Формирование механизма управления прибылью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка концепции механизма управления прибылью предприятий в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Анализ формирования прибыли предприятия……………………. 5
Глава 2. Элементы механизма управления прибылью предприятия…..….. 13
Глава 3. Концепция механизма управления прибылью предприятия в
условиях рыночных отношений……………………………………
24
Заключение……………………………………………………………………. 32
Список использованных источников………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 66.42 Кб (Скачать документ)

Метод прямого счета наиболее широко распространен в

организациях в современных  условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его  заключается в том, что прибыль  исчисляется как разница между  выручкой от реализации продукции в  соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС  и акцизов.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой  и

несравнимой товарной продукции  в плановом году по полной себестоимости  и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и  товаров, отгруженных на начало и  конец планового года.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при

большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его  проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что  он позволяет определить влияние  отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль  определяется не по каждому виду выпускаемой  в предстоящем году продукции, а  по всей сравнимой продукции в  целом.

План по прибыли на следующий  год разрабатывается в конце

отчетного периода. Поэтому  для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период.

Прибыль в отчетном периоде  принимается в соответствии с

уровнем цен, действовавших  к концу года. Поэтому, если в течение  истекшего года имели место изменения  цен или ставок налога на добавленную  стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений.

На основе найденного таким  образом уровня базовой

рентабельности и планируемого объема товарной продукции по себестоимости  отчетного года исчисляется прибыль  планируемого года с учетом влияния  одного фактора — изменения объема сравнимой товарной продукции.

Поскольку плановый уровень  рентабельности отличается от базового в

результате изменения  себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то на следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль  по остаткам готовой продукций и  товаров, отгруженных на начало и  конец планового года.

На размер плановой прибыли  влияет изменение цен в плановом периоде.

Если цены снижаются или  увеличиваются, то предполагаемый процент  снижения или увеличения следует  исчислять от объема соответствующей  продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.

При прямом методе плановая прибыль определяется как общая  сумма без

выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом  методе выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль.

Прежде всего, значительно  снижает плановую прибыль повышение

себестоимости, что можно  объяснить ростом цен на потребляемые товарно-материальные ценности, повышением оплаты труда в связи с увеличением  минимального размера месячной оплаты труда и другими факторами. Прибыль  несколько увеличивается в связи  с изменением ассортимента производимой продукции в сторону повышения  удельного веса наиболее рентабельной продукции. Значительный рост прибыли  планируется в связи с предполагаемым увеличением цен на реализуемую  продукцию, что обусловлено инфляционными процессами. Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен, нельзя рассматривать этот фактор как положительный.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе

валовой прибыли, учитывается  прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другого имущества, а также  планируемые доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного

хозяйства, автохозяйств, услуг  непромышленного характера —  для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планируется методом  прямого счета. Лишь при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль  от реализации определяется исходя из запланированного ее объема в плановом году и рентабельности прошлого года. Результат от прочей реализации может  быть как положительный, так и  отрицательным [29, 35].

Распределение и использование  прибыли - это сложный процесс,

обеспечивающий как покрытие потребностей предпринимателей, так  и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли  должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению  эффективности производства, стимулировать  развитие новых форм хозяйствования. Поэтому важным является правильно  спланировать распределение прибыли.

Контроллинг прибыли  предприятия.

Контроллинг - это функционально  обособленное направление экономической  работы на предприятии, связанное с  реализацией финансово-экономической  комментирующей функции в менеджменте  для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Термин «контроллинг»  принят в Германии откуда он и пришел в Украину. Поскольку отечественная  терминология пока не устоялась, в Украине  используют оба термина: и контроллинг, и управленческий учет. Однако термин «контроллинг» более информационно  емкий, он передает характер этого современного явления в управлении и включает в себя не только чисто учетные функции, но и весь спектр управления процессом достижения конечных целей и результатов предприятия.

Центральное место в системе  контроллинга занимает управление

прибылью. При помощи инструментов оперативного анализа руководители всех уровней получают возможность  принимать более обоснованные решения  для достижения установленных краткосрочных  целей деятельности предприятия.

Возрастающее давление со стороны конкурентов, ухудшение

состояния внешней среды, быстро изменяющаяся ситуация на рынках, сужающееся пространство деятельности в связи с введением новых  законов приводят к тому, что предъявляются  всё более высокие требования к руководителям предприятий. Поэтому  чтобы гарантировать или увеличивать  прибыль, необходимо совершенствовать процессы планирования, контроля  и  регулирования на предприятиях.

Чтобы лучше управлять  предприятием в будущем, необходимо внедрять новые или дополнительные методы и инструменты. Следует поддерживать равновесие между оборотом, затратами  и прибылью. Отклонения должны быть вовремя определены, чтобы руководство  предприятия могло незамедлительно  осуществить регулирующие действия.

Контроллинг не тождественен контролю: контроль занимается

фиксированием и оценкой  уже свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен  на перспективу. Следует отметить, что  при этом контроллинг выполняет  определённые контрольные функции.

Предварительный контроль: контроль целей (правильность

постановки, непротиворечивость, адекватность); контроль прогнозов (реалистичность прогнозов, обоснованность, информативность); контроль разрыва между целевым  и прогнозируемым значениями; контроль ограничений (какие существуют ограничения  для достижения поставленных целей); контроль планов (не противоречат ли планы  друг другу); бюджетный контроль (контроль над затратами подразделений предприятия путём разработки бюджетов).

Текущий контроль: контроль и мониторинг внешней среды

предприятия с целью выявления  «слабых сигналов»; мониторинг внутренней среды с целью раннего обнаружения  проблем.

Заключительный контроль: контроль выполнения планов (расчёт

отклонений фактических  значений от плановых, анализ причин этих отклонений).

Таким образом, в системе  контроллинга акценты смещаются  с

простого фиксирования прошлых  фактов в сторону перспективного, опережающего контроля, а также оперативного отслеживания текущих событий; в  фокусе контроля оказывается не прошлое, а настоящее и будущее.

Анализировать можно и  прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ

прошлого направлен на оценку результатов прошлой деятельности предприятия. Анализ настоящего помогает определить, что происходит на предприятии в настоящее время, и в каком направлении оно развивается. Анализ будущего оценивает: сможет ли предприятие добиться поставленных целей, какие возможности перед ним откроются, с какими рисками придётся столкнуться [20, 35].

На основе анализа вырабатывают рекомендации для принятия

управленческих решений. С учётом сложившейся ситуации, а  также будущих возможностей и  опасностей контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у  предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей  предприятия. На основе таких рекомендаций руководитель может осмысленно действовать.

Таким образом, вследствие своей  интегрированности контроллинг  обеспечивает стратегический, целостный  взгляд на деятельность предприятия  в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к выявлению  и решению встающих перед предприятием проблем.

 

ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ  МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ

                   ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

 

В условиях рыночных отношений  перед отечественными предприятиями  ставятся задачи повышения своей  конкурентоспособности и стабильности их функционирования. Все это обуславливает  повышенный интерес экономистов  и специалистов к финансовым аспектам деятельности предприятия и, прежде всего, к управлению прибылью предприятия.

В мировой практике высокая  прибыль предприятия является основным фактором создания благоприятной деловой  репутации  и источником роста  стоимости бизнеса, а, следовательно, факторами увеличения благосостояния собственников. Работая в этом направлении, отечественные предприятия стремятся  повысить прозрачность своей деятельности, перейти на международные стандарты  бухгалтерского учета и составления  финансовой отчетности, что является необходимым условием успешного  их функционирования на отечественном  и мировом рынках.

Стремление украинских предприятий  к выходу на мировые финансовые рынки  предполагает, прежде всего:

    • Привлечение заемных финансовых ресурсов мировых рынков ссудного капитала;
    • Использование кредитных ресурсов международных финансовых организаций;
    • Возможность первичного размещения акций (IPO) на ведущих мировых фондовых рынках.

В этой связи для достижения вышеупомянутых целей предприятию  необходим прозрачный механизм управления его прибылью. Это означает что, для  кредиторов, инвесторов и прежде всего  собственников предприятия важны  понимание и возможность оценки таких показателей, как: стоимость  предприятия, кредитоспособность предприятия, уровень прибыльности. Именно все  эти показатели предприятия прибыль  оказывает самое непосредственное воздействие. Таким образом, разработка концепции механизма управления прибылью предприятия  в условиях рыночных отношений является актуальной [18, 35].

Цель совершенствования  механизма управления прибылью предприятий - обеспечение динамического развития предприятий необходимыми и достаточными финансовыми ресурсами при условиях их более эффективного использования; максимизация чистой прибыли при  допустимом уровне финансовых рисков в текущем и перспективном  периодах.

Для достижения указанной  цели необходимо решение следующих  задач:

  1. Эффективного распределения финансовых ресурсов предприятия;
  2. Выбора наиболее эффективной кредитной политики предприятия;
  3. Эффективного управления материальными ресурсами предприятия;
  4. Выявление резервов повышения прибыли предприятия.

Факторы влияния на величину прибыли предприятия разделяют  на внешние и внутренние. В свою очередь, внутренние факторы можно  распределить на производственные (экстенсивные и интенсивные) и внепроизводственные (рис. 2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Факторы влияния  на управления прибылью предприятий

К внешним факторам принадлежат:

- экономические условия ведения хозяйства;

- платежеспособный спрос потребителей;

- государственное регулирование деятельности предприятия;

- налоговая политика государства;

Информация о работе Формирование механизма управления прибылью предприятия