган, занимающийся проблемами финансовой безопасности и взаимодействия с другими контрольными органами.

Важным аспектом усиления роли государственного финансового контроля в сфере  финансовой безопасности также является создание системы оценки его эффективности. В этой связи необходима разработка с учетом международных стандартов и требований научно обоснованных качественных и количественных критериев и показателей эффективности, а также налаживание комплексной системы статистической отчетности всех компетентных органов, включая правоохранительные, о выявлении, раскрытии, расследовании преступлений данной сферы, а также о преследовании совершивших их лиц.

В целях дальнейшего совершенствования организации государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности необходимо:

  • дальнейшее развитие методологии национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • создание эффективного механизма, направленного на сужение сферы теневой экономики;
  • укрепление международного сотрудничества в области розыска, конфискации и репатриации денежных средств и доходов, полученных преступным путем и незаконно вывезенных за рубеж;
  • предоставление кредитным организациям права расторжения договора банковского счета в одностороннем порядке при наличии обоснованных подозрений в том, что данный счет используется в целях легализации преступных доходов;
  • организация взаимодействия Росфинмониторинга с Федеральным казначейством по вопросам осуществления текущего финансового контроля за бюджетными организациями;
  • разработка положения по обмену информацией Росфинмониторинга и Счетной палаты Российской Федерации в вопросах легализации преступных доходов от нецелевого использования бюджетных средств;
  • организация поэтапной подготовки кадров в сфере финансовой безопасности со стажировками и повышением квалификации в органах государственного финансового контроля.

Важным фактором усиления роли государственного финансового контроля в области  финансовой безопасности Российской Федерации  является повышение его действенности  за привлечением и использованием иностранных  займов.

Единая система управления государственным  долгом является инструментом постепенного решения долговой проблемы путем  поэтапного сокращения объема долга  и экономии расходов бюджета на его  обслуживание и погашение. Необходимо обеспечить единство в управлении внутренним и внешним долгом, создать единую систему управления и координации  государственными обязательствами  и активами. Привлечение и использование  займов международных финансово-экономических  организаций должно осуществляться на основе принципов законности, целесообразности и эффективности.

Реализация предложенных направлений  совершенствования государственного финансового контроля и его важнейшей  составной части – бюджетного контроля – позволит обеспечить функционирование государственного финансового контроля в Российской Федерации как целостной системы и поднять на новый качественный уровень управление государственными финансовыми ресурсами. [12, с.47]

Стандартизация государственного финансового контроля. Совершенствование  государственного финансового контроля в Российской Федерации требует  решения такой актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной  деятельности. В Российской Федерации  должна быть создана единая унифицированная  система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового  контроля в Российской Федерации. Стандарты, устанавливающие общие положения  и процедуры, могут служить базой  для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового  контроля (государственный, внутрихозяйственный, аудиторский). Проверки, ревизии и  обследования целесообразно проводить, руководствуясь едиными методиками и программами.

В данном аспекте весьма показателен опыт независимого аудита. Аудиторские стандарты имеются в большинстве стран (включая Россию), где аудит получил широкое распространение. Стандарты необходимы не только для независимого аудита, но и для государственного финансового контроля.

Международной организацией высших контрольных  органов (ИНТОСАИ) разработаны стандарты государственного контроля, рекомендуемые к применению органами контроля разных стран в той мере, в какой они совместимы с законодательством этих стран. В принципе эти стандарты являются критериями оценки результатов контроля.

В настоящее время в некоторых  органах государственного финансового контроля разрабатываются внутренние регламентирующие документы, в том числе сборники методических и инструктивных документов по организационному и методическому обеспечению контрольных мероприятий по различным направлениям. Но между данными документами, разрабатываемыми в разрезе разных органов государственного финансового контроля, нет системной взаимосвязи, а, следовательно, нет и сопоставимости в работе и в ее оценке. Стандартизация на уровне отдельных органов – лишь частичное решение общего вопроса стандартизации. Кроме внутренних регламентов, учитывающих специфику конкретных органов и их подразделений, необходима и система общих для всех основных и обязательных для выполнения стандартов. При этом для каждого специализированного органа государственного финансового контроля должна будет определяться степень совместимости общих стандартов с его полномочиями (т.е. использовать эти стандарты орган будет в пределах своих задач и полномочий). В то же время следует отметить, что, так как органы государственного финансового контроля должны самостоятельно определять формы, объем и методику контроля (иначе будет нарушен принцип их независимости), общие стандарты в отношении внутренних будут иметь направляющую функцию.

При формировании стандартов государственного финансового контроля следует решить несколько важных задач, а именно: определить терминологию и понятийный аппарат государственного финансового контроля; разработать его методологию (цели, задачи, принципы и т.д.); определить организационную структуру системы государственного финансового контроля; определить органы правового регулирования государственного финансового контроля, их права и обязанности; определить предмет, отношения регулирования, цели и задачи системы нормативно-правовых актов (законодательства) государственного финансового контроля; определить порядок построения системы нормативно-правовых актов государственного финансового контроля, ее структуру (части, разделы, подразделы и т.д.), их расположение в определенной последовательности и содержание.

Нормативно-правовые акты государственного финансового контроля не должны иметь противоречий (в том числе несоответствие в названиях, в терминологии и т.д.), не должны дублировать друг друга. В них должно быть четко определено то, какие конкретные вопросы государственного финансового контроля рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования (см. рисунок 2), как он взаимодействует с другими уровнями, какие виды нормативно-правовых актов входят в тот или иной уровень. [13, с.36]

 

Рисунок 2 – Предполагаемая система нормативно-правовых актов (нормативно-правовая база) государственного финансового контроля [13, с.36]

 

Итак, разработка и принятие стандартов государственного финансового  контроля в Российской Федерации  – это установление норм, правил и характеристик, справедливых для  всех участников контрольной деятельности, в целом же стандартизация будет  одним из проявлений организационно-распорядительных методов управления государственным  финансовым контролем, одним из важнейших  средств улучшения, упрощения его  организации, осуществления государственной  контрольной политики.

Таким образом, в третьей  главе выделены четыре основных направления  совершенствования государственного финансового контроля.

В целом для повышения  роли государства в регулировании  рыночной экономикой, необходимо скорейшее  решение вопросов и реальные действия, связанные с реформированием  и развитием системы государственного финансового контроля.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели и задачи, поставленные в работе, реализованы в основном содержании работы.

В первой главе рассмотрено  понятие финансового контроля как  элемента управления финансами. То есть можно сказать, что финансовый контроль является составной частью единого  механизма государственного контроля в управлении финансами, без осуществления  которого невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности доходов и расходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности, выполнению обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, в также поддержанию правопорядка в сфере финансов в целом.

В первой главе также даны понятия системы управления финансами, финансового контроля, представлены международные стандарты финансового контроля, описана структура органов управления финансами, перечислены задачи и основные этапы финансового планирования и прогнозирования, раскрыты сущность и значение финансового контроля, дана характеристика его форм и методов.

Во второй главе работы рассмотрена структура органов  государственного контроля в области  финансов таких как: Счетная палата Российской Федерации, Главное контрольное  управление Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации  и органы, деятельность которых оно  координирует. Это Федеральная налоговая  служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Федеральная  служба по финансовому мониторингу, Центральный банк Российской Федерации. Раскрыты выполняемые ими контрольные функции, согласно Положениям о соответствующих органах, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации.

В третьей главе предложены четыре основных направления совершенствования государственного финансового контроля, такие как: создание единой системы государственного финансового контроля; формирование нормативно-правовой и методической базы аудита эффективности использования бюджетных средств и государственной собственности; повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства; стандартизация государственного финансового контроля.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 11.01.1995 г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». – Режим доступа: КонсультантПлюс: Высшая школа – Выпуск 14. Осень 2010
  2. Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». – Режим доступа: КонсультантПлюс: Высшая школа – Выпуск 14. Осень 2010
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации». – Режим доступа: КонсультантПлюс: Высшая школа – Выпуск 14. Осень 2010
  4. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 г. №307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу». – Режим доступа: КонсультантПлюс: Высшая школа – Выпуск 14. Осень 2010
  5. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. №278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». – Режим доступа: КонсультантПлюс: Высшая школа – Выпуск 14. Осень 2010
  6. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. №703 «О Федеральном казначействе Российской Федерации». – Режим доступа: КонсультантПлюс: Высшая школа – Выпуск 14. Осень 2010
  7. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 г. №459 «О Федеральной таможенной службе». – Режим доступа: КонсультантПлюс: Высшая школа – Выпуск 14. Осень 2010
  8. Указ Президента РФ от 08.06.2004 г. №729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации». – Режим доступа: КонсультантПлюс: Высшая школа – Выпуск 14. Осень 2010
  9. Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2007. – 575 с.
  10. Финансы: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 512 с.
  11. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова. – М.: Экономистъ, 2007. – 763 с.: ил. – (Homo faber).
  12. Терехова Т.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2007, № 35. С.47-53.
  13. Бурцев В.В. О стандартизации государственного финансового контроля // Финансовый вестник. – 2007, №4. С. 36-40.
  14. www.ach.gov.ru/ru/international/collaboration/?id=135
  15. www.srd.ru/documents/schpal/limdecl.pdf

 


Информация о работе Финансовый контроль