Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание

Сущность и структура финансов. Функции финансов. Стратегия финансовой политики.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по эконом теории.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

     В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

     Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например, имущественное страхование подразделяется на страхование личного имущества, транспортное страхование. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

     Финансовая  система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми   потоками), связывающих главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков.

     Итак, условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

     1.3 Финансовые связи и отношения 

     Финансовые  отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях.

     Финансовые  связи государства и предприятий включают, во-первых, отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные на рисунке 2.

     

       

       
 
 

    

 
   

Рисунок 2 - Схема финансовых связей “государство - государственное предприятие” 

      Как видно из рисунка, через систему  налогообложения и различных  платежей и отчислений предприятий  в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в тоже время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.

      Финансовые  отношения между государством и  предприятиями негосударственных  форм собственности отображены на рисунке  3.

 
 

 
 
 

    

 
   
 

Рисунок 3 - Схема финансовых отношений между государством и не государственным предприятием 

     Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых взаимоотношений  на этом уровне должна определять экономическая  роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач. Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства.

     Финансовая  политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство. Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить. Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные, последовательные решения.

     Следует выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида - общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и платежей и отчислений в государственный бюджет. Финансовые отношения между предприятиями изображены на рисунке 4.

 

    
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
   

Рисунок 4 - Схема финансовых отношений между предприятиями - контрагентами 

     В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения  между предприятиями - контрагентами в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так с помощью создания «системы заинтересованных участий» предприятий в хозяйственной и финансовой деятельности происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всего, эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

     Особый  тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами-акционерами предприятий, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли).

     Если  рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения  правомерно отнести к группе особого  рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки (рисунок 5). 
 
 

 
 

 
 

    

 
   
 
 
 

Рисунок 5 - Схема финансовых отношений между предприятием и банками 

     Рыночные  отношения требуют гибкого механизма  денежно-кредитного регулирования  хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков. Финансовые потоки между государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражены на рисунке 6.

 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
   
 

Рисунок 6 - Схема финансовых связей между коммерческим и государственным банком

     В условиях относительной самостоятельности  структурных подразделений предприятия  между ними также возникает ряд  финансовых отношений по поводу распределения  финансовых ресурсов, связанных с формированием и распределением дохода и прибыли структурной единицы, подразделения, ее коллективного фонда оплаты труда. Схема финансовых отношений между предприятием и его структурными подразделениями изображена на рисунке 7.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

 
 
 

 
 
 
 
 

Рисунок 7 - Схема финансовых отношений между предприятием и его структурными единицами 
 

     Финансовые  отношения между предприятиями  и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия  выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей.

     Денежные  выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

     Финансовые взаимосвязи между государством и населением, изображенные на рисунке 8.

 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 8 - Схема финансовых отношений между государством и населением 

     Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.

     В формировании финансовых отношений  между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в  зависимости от индивидуального  дохода.

     Существует  еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечисления государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.

Информация о работе Финансы и финансовая политика