Формирование и использование прибыли предприятия ОАО «Спецремонт»»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:02, курсовая работа

Описание

Цель работы заключается в изучении сущности и видов прибыли, значении чистой прибыли и ее роли в деятельности предприятия, необходимости дать общую характеристику источникам формирования прибыли предприятия и путям распределения, провести общий анализ использования прибыли на ОАО «Спецремонт». В данной курсовой работе объектом исследования является предприятие ОАО «Спецремонт», на примере его деятельности раскрываются основные вопросы тематики курсовой работы.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

План по прибыли может  быть представлен в качестве финансовой модели предприятия. Как только проект бюджета подготовлен, начинается его уточнение в связи с изменением внешних и внутренних условий. С помощью проекта плана осуществляется просчет эффективности различных управленческих решений. Здесь значительную помощь и снижение трудозатрат при расчетах оказывает применение компьютерной техники.

Компьютерно-ориентированная  модель финансового планирования базируется на основном бюджете и включает математические формулы, определяющие взаимосвязи между показателями, а также учет воздействия внешних и внутренних факторов, влияющих на принятие решений [6].

Приведенный метод планирования прибыли носит название метод прямого счета. В основе его лежит поассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции. Более простой вариант предполагает укрупненный расчет по позициям плана [6].

Рассчитывается прибыль от выпуска товарной продукции как разница между стоимостью всего товарного выпуска по ценам продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью товарной продукции планируемого периода.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается как разница между объемом выручки в ценах продаж (без НДС, акцизов, таможенных пошлин, торговых и сбытовых скидок) и полной себестоимостью реализуемой продукции. Объем выручки и полная себестоимость реализуемой продукции определяются с учетом переходящих остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Для расчета прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по укрупненному методу используется универсальная формула, которую можно представить в следующем виде [15]:

 

, (2.1)

 

где   объем реализованной продукции, исчисленный в двух оценках: по ценам продаж и по полной себестоимости;

– соответственно остатки готовой продукции на складе на начало и на конец планируемого периода, также исчисленные в двух оценках: по ценам продаж и по производственной себестоимости;

 объем выпуска продукции,  исчисленный по ценам продаж и полной себестоимости.

После того как объем реализованной продукции будет рассчитан в двух оценках — по ценам продаж и полной себестоимости, рассчитывается прибыль от реализации как разница между ценой и себестоимостью [15]:

 

, (2.2)

 

где   — выручка от реализации продукции, млн. руб.;

 — себестоимость реализованной  продукции, млн. руб.

Плановую сумму прибыли  также можно рассчитать исходя из известных показателей цены и себестоимости выпуска товарной продукции и остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Тогда формула примет вид [15]:

 

, (2.3)

 

где  – прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого периода, млн. руб.;

 – прибыль от выпуска продукции в планируемом периоде, млн. руб,;

 – прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого периода, млн. руб.

Аналитический метод планирования прибыли применяется в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также в дополнение к прямому в качестве проверочного. Этот метод применим при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При использовании аналитического метода 
расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной 
продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, 
который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным 
можно определить базовую рентабельность [15]:

 

, (2.4)

 

где — ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен), млн.руб.;

 — полная себестоимость товарной  продукции базисного года, млн. руб.

Расчет ведется в  определенной последовательности [6]:

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года по сравнимой товарной продукции на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости. Если объем товарной продукции планируемого года по полной себестоимости умножить на процент базовой рентабельности, в полученной сумме прибыли отразится влияние сразу двух факторов: объема производства и изменения себестоимости. Чтоб абстрагироваться от второго фактора (изменение себестоимости), а затем исчислить его отдельно, нужно сделать себестоимость продукции планируемого и отчетного года сопоставимой, т.е. одинаковой. Для этого производится пересчет всей сравнимой товарной продукции планируемого года в себестоимость отчетного года исходя из процента ее снижения.

2. Определяется влияние снижения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляется сравнимая товарная продукция  планируемого года по себестоимости отчетного и планируемого года. Разница – сумма прибыли от снижения себестоимости. Эту же сумму можно определить по проценту снижения себестоимости.

3. Определяется влияние на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитываются средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного года и средний уровень рентабельности при структуре планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента. Чтобы исключить влияние рентабельности на изменение прибыли, ее следует принять на уровне планового или отчетного годов.

4. Рассчитывается влияние изменения качества на прибыль по сравнимой товарной продукции на основании коэффициента сортности. Определяется удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношения между ценами на отдельные сорта. Цена высшего сорта принимается за 100%, цена первого сорта исчисляется в процентном отношении к цене высшего сорта и т.д.

5. После обоснования отпускной цены на товарную продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен на прибыль. Для этого цены умножают на процент их изменения. Полученную сумму корректируют с учетом времени оплаты счетов, выписанных по новым ценам. Для этого определяется период оборота платежных документов со времени их выписки до оплаты (почтовый пробег, время на обработку в банках поставщика и покупателя, на акцепт).

6. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на первом и последующих этапах.

7. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода. Прибыль в переходящих остатках готовой продукции можно исчислить, умножив их себестоимость на процент рентабельности IV квартала соответственно отчетного и планируемого годов.

8. Прибыль по несравнимой товарной продукции определяется прямым методом, как разница между отпускной ценой за вычетом акцизов, налога на добавленную стоимость, 1% отчислений от выручки и полной себестоимостью изделий. Если отпускные цены не установлены, прибыль исчисляется по среднему уровню рентабельности.

Аналитический метод имеет  то преимущество, что показывает влияние  различных факторов на величину прибыли, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Для коммерческих предприятий  очень важно определить порог  окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Найти точку безубыточности необходимо для определения объема и стоимости продаж, при которых коммерческое полиграфическое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыль, но и без убытка. Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные и условно-переменные и расчете маржинальной прибыли. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности — это такой объем выручки, при котором полиграфическое предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором полиграфическое предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И, наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.

Метод воздействия операционного  рычага в современных условиях широко используется в планировании прибыли.

Распределение прибыли  является составной и неразрывной частью общей системы распределительных отношений и, пожалуй, наравне с распределением дохода физических лиц самой главной.

Конкретные формы и  методы распределения прибыли постоянно  видоизменяются и развиваются с  ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих  перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и полиграфическим предприятием по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения.

Прибыль распределяется между  государством, собственниками предприятия и самим полиграфическим предприятием. Пропорции этого распределения в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия как позитивно, так и негативно.

Взаимоотношения предприятий  и государства по поводу прибыли  строятся на основе налогообложения  прибыли.

Первоочередными платежами  из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) при формировании прибыли являются налог на добавленную стоимость, отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, аграрной науки и продовольствия и дорожный фонд, отчисления в местный бюджет по единому нормативу и себестоимость продукции (работ, услуг).

Было бы рационально, если бы размер налоговых платежей из прибыли не превышал трети балансовой прибыли. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности работы предприятия и получению прибыли.

Оставшиеся две трети могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самим полиграфическим предприятием.

Это распределение зависит  от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоения новых видов продукции и новых технологий полиграфическое предприятие крайне нуждается в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал.

Высокая роль характера  распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями [15]:

  1. Распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления ею – повышение уровня благосостояния собственников предприятия. Оно формирует пропорции между текущими выплатами им дохода на  капитал (в форме дивидендов, процентов и т.п.) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники предприятия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени.
  2. Распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости предприятия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспечении прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспечивается основными пропорциями этого распределения.
  3. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется  в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.
  4. Характер распределения прибыли является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности предприятия. В процессе привлечения собственного капитала из внешних источников уровень выплачиваемых полиграфическим предприятием дивидендов (или других форм инвестиционного подхода) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результат предстоящей эмиссии акций. Кроме того, возрастание уровня дивидендных выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя дополнительный доход инвесторов.
  5. Распределение прибыли является одной из действенных форм воздействия на  трудовую активность персонала предприятия. Объем и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации работников, способствуют стабилизации персонала и росту производительности труда.
  6. Пропорции распределения прибыли формирует уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности работников. В условиях низкой действенности государственных форм социальной защиты занятых работников, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную социальную защищенность.
  7. Характер распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия. Выплаты прибыли, предусмотренные к потреблению собственниками и персоналом предприятия, осуществляются, как правило, в денежной форме, то есть в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым обязательствам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень платежеспособности предприятия в текущем периоде может существенно снизиться.

Информация о работе Формирование и использование прибыли предприятия ОАО «Спецремонт»»