Финансы, финансовая политика и характеристика ее звеньев, финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:56, контрольная работа

Описание

Финансы представляют собой экономические — денежные от­ношения, связанные с формированием, распределением и ис­пользованием фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства. Финансы как экономическая категория выражают экономиче­ские отношения по поводу производства, распределения и ис­пользования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимо­сти конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период вре­мени, и национального дохода (НД) - вновь созданной стоимо­сти или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Содержание

1. Финансы – экономическая категория
2. Финансовая система и характеристика ее звеньев
3. Финансовая политика и управление финансами
4. Тест вариант 4.
5. Задача
6. Литература

Работа состоит из  1 файл

контрольная ФИНАНСЫ.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

1) до наступления распределительного процесса, когда со­ставляются программы, прогнозы, бюджеты;

2)  в процессе использования фондов денежных средств, при исполнении намеченных программ, планов, смет;

3)  в процессе подведения итогов, составления оценок ис­полнения денежных фондов.

Контрольная функция реализуется через:

1)  финансово-хозяйственный контроль на отдельных пред­приятиях,   на   основе   выполнения   хозяйственных   договоров, осуществления коммерческого расчета;

2)  финансово-бюджетный контроль, при выполнении нало­говых платежей и выполнении финансирования из бюджетных ресурсов;

3)  кредитно-банковский контроль, при использовании прин­ципов кредитования и денежных расчетов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством госу­дарства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

На микроуровне (предприятие) — эта функция стимулирует его деятельность, создавая различные фонды, которые способствуют улучшению качества производственного процесса, увеличению его объема, улучшению материального положения работающих.

На макроуровне (государство) эта функция, используя го­сударственные расходы, налоги, госкредит, достигает таких же результатов.

Финансовый механизм. Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйствен­ного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хо­зяйстве, порядок формирования и использования централизован­ных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

В условиях углубления рыночных реформ применяется каче­ственно новый финансовый механизм. Это касается взаимоот­ношений предприятий и населения с бюджетной системой, вне­бюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

2. Финансовая система и характеристика ее звеньев

Финансы, как отмечалось ранее, выражают общественные отношения, большое разнообразие которых характерно в усло­виях рынка. Однако это разнообразие не исключает наличие между ними общих черт, а именно:

1)  все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД;

2)   все финансовые отношения участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их;

3)  все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

Эти общие черты создают единую финансовую категорию. включающую различные финансовые отношения, которые имеют свою специфику и выделяются из обшей совокупности финансов.

Например, налоговые отношения являются частью финансовых отношений, но в то же время имеют свои особенности, которые выделяют их из обшей совокупности финансовых отношений.

Именно эти специфические признаки позволяют сгруппиро­вать отдельные финансовые отношения в определенные сферы и звенья, каждая из которых отличается особыми формами формирования и использования, и следовательно, играет ре­шающую роль в процессе общественного воспроизводства.

Итак, финансовая система представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, исполь­зуются   фонды   денежных   средств   хозяйствующих   субъектов, домохозяйств и государства.

Нефинансовая система включает две сферы финансовых от­ношений:

1) децентрализованную

2) централизованную сферы.

По сводному финансовому балансу РФ на 1999 г. (прогнозу) финансовые ресурсы составили 1,6 трлн. руб., причем на долю хозяйствующих субъектов пришлось 38,8%, а на долю государст­ва 61,2%. Однако в эти данные не включаются доходы домохо­зяйства, с учетом финансовых ресурсов домохозяйств положе­ние должно измениться в пользу децентрализованной сферы.

В свою очередь каждая сфера объединяет несколько звеньев.

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального про­изводства, формируется преобладающая часть финансовых ре­сурсов страны.

Финансы предприятий, как звено децентрализованных фи­нансов, участвуют в. создании материального источника всех денежных фондов страны - научного дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависят общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществля­ют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет соб­ственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой незави­симостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскива­ют необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации депозитные сертификаты и прочие его ин­струменты.

Предприятия стали свободны от мелочной опеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответствен­ность за экономические и финансовые результаты работы.

Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Определенная часть создавае­мого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее эко­номическое положение предприятия.

Централизованная сфера - вторая сфера финансовой сис­темы. Она находится в собственности государства в соответ­ствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., включает бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.

В 1991 г. бюджетная система Российской Федерации пре­терпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и других союзных рес­публик, включался в государственный бюджет СССР, в кото­ром отражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюдже­та, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюд­жета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 гг. концентрировались 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты со­юзных республик приходилось 48—50%, из которых 35% на­ходились в распоряжении республиканских бюджетов респуб­лик и 15% — в местных бюджетах.

Действующая бюджетная система РФ состоит из трех звень­ев. В РФ это федеральный бюджет (!), региональные бюджеты (по Конституции 89, в том числе республиканские, краевые, об­ластные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (около 29 тыс., в том числе районные, городские, поселковые, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоя­щий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ре­сурсов составляется консолидированный бюджет — статистиче­ский сводный бюджет, который объединяет финансовые ресур­сы всех уровней бюджетной системы.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюдже­тов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повыше­ние эффективности производства и на этой основе рост жиз­ненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечивается расши­рение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для вырав­нивания уровней экономического и социального развития от­дельных регионов.

В начале 90-х годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономиче­ские (дорожный, НИОКР и др.) и социальные. Но из-за слабого контроля за их использованием начиная с 1999 г. они были кон­солидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами) и в настоящее время сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение — расширять социальные услуги населению, стимулировать разви­тие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Важнейший среди социальных фондов — Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов рабо­тодателей и работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Сред­ства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за вы­слугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, по­страдавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

К социальным фондам относятся также Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обяза­тельного медицинского страхования.

 

3. Финансовая политика и управление финансами

Государство в процессе своего функционирования осуществ­ляет политическую деятельность в различных сферах обществен­ной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использова­нию финансовых отношений для выполнения государством сво­их функций представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1)  разработку общей концепции финансовой политики, оп­ределение ее основных направлений, целей, главных задач;

2)  создание адекватного финансового механизма;

3)  управление финансовой деятельностью государства и дру­гих субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические на­правления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают реше­ние главных задач, вытекающих из особенностей функциониро­вания экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресур­сов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производи­тельных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Вес эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:

1)  обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2)  установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3)  организация регулирования и стимулирования экономиче­ских и социальных процессов финансовыми методами;

4)  выработка финансового механизма и его развитие в соот­ветствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5)  создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика — составная часть экономической по­литики государства. В ней конкретизируются главные направле­ния развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использова­ния, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика — относительно само­стоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средст­во реализации политики государства в любой области общест­венной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможно­сти страны. Учет текущих особенностей должен дополняться извлечением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими со­ставными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства осно­вывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вы­текающих из поставленных целей и задач.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при по­мощи которого происходит осуществление всей деятельности госу­дарства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установ­ленных государством форм, видов и методов организации фи­нансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансо­вых ресурсов, методы их формирования, система законодатель­ных норм и нормативов, которые используются при определе­нии доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть фи­нансовой политики. Его изменения происходят в связи с реше­нием различных тактических задач, и поэтому финансовый ме­ханизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финан­совое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут стро­иться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов. а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с раз­витием налогового законодательства.

Информация о работе Финансы, финансовая политика и характеристика ее звеньев, финансовая система РФ