Формирование механизма управления прибылью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка концепции механизма управления прибылью предприятий в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Анализ формирования прибыли предприятия……………………. 5
Глава 2. Элементы механизма управления прибылью предприятия…..….. 13
Глава 3. Концепция механизма управления прибылью предприятия в
условиях рыночных отношений……………………………………
24
Заключение……………………………………………………………………. 32
Список использованных источников………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 66.42 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                                                                  Стр.

Введение ……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Анализ формирования прибыли предприятия…………………….

5

Глава 2. Элементы механизма управления прибылью предприятия…..…..

13

Глава 3. Концепция механизма управления прибылью предприятия в

                условиях рыночных отношений……………………………………

 

24

Заключение…………………………………………………………………….

32

Список использованных источников…………………………………………

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы. В условиях современного экономического развития роль прибыли в хозяйственном процессе непрерывно растет. Прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и стимулом его деятельности. Она обеспечивает интересы государства, собственников, персонала предприятия и являются главной движущей силой рыночной экономики. Рыночная экономика с ее чрезвычайно высоким уровнем сложности, динамизма и неопределенности выдвигает дополнительные требования к субъектам хозяйствования. Таким образом большой важности приобретает необходимость разработки рекомендаций по повышению эффективности формирования и распределения прибыли и адаптация старых методов к современным условиям.

Теоретические и практические аспекты данной проблемы нашли свое отражение в работах отечественных  и зарубежных ученых и специалистов: А. Питу, А. Маршалл, Ф. Найт, И. Шумпетер, В.М. Поддерегин, И.А. Бланк, В.И. Колесников, С.А. Мухин, М.В. Романовский, В.К. Сенчагов, В.В. Ситнин, Н.Г. Сычов, М.А. Федотова и  других.

Целью курсовой работы является разработка концепции механизма управления прибылью предприятий в условиях рыночных отношений.

В соответствии с целью  курсовой работы были определены следующие задачи:

1) уточнить понятие сущности  управления прибылью предприятия;

2) идентифицировать факторы,  которые влияют на изменение  прибыли;

3) определить элементы  механизма управления прибылью  предприятия;

4) разработать концепцию  механизма управления прибылью  предприятий в условиях рыночных  отношений;

5)рассмотреть принципы, на которых основывается механизм управления прибылью предприятия;

6) обосновать критерии  эффективности механизма управления  прибылью предприятия.

Объектом  исследования является процесс управления прибылью предприятия.

Предмет исследования – механизм управления прибылью предприятий в условиях рыночных отношений.

Методы исследования. Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных ученых в области управления прибылью. Нормативную базу исследования составили действующие законодательные и нормативные документы. Информационной базой исследования являются официальные статистические материалы, данные первичного учета и отчетности предприятий. В процессе исследования также использовались общенаучные методы исследований, метод экономико-статистического анализа, метод сравнения и экономико-математического моделирования.

Научная новизна. В курсовой работе поставлена и решена актуальная задача формирования механизма управления прибылью предприятий в условиях рыночных отношений, который позволяет повысить эффективность использования финансово-экономических ресурсов с целью максимизации прибыли предприятий.

Структура курсовой работы. Курсовая  работа состоит из введения, трех разделов, выводов, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ

                   ПРЕДПРИЯТИЯ.

В условиях рыночной экономики  прибыль выступает важнейшим  фактором стимулирования производственной и предпринимательской деятельности предприятия и создает финансовую основу для ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива.

Рассмотрим таблицу 1, в  которой представлен анализ получения  прибыли предприятия различных  секторов экономики.

Табл. 1.

Прибыль предприятий  по видам экономической деятельности, млн.грн.

Виды экономической  деятельности

Показатели прибыли  по годам

Отклонение прибыли, (+,-)

Отклонение прибыли в %

2010

2011

2011 к 2010

2011 к 2010

А

B

C

D

E

в том числе 

 сельское хозяйство,  охота,  лесное хозяйство

22162,7

30348,8

8186,1

136,9

промышленность

50339,6

82470,1

32130,5

163,8

строительство

3669,4

3972,1

302,7

108,2

торговля;  ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов  личного потребления

36099,8

40423,6

4323,8

112,0

торговля автомобилями и  мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

2147,2

2829,8

682,6

131,8

оптовая торговля и  посредничество в оптовой торговле

31176,6

34705,6

3529,0

111,3

розничная торговля; ремонт бытовых изделий и предметов  личного потребления

2776,0

2888,2

112,2

104,0

деятельность гостиниц и  ресторанов

506,0

655,5

149,5

129,5

деятельность транспорта и связи

11555,0

15601,4

4046,4

135,0

финансовая деятельность

15585,0

12643,4

-2941,6

81,1

 

 

 

А

 

 

 

B

 

 

 

C

 

 

 

D

 

 

 

E

операции с недвижимым имуществом, аренда, инжиниринг и предоставление услуг предпринимателям

14233,5

21754,0

7520,5

152,8

образование

126,3

171,5

45,2

135,8

здравоохранение и оказание социальной помощи

307,0

309,8

2,8

101,0

предоставление коммунальных и  индивидуальных услуг; деятельность в сфере культуры и спорта

592,7

513,9

-78,8

86,7

Всего

155197,6

208896,3

53698,7

134,6


 

Исходя из данных табл. 1, можно сделать вывод, что большинство  предприятий различных сфер деятельности в 2011 году получили прибыль. Например, предприятия промышленной сферы  деятельности в 2011 году получили на 32130,5 млн.грн. больше прибыли по сравнению с 2010 годом;  деятельность  предприятий транспорта и  связи увеличилась на 35%, также предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой, инжинирингом и предоставлением услуг предпринимателям получили в 2011 г. 21754 млн. грн, это на 52,8% больше, чем в 2010 г. Такая же тенденция роста прибыли рассматривается и в других сферах экономической деятельности. Кроме предприятий, которые получили убыток в 2011 г. К их числу относятся:  предприятия, которые занимаются финансовой деятельностью -2941,6 млн. грн., а также предприятия по   предоставлению коммунальных и индивидуальных услуг, деятельность в сфере культуры и спорта получили прибыль 513,9 млн. грн., что на 13,3% меньше по сравнению с 2010 годом. 

Таким образом, прибыль является показателем, который более всего  полно отображает эффективность  производства, объем и качество изготовленной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с прибыль влияет на укрепление коммерческих расчетов, интенсификацию производства при любой форме собственности. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Прибыль не только является источником обеспечения внутрихозяйственных нужд предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. Особое внимание уделяется разработке рекомендаций  по повышению эффективности формирования и распределения прибыли, совершенствованию подходов и методов. Значительный вклад в развитие теории прибыли внесли такие ученые-экономисты, как: А. Питу, А. Маршалл, Ф. Найт, И. Шумпетер, В.М. Поддерегин, И.А. Бланк, В.И. Колесников, С.А. Мухин, М.В. Романовский, В.К. Сенчагов, В.В. Ситнин, Н.Г. Сычов, М.А. Федотова и др.

Прибыль является основным источником финансирования деятельности предприятия, совершенствования его  финансово-технической базы, обеспечение  всех форм инвестирования. Вся деятельность предприятия направлена на обеспечение  увеличения  прибыли или на ее стабилизацию на должном уровне. Степень  адекватности системы управления прибылью в реальной действительности в значительной мере зависит от того, насколько  действенными являются инструменты  управления прибылью предприятия. Получение  прибыли – непременное условие  и цель предпринимательства любой  хозяйственной структуры. Прибылью оценивается эффективность хозяйствования, прибыль – главный источник финансирования экономического и социального развития; доходность служит основным критерием  выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат, расходов, финансовых вложений [1, 34]. Таким образом, прибыль получила важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения. Несмотря на то, что эта категория является объектом экономической теории, вот уже на протяжении ряда столетий идут споры о ее сущности и формах. Природа прибыли, механизм его создания и распределения всегда привлекали внимание ведущих ученых разных эпох. С развитием экономической науки определение понятия «прибыль» постоянно усложнялось. Единственное, что оставалось неизменным и с чем соглашались все исследователи, - это то, что прибыль является разницей, отклонением, остатком. Развитие экономической науки расширяет анализ природы прибыли. Процесс познания категории «прибыль» не завершена, поиски новых приемов, методов его понимания и вычисления продолжаются. Прибыль в классическом понимании представляет собой разницу между ценой товара и затратами на производство товара – его себестоимости [2, 34]. Именно такое понятие прибыли заложено во всех законодательных актах Украины, кроме законодательства о налогообложении прибыли [6, 34]. Определение прибыли разными авторами частично совпадают, но при этом каждый из них раскрывает определенную сторону этой сложной и многогранной категории. Кроме того, большинство современных экономистов уделяют внимание, прежде всего, способам оценки величины прибыли, не углубляясь в содержание этого показателя. При этом исследователи едины во мнении о том, что прибыль является ориентиром и результатом предпринимательской деятельности.

На сегодня  среди отечественных  ученых-экономистов существует много  точек зрения определения прибыли, некоторые из них представлены в  табл. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Теоретическое обобщение  подходов к определению “прибыли”.

 

№ п/п

Автор

Определение прибыли

С.Ф.Покропивный

Прибыль – это та часть  выручки, которая остается после  возмещения

всем затрат на производственную и коммерческую деятельность предприятия [3, 34]

И.М. Бойчик

Прибыль – это часть  выручки остается предприятию после  возмещения всех расходов, связанных  с производством, реализацией продукции и другими видами деятельности[4, 34]

П.Н. Сухарев

Прибыль представляет собой  определенную форму прибавочного продукта в условиях товарно-денежных отношений[5, 34]

А.М. Поддерегин

Прибыль – это часть  прибавочной стоимости, произведенной и реализованной, готовой к распределению[1, 34]

Н.В. Колчина

Прибылью может считаться  только та часть добавленной стоимости, созданной в результате реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг [7, 34]

Р.П. Валевич

В условиях рыночных отношений  преобразована форма прибавочной стоимости

А.В. Калина

Прибыль – это обобщающий показатель, характеризующий конечный результат деятельности предприятия [8, 34]


 

Таким образом, прибыль – это конечный финансовый результата деятельности организации характеризующий абсолютную эффективность его работы.

Существуют особенности  в формировании прибыли предприятия, в зависимости от сферы его  деятельности, отрасли хозяйствования, формы собственности, степени развития рыночных отношений.

На формирование абсолютной суммы прибыли предприятия влияют:

    • Результаты его финансово-хозяйственной деятельности;
    • Сфера деятельности;
    • Отрасль хозяйства;
    • Установленные законодательством условия учета финансовых результатов.

 Реально формирование прибыли на предприятии осуществляется по мере реализации продукции. Но независимо от определения момента реализации в законодательных актах реальное формирование прибыли на предприятии имеет место только при условии, когда средства от покупателя поступают на банковский счет поставщика.

Прибыль как важнейшая  категория рыночных отношений выполняет  следующие функции (рис 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Функции прибыли

Оценочная функция прибыли состоит в том, что прибыль используется как основной критерий экономической эффективности производства и использования основных производственных фондов. Использование прибыли в этой функции дает предпринимателю действенное средство контроля за рациональным использованием имеющихся материальных и трудовых ресурсов.

Стимулирующая функция прибыли  состоит в том, что она является источником материального поощрения  рабочих, расширения производства и  решению социальных проблем на предприятиях, а также источником уплаты прямых налогов в бюджет. Поэтому в  получении прибыли должны быть заинтересованы как государство, так и предприятия.

Содержание распределительной  функции заключается в том, что  предприятие распределяет прибыль, которую получило в результате финансово-хозяйственной  деятельности на две части:

    1. Первая часть аккумулируется в бюджетах в виде налога на прибыль;
    2. Вторая часть остается в распоряжении предприятия.

Учетная функция прибыли  состоит в том, что она представляет собой необходимый элемент цены. Следовательно, как и цена в целом, прибыль учитывает общественно  необходимые затраты труда, необходимые  для обеспечения воспроизводства, расширение его масштабов, удовлетворение общественных потребностей (управление, оборона). Именно воспроизводимыми потребностями  определяется нижняя, минимальный предел размеров прибыли, которая закладывается  в цену каждого товара и услуги       [2, 34].

Информация о работе Формирование механизма управления прибылью предприятия