Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:08, курсовая работа

Описание

Сущность и структура финансов. Функции финансов. Стратегия финансовой политики.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ по эконом теории.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

     Такова  в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях  системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой  открытую экономику, с присущими  ей внешнеэкономическими связями, что  также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Финансовая политика государства 

     2.1 Сущность и цели финансовой  политики 

     Финансовая  политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций и является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

     В то же время финансовая политика выступает относительно самостоятельной сферой деятельности государства. Она имеет свое конкретное содержание, а также свои цели, задачи, объекты, формы и методы регулирования.

     К основным целям финансовой политики можно отнести:

     1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

     2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, упорядочивание денежного обращения и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

     3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в искании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

       Некоторые экономисты выделяют  также и другие цели проведения  финансовой политики, такие как:  снижение темпов инфляции (чему особенно много внимание уделяется в настоящее время, так как последняя сейчас представляет собой одно из тех зол, что наиболее угрожают благосостоянию граждан), сглаживание экономических циклов (при этом в первую очередь, понимается использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Однако легко заметить, что указанные цели являются по своей сути производными от задачи финансовой политики обеспечить высокое благосостояние всего населения.

     Финансовая  политика, как совокупность целенаправленных действий с использование финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

     - мировом;

     - региональном;

     - национальном;

     - на уровне отдельных регионов внутри страны;

     - на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта);

     - отдельного предпринимателя;

     - на уровне отдельного домохозяйства.

     В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

     - бюджетная политика;

     - налоговая политика;

     - таможенная политика;

     - кредитно-денежная политика;

     - инвестиционная политика;

     - институциональные преобразования;

     - социальная политика.

     Управление  финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную  с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в стратегической и текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

     Цели  и содержание финансовой политики определяют ее основные задачи:

     1)обеспечение  условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

  2)рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

  3)организация регулирования и стимулирования финансовыми методами экономических и социальных процессов в стране;

     4)выработка  финансового механизма и его  развитие в соответствии с изменяющимися социально-экономическими целями.

     Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам  общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Результативность финансовой политики во многом зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики.

     Для реализации финансовой политики необходимо:

     - снижение социальной напряженности;

     - оздоровление государственных финансов;

     - сбалансированность товарных и денежных потоков;

     - разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

     - искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

     В результате финансовую политику можно определить как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни граждан. 

     2.2 Виды финансовой политики и  механизм ее реализации 

     Исходя  из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют  последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

     Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических  объемов валового национального  продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

     - рост государственных расходов;

     - снижение налогового бремени.

     Другими словами, если в настоящее время  имеется сбалансированный бюджет, финансовая политика должна двигаться в направлении  бюджетного дефицита в период спада или депрессии.

     Если  же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных  расходов, пытаясь удержать объем  выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

     В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП  по сравнению с его потенциальным  уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избегания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

     Сдерживающая  политика подразумевает:

     - уменьшение правительственных расходов;

     - увеличение налогов.

     Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

     Рассмотрев  какие виды финансовой политики применяет  правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.

     Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:

     1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которые  формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

     2. Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и текущий период, то есть выработка  стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

     3. Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

     Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем  этапе, но определяется оно содержанием  двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так  как не учитывает все возможности финансового регулирования.

     Известно, что существуют два типа финансовой политики:

     а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством;

     б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

     Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

     Существует  ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему  страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:

     1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.

     2. Актуальные для развитых капиталистических  стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике.

Информация о работе Финансы и финансовая политика