Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

В данной работе была поставлена цель рассмотреть проблемы и особенности осуществления фискальной политики, проводимой правительством многих стран.

Содержание

Введение ………..4
1 Понятие фискальной политики, её виды и инструменты ………....6
1.1 Характеристика фискальной политики государства ……....6
1.2 Виды фискальной политики ………....8
1.3 Инструменты фискальной политики ………12
2 Государственное регулирование фискальной политики и её эффективность……...18
2.1 Автономные налоги ……………18
2.2 Эффективность фискальной политики …….19
3 Фискальная политика в России …..….22
3.1 Цели, задачи и стратегия налоговой реформы проведенной в России ………….…22
3.2 Основные направления бюджетной реформы ……… 25
Заключение ………27
Список использованных источников………..30
Приложение А …...31
Приложение Б …...32
Приложение В………33

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 43.62 Кб (Скачать документ)

  В этот период налоговые поступления  превышают государственные расходы  (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График  отображает и падение налоговых  поступлений в период, когда ЧНП  уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений  сохранился на прежнем уровне во время  экономического кризиса, хозяйственная  конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические  риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений  в этот период объективно оберегает  общество от нарастания кризиса и  ослабляет падение производства.

Встроенные  стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому  встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

Дискреционная фискальная политика включает регулирование  государственных расходов и налогов  в целях устранения циклических  колебаний выпуска продукции  и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. В США законы о занятости 1946 г. и Лэмфри - Хоукинса 1978 г. возлагают на федеральное правительство ответственность за обеспечение полной занятости путем использования монетарной и фискальной политики. Данная задача чрезвычайно сложна по многим причинам, и не в последнюю очередь потому, что государственные средства расходуются на осуществление многих программ, а не только на стабилизацию экономики и обеспечение экономического роста, например, на программы социального обеспечения, укрепления дорожной сети страны, контроля за наводнениями, улучшения образования, замену старых и представляющих опасность мостов, охрану окружающей среды, фундаментальные исследования /11/.

Выделяют  два вида дискреционной политики:

-стимулирующую, 

-сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика  осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе имеет  своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей связано с проведением  комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной  кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации  структуры государственных расходов.

Сдерживающая  фискальная политика  осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов  или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе эти  меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде растущий налоговый  клин может послужить основой  для спада совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в  том случае, когда сокращение государственных  расходов осуществляется пропорционально  по всем статьям бюджета и не создается  приоритетов в пользу государственных  инвестиций в инфраструктуру рынка  труда.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут  лишь ограничить размах и глубину  колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания  они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при  проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

- наличие временного лага между  принятием решений и их воздействием  на экономику;

- административные задержки;

- пристрастие к стимулирующим  мерам (сокращение налогов - популярное  в политическом плане мероприятие,  а вот увеличение налогов может  стоить парламентариям карьеры).

          Разумное применение инструментов  и автоматической, и дискреционной  политики может существенно влиять  на динамику общественного производства  и занятости, снижение темпов  инфляции и решение других  экономических проблем.

 

 

1.3 Инструменты фискальной политики

 

 

Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

Налоги  – это обязательные платежи физических и юридических, лиц взимаемые  государством. Существует две основные группы налогов по форме налогообложения:

-прямые;

-косвенные.

Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество. Косвенные  налоги – это налоги на товары или  услуги,

В зависимости от органа, который взимает и распоряжается налогами различают:

-государственные  налоги;

-местные  налоги.

Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный  бюджет. К ним относятся:

-подоходный  налог;

-налог  на прибыль предприятий;

-таможенные  пошлины и др.

Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет.

В зависимости от характера взимания налоговых ставок, налоги делят на:

-пропорциональные. Пропорциональный налог - это  налог, ставка которого одинакова  для всех облагаемых сумм.

-прогрессивный  налог. Прогрессивный налог - это  налог, средняя ставка которого  повышается по мере роста суммы.

-регрессивный. Регрессивный налог предполагает  уменьшение процента изъятия  суммы по мере ее роста.

Снижение  налогов увеличивает располагаемый  доход и потребление. Рост потребления  вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном периоде (когда  цены постоянны) стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень  безработицы. Со временем, однако, когда  ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

Повышение налоговснижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Рассмотрим, как изменится потребление (С), если правительство взимает:

- аккордные налоги, не зависящие  от уровня доходов, и 

-налоги, величина которых зависит от  уровня дохода.

Введение  аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:

 

                                 c до ,                (4)

где С1– уровень потребления до введения налога;

С2 – уровень потребления после введения налога;

С0 – уровень потребления при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Y – доход;

Т–  налог.

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия зависят  от уровня дохода. В этом случае, общая  сумма налоговых выплат равна  t(Y), а величина располагаемого дохода :

                                             ,                                           (5)

 

соответственно, потребление после введения налога (С2) составит:

 

                                            .                                           (6)

 

Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном  ВНП.

  Влияние введения налога на  равновесный ВНП представлено  на рисунке 2.

 

 

 

 

Рисунок 2- Влияние увеличения налогов на объем производства (ВНП)

  Первоначально, когда совокупные  расходы (АD1) включали потребление  на уровне С0 + МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС * (Y – Т),что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.

Снижение  налогов вызовет противоположный  эффект – объем производства будет  увеличиваться.

Подобно государственным закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .

Налоговый мультипликатор(MRT)– это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и  на сбережение, поэтому изменение  ВНП в результате введения или  изменения величины налогов зависит  от соотношения, в котором прирост  дохода распадается на потребление  и сбережение.

Отсюда: налоговый мультипликатор равен  отношению предельной склонности к  потреблению (MPC)к предельной склонности к сбережениям (MPS) :

 

                                                    .                                                     (7)                 

 

В случае, если речь идет о пропорциональных налогах, значение мультипликатора меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку и налоговый мультипликатор приобретает вид:

 

                                               .                                            (8)

 

Итак, изменение ВНП в результате изменения  налогов равно величине этого  изменения, умноженной на налоговый  мультипликатор:

 

                                                   .                                                 (9)

 

Подобно мультипликатору государственных  расходов, налоговый мультипликатор действует в обоих направлениях.

Следует отметить, что поскольку все государственные  расходы непосредственновходят в совокупный спрос, и их изменение полностью отражается на его величине, то мультипликатор государственных расходов "сильнее", больше налогового мультипликатора.

Государственные расходы.  Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы  можно подразделить на следующие  группы:

- военные;

- экономические;

- на социальные цели;

- на внешнеэкономическую и внешнеполитическую  деятельность;

- на содержание аппарата управления /11/.

Направленность  воздействия государственных расходов на объем производства, доходы и  занятость противоположна воздействию  налогов.  Рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы. Однако, все это справедливо только в  том случае, если прирост государственных  расходов финансируется не за счет увеличения налоговых платежей, а  источником роста государственных  расходов является сознательно планируемый  бюджетный дефицит.

Снижениегосударственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:

Информация о работе Фискальная политика