Финансы, финансовая политика и характеристика ее звеньев, финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание

Финансы представляют собой экономические — денежные от­ношения, связанные с формированием, распределением и ис­пользованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства. Финансы как экономическая категория выражают экономиче­ские отношения по поводу производства, распределения и ис­пользования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимо­сти конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период вре­мени, и национального дохода (НД) - вновь созданной стоимо­сти или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Содержание

1. Финансы – экономическая категория
2. Финансовая система и характеристика ее звеньев
3. Финансовая политика и управление финансами
4. Тест вариант 4.
5. Задача
6. Литература

Работа состоит из  1 файл

контрольная ФИНАНСЫ.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного процес­са, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансо­вых отношении, в которых государство непосредственно не уча­ствует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагиваю­щем прямо интересы государства. Такая разновидность финан­сового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии по­сле уплаты налогов и других обязательных платежей, а предпри­ятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление финансами предполагает целенаправленную дея­тельность государства, связанную с практическим использова­нием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирова­ние, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение меро­приятий финансовой политики в текущей деятельности государ­ственных органов, юридических лиц и граждан.

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, инте­ресами правящих партий и социальных групп и господствую­щими теоретическими концепциями, влияющими на экономи­ческий и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве сис­темы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финан­совой политики позволяет выделить три ее основных типа:

1)  классическая;

2)  регулирующая;

3)  планово-директивная.

1. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) и их последователей. Основное ее направление — невмешательство государства в экономику, сохранение сво­бодной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следстви­ем этого было ограничение государственных расходов и на­логов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей фи­нансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имуще­ственных налогах, которые были достаточно просты и эффек­тивны с точки зрения механизма их взимания. Система управ­ления финансовой деятельностью была проста и сосредоточива­лась, как правило, в одном органе управления министерстве финансов (казначействе).

2. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов нынешнего столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осу­ществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория англий­ского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством цинического развития экономики. Финансовая по­литика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения пол­ной занятости населения. Основными инструментами вмеша­тельства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому го­сударственные расходы обеспечивают рост предприниматель­ской деятельности, увеличение национального дохода и способ­ствуют ликвидации безработицы путем финансирования созда­ния новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой по­литики кардинально изменяется. Главным механизмом регули­рования становится подоходный налог, использующий прогрес­сивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономиче­ских субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на ос­нове которого проводится политика дефицитного финансирова­ния. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных спе­циализированных органов. Выделяются отдельные службы, за­нимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных стра­нах. Она обеспечила в 30—60-х годах стабильный экономиче­ский рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3.  В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансо­вой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и соци­альную область. Регулирование экономики становится многоцеле­вым. Кроме экономического роста и занятости, государство регу­лирует денежное обращение, валютный курс, социальные факто­ры экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необхо­димости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефи­цита, стимулирования роста сбережений как источника произ­водственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирую­щей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одина­ковые или похожие инструменты финансового механизма приме­няются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

4.  Планово-директивная финансовая политика применяется в странах,   использующих   административно-командную   систему Управления экономикой. Основанная на государственной собст­венности на средства производства, плановая система управле­ния  позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях — обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответ­ствии с основными направлениями государственного плана.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной задачей финансового меха­низма было создание инструментов, при помощи которых про­изводится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с госу­дарственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода (с последующими не­большими изменениями). Чистый доход государственных пред­приятий изымался в бюджет вначале при помощи налога с обо­рота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчисле­ний от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изыма­лись в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению го­сударства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, то есть государство полностью регулировало весь финансовый механизм государственных предприятий. Регулирование использования денежных до­ходов населения осуществлялось при помощи подоходного на­лога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свобод­ные средства населения, помешенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоб­лигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия до­ходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников до­ходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес которых в бюджете не превышал 10—15% от общей суммы доходов. В связи с этим уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в поряд­ке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборонных отраслей народного хозяйства, «долгостроя», военных расходов и т.п. В тоже время покрытие расходов на социальные нужды осуществля­лось остаточным методом по минимальным нормам, что отри­цательно сказывалось на развитии отраслей социальной сферы.

Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами ис­пользования финансового механизма в народном хозяйстве. Других «правленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов госу­дарства (в годы Второй мировой войны, восстановления на­родного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функциониро­вания экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению разви­тия социальной сферы общества, резкому ухудшению финан­сового положения государства.

Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе

Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Проведение такой политики   потребовало   в   первую   очередь   основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

В связи с переходом к рыночным от­ношениям, приватизацией государственной собственности из­менился финансовый механизм.

1) Это нашло выражение прежде всего в переводе взаимоот­ношений между государством и приватизированными предпри­ятиями на налоговую основу.

2) Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоя­тельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Тер­риториальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.

3)  Были внесены изменения в формирование территориаль­ных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, регио­нальных) были созданы фонды финансовой помощи, из кото­рых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, раз­мер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.

4)  Бюджетный дефицит весь в большей мере стал покрывать­ся не за счет ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг.

5)  С организацией фондового рынка изменился порядок пе­рераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.

6)  С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

7) Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социаль­ные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицин­ского страхования, социального страхования).

8)   Существенные изменения произошли в управлении фи­нансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ве­домства (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата и др.).

Предполагалось в первую очередь ес­ли не ликвидировать дефицит бюджета, то свести его к ми­нимуму, сократить расходы на дотации нерентабельным от­раслям хозяйства, на оборону и военно-промышленный ком­плекс, управление и т.д.

Информация о работе Финансы, финансовая политика и характеристика ее звеньев, финансовая система РФ