Фонд обязательного медицинского страхования, методы его формирования, направления использования средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 11:07, реферат

Описание

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закреплённых в статье 41 Конституции РФ. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ, определил средства ОМС в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения. ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств ОМС в объёме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..1
1.Сущность и организация финансирования медицинского страхования…2
2.Субъекты ОМС………………………………………………………………5
а) медицинские учреждения………………………………………………...5
б) страховые медицинские организации…………………………………...6
в) страхователи………………………………………………………………7
г) граждане …………………………………………………………………..8
3. Фонды обязательного медицинского страхования РФ…………………...8
а) Федеральный фонд ОМС…………………………………………………9
б) Территориальные фонды ОМС…………………………………………10
4. Формирование и использование средств ОМС………………………….15
Заключение…………………………………………………………………...23
Список литературы…………………………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

МОЯ РАБОТА!!!.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)

                 На основе базовой программы  органы исполнительной власти  субъектов РФ разрабатывают и  утверждают территориальные программы  обязательного медицинского страхования,  объём предоставляемой медицинской  помощи по которым не может быть меньше объёма, установленного базовой программой.

                 Гражданам РФ на территории  РФ за счёт средств федерального  бюджета предоставляется медицинская  помощь, оказываемая в федеральных  медицинских учреждениях, в том  числе дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Минздравом России, а за счёт бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований – скорая медицинская , оказываемая станциями скорой медицинской помощи; амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, оказываемая в специализированных диспансерах, больницах.

                  За счёт средств бюджетов всех  уровней осуществляется диспансерное  наблюдение здоровых детей, льготное  лекарственное обеспечение и  протезирование, а также финансирование  медицинской помощи, оказываемой фельдшеро-акушерскими пунктами, больницами, центрами и др.

                Подушевыми нормативами финансирования здравоохранения являются показатели, отражающие размеры средств на компенсацию затрат по предоставлению бесплатной медицинской помощи в расчёте на одного человека. Они формируются органами исполнительной власти субъектов РФ по определённым ими показателям стоимости медицинской помощи в разрезе её  видов. Выравнивание условий финансирования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о медицинском страховании.

    4. Формирование и использование средств ОМС.

    Средства  социального страхования формируются за счет ежемесячных денежных отчислений в размере 39,5% от фонда оплаты труда (38,5% - от фонда заработной платы и 1% - от заработной платы каждого работающего).

    В настоящее время платежи на социальное страхование производятся следующим образом:

    - 28% от фонда оплаты труда и 1% из заработной платы - в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    - 1,5% от фонда оплаты труда - в Государственный фонд занятости населения РФ (на выплату пособий по безработице, но создание рабочих мест и др.);

    - 5,4% от фонда оплаты труда - в Фонд социального страхования РФ на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на погребение и др;

    - 3,6% от фонда оплаты труда - в фонды обязательного медицинского страхования (из них 0,2% - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

    Взносы  на обязательное медицинское страхование  неработающих платит местная администрация.

    Средствами  обязательного медицинского страхования  управляют Федеральный фонд ОМС  и территориальные фонды ОМС.

    В основе положении о фондах обязательного  медицинского страхования лежит  правовая конструкция, учитывающая  мировой опыт наиболее эффективной  защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС  позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи.

    В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество  проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных  ее регионов, и при необходимости  используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием только медицинской помощи, тем самым гарантируют целевое их использование. При этом территориальные фонды ОМС обеспечивают сбор страховых взносов и их использование на оплату медицинской помощи населению конкретной территории, а Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России и дотирует территориальные фонды при недостатке у них средств, вызванном объективными причинами (тяжелое состояние экономики, большое количество больных и пожилых людей и др.). Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС - это некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

    На  обязательное медицинское страхование  работодатели ежемесячно направляют средства в размере 3,6% от (фонда оплаты труда). В соответствии с Федеральным  законом «О тарифах страховых  взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования» средства распределяются следующим образом. Средства в размере 3,4% от фонда оплаты труда остаются на территории для оплаты медицинской помощи ее населению; 0,2% от фонда оплаты труда перечисляются в Федеральный фонд ОМС, который использует их для обеспечения равных условий получения медицинской помощи всеми гражданами России.

    Средств обязательного медицинского страхования (3,6% от фонда оплаты труда) достаточно лишь для оплаты 30% сложившегося объема медицинской помощи. Чтобы сохранить  бесплатной для граждан медицинскую  помощь в полном объеме, необходима компенсация недостающих средств из государственного и местных бюджетов.

    Ст. 17 Закона РФ «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации» предполагает компенсировать недостающие  средства страховыми взносами за неработающие население, которые должны перечисляться в фонды местными администрациями, органами государственного управления республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

          Функционирование  всех участников и субъектов системы  ОМС невозможно без обеспечения  его финансовой устойчивости. Поэтому одной из основных функций фондов ОМС является аккумулирование финансовых средств.

          Финансовые средства системы ОМС образуются путем  отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование и формируются за счет:

  1. части единого социального налога, который отчисляется страхователем за работающих граждан, в размере 3,6% всех доходов, выплаченных в пользу работника. Внутри системы ОМС единый социальный налог распределяется следующим образом: 3,4% поступают в территориальные фонды ОМС, 0,2% - в Федеральный фонд ОМС. Единый социальный налог взимается с 1 января 2001 г. До этого времени страхователи-работодатели отчисляли на обязательное медицинское страхование страховые взносы в том же размере. Уплата единого социального налога в частях, зачисляемых в Федеральный фонд и территориальные фонды ОМС, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
  2. единого сельскохозяйственного налога в части, подлежащей зачислению в фонды ОМС в соответствии с налоговым законодательством;
  3. страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающих граждан, страхователями которого являются органы исполнительной власти субъекта РФ и местного самоуправления. Эти средства поступают только в территориальные фонды ОМС.

    Кроме того, финансовые средства обязательного  медицинского страхования формируются  и за счет:

  1. доходов от использования временно свободных финансовых средств;
  2. финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, юридических и физических лиц по предъявленным регрессным искам (штрафы, пени);
  3. добровольных взносов юридических и физических лиц.

    В состав расходной части бюджета  Федерального фонда включаются: расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, на обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы ОМС, осуществляемых Федеральным фондом в централизованном порядке.

    Из поступивших на основные счета территориального фонда средств части единого социального налога, подлежащего зачислению в территориальный фонд, страховых платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также иных поступлений, предусмотренных законодательством РФ, территориальный фонд осуществляет:

  1. финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС;
  2. оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом ОМС (в случае осуществления обязательного медицинского страхования территориальным фондом);
  3. финансирование мероприятий по здравоохранению в рамках региональных целевых программ, утвержденных в установленном порядке, для медицинских учреждений, функционирующих в системе ОМС;
  4. формирование нормативного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС на территории субъекта РФ;
  5. формирование средств, предназначенных для обеспечения им управленческих функций по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением территориального фонда в процентах к размеру всех поступивших средств без учета остатка финансовых средств на начало года.

    Страховые медицинские организации, имеющие  лицензию на проведение обязательного  медицинского страхования используют поступившие от территориальных  фондов средства ОМС на оплату медицинских услуг, формирование резервов, на оплату расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию по нормативам, установленным территориальным фондом.

    Медицинские учреждения любой формы собственности, имеющие лицензию на право оказания определенных видов лечебно-профилактической помощи, используют поступившие средства в соответствии с заключенными договорами на оплату медицинской помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию, на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию на территории субъекта РФ.

          Движение финансовых средств в системе ОМС происходит следующим образом:

  1. Страхователь-работодатель перечисляет в фонды ОМС налоги в виде части единого социального налога от всех доходов, выплаченных в пользу работников, в размере 3,6%, в том числе: 0,2 - в Федеральный фонд ОМС, 3,4% - в территориальный фонд ОМС или единый сельскохозяйственный налог в тех же пропорциях. Страхователь неработающих граждан - орган исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация перечисляет в территориальный фонд ОМС страховые платежи за неработающих граждан из средств бюджета.
  2. Территориальный фонд ОМС осуществляет финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам для оплаты медицинской помощи в рамках территориальной программы.

    Страховая медицинская организация производит оплату медицинских услуг по тарифам, принятым в рамках тарифного соглашения по обязательному медицинскому страхованию  на территории субъекта РФ.

    Федеральный фонд ОМС направляет на выравнивание условий финансирования территориальных  программ ОМС субвенции территориальному фонду ОМС.

    Общие принципы финансового взаимодействия органов исполнительной власти, фондов ОМС, субъектов обязательного медицинского страхования приведены во Временном порядке финансового взаимодействия и расходования средств в системе ОМС граждан, утвержденном Федеральным фондом ОМС, Минздравом и Минфином России.

    Практика  внедрения ОМС в субъектах  РФ показывает, что в настоящее время полного соответствия функционирующих территориальных систем ОМС требованиям законодательства кока не удается. На сегодняшний день можно назвать четыре варианта организации ОМС в различных субъектах Федерации.

            Первый вариант в основном соответствует законодательной базе и наиболее полно учитывает основные принципы реализации государственной политики в области медицинского страхования. Средства от страхователей (предприятий и органов исполнительной власти) поступают на счет ТФОМС. Фонд аккумулирует собранные средства и по заключении договоров со СМО переводит этим организациям причитающиеся им доли на финансирование ОМС. СМО непосредственно работают с медицинскими учреждениями и населением.

    По  первому варианту функционируют системы ОМС в 19 субъектах Российской Федерации, охватывающих более 30% населения.

Информация о работе Фонд обязательного медицинского страхования, методы его формирования, направления использования средств