Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание

Сущность и структура финансов. Функции финансов. Стратегия финансовой политики.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по эконом теории.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ 

     Рыночная  экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное  хозяйство, дополняемое государственным  регулированием. Огромную роль, как  в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, т.к. более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

     Регулируя и направляя потоки денежных средств  для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды  общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

     Вот почему сегодня как никогда важно  хорошо знать природу финансов, глубоко  разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

     Между тем, отечественными и иностранными финансистами, как в устных выступлениях, так и в научных статьях  неоднократно отмечалась неэффективность  бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения - полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом.

     Таким образом, актуальность исследования проблем  функционирования финансовой системы  Российской Федерации обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме  того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

     Цель  представленной курсовой работы - изучить основные моменты теории финансов и аспекты современного состояния финансовой политики Российской Федерации.

    Из  цели работы вытекают следующие задачи:

     1. Дать определение финансам;

     2. Изучить основные функции финансов  и субъекты финансовой системы;

     3. Изучить финансовые связи и отношения;

     4. Определить сущность и цели финансовой политики государства;

     5. Изучить виды финансовой политики и механизм ее реализации;

     6. Рассмотреть российскую финансовую политику с ее тенденциями и перспективами

     Работа  состоит из введения, трех разделов и заключения.

     При написании курсовой работы использовался материал из периодических изданий, научной и научно-методической литературы, а также интернет-ресурсы. 

     1 Финансы: сущность, функции, механизм 

     1.1 Финансы современного общества 

     Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы.

     Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода.

     Финансы - историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Термин «финансы» происходит от лат. «finansia», что означает доход, платеж. В значении «денежный платеж» он начал использоваться в XII—XV вв. в Италии, ряд городов которой - Флоренция, Венеция, Генуя, были в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, термин "финансы" отражал:

       во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;

     во-вторых, субъекты обладали разными правами  в процессе этих отношений: один из них, а именно государство, обладал  особыми властными полномочиями;

     в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет государства;

       в-четвертых, регулярное поступление  средств в бюджет не могло  быть обеспечено без придания  налогам, сборам и другим платежам  государственно-принудительного характера,  что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

     Характерными  чертами современных финансов являются:

     1) денежная форма в отличие от  натуральных отношений;

     2) распределительный характер отношений, т.е. здесь нет эквивалентного обмена;

     3) распределение совокупного общественного  продукта и национального дохода  через реальные денежные фонды,  например, в отличие от ценового  распределения.

     Понятие "финансы" зачастую отожествляют с понятием "деньги". В действительности это не так, хотя без денег не может быть и финансов. Деньги - это всеобщий эквивалент. Они выступают материальной основой существования и функционирования финансов. Финансы - это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения являются финансовыми отношениями.

     В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен (розничный товарооборот, оплата транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения, наследования денег).

     Система образования и использования  фондов денежных средств, участвующих  в обеспечении процесса воспроизводства  составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществляется движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экономическими клеточками общественного организма.

     Финансовые  отношения отличаются от других денежных отношений следующими признаками:

     во-первых, финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения;

     во-вторых, государство, а не субъекты финансовых отношений, определяют пропорции обмена, его условия.

     Сущность  финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе расширенного воспроизводства определяются природой и функциями государства. Социально-экономическая сущность финансов в государственной сфере состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

     Однако  финансы развивались не только в  государственной сфере. В настоящее  время термин "финансы" выходит  за рамки его узкого понимания  только как государственные (публичные) финансы. Он стал использоваться в более  широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций). С развитием рыночных отношений в экономике значительное развитие получили финансы организаций различных форм собственности.

     Финансовые  отношения в современной экономике  охватывают, таким образом, две сферы. Первая - это та, в которой экономические отношения связаны с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в бюджетах всех уровней власти и правительственных внебюджетных фондах. Вторая - это та, в которой экономические отношения связаны с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов предприятий. 

     1.2 Функции финансов. Субъекты финансовой  системы 

     Сущность  финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают "работу", выполняемую финансами. Функции финансов конкретизируют их сущность, раскрывают ее содержание.

     Финансы выполняют воспроизводственную, распределительную, контрольную, регулирующую и стабилизационную функции, через которые они реализуют  свое общественное назначение.

     Воспроизводственная функция финансов заключается в  обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Активно участвуя на всех стадиях расширенного воспроизводства, финансы способствуют росту собственного капитала и доходности организации. В результате участия финансов в производственной деятельности организации происходит формирование денежных доходов, фондов накопления и потребления, оптимизируется соотношение между ними. Воспроизводственная функция присуща только финансам организаций, деятельность которых осуществляется в сфере материального производства.

     Основными функциями государственных финансов являются распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами  одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

     Распределительная функция финансов является главной, поскольку главной характеристикой  финансовых отношений является их распределительный  характер. Основным объектом распределения является стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) и национальный доход. В экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, войны, социальные потрясения, экономические кризисы) и при крупных социально-экономических преобразованиях с помощью финансов распределяется значительная часть национального богатства (элементы, принимающие денежную форму стоимости: золотой запас, валютные резервы, накопленные страховые резервы и др.). Субъектами распределения являются государство, юридические и физические лица. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен.

     Распределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) с  помощью финансов осуществляется в  два этапа.

     Первый  этап - первичное распределение национального дохода, при котором создаются так называемые основные (первичные) доходы. Основные доходы образуются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

     1) заработная плата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства;

     2) доходы предприятий сферы материального  производства.

     В условиях рыночной экономики в состав первичных доходов входят косвенные  налоги, устанавливаемые государством. Эти налоги сразу направляются государству и в доходы экономических субъектов не включаются. Сумма групп первичных доходов равна величине национального дохода.

     Однако  первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей экономики, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо вторичное распределение (перераспределение) национального дохода, связанное:

Информация о работе Финансы и финансовая политика