Формирование механизма управления прибылью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является разработка концепции механизма управления прибылью предприятий в условиях рыночных отношений.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Анализ формирования прибыли предприятия……………………. 5
Глава 2. Элементы механизма управления прибылью предприятия…..….. 13
Глава 3. Концепция механизма управления прибылью предприятия в
условиях рыночных отношений……………………………………
24
Заключение……………………………………………………………………. 32
Список использованных источников………………………………………… 34

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 66.42 Кб (Скачать документ)

- кредитная политика государства;

- развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг;

- вместимость рынка;

- цена на сырье, материалы и энергетические ресурсы;

- политическая стабильность в государстве и др.

Среди внутренних экстенсивных факторов влияния на управление прибылью предприятий:

    • объем продукции, которая выпускается;
    • расходы на закупку материалов и сырья, для изготовления продукции;
    • себестоимость производства и другие.

К интенсивным факторам влияния  принадлежат:

    • технология производства;
    • качество сырья и материалов, из которых изготовляется продукция;
    • ассортимент продукции, которая выпускается.

К внепроизводственным факторам влияния принадлежат:

  • ценовая политика предприятия;
  • коммерческая деятельность.

В комплексе механизмов управления прибылью предприятия следует выделить механизмы управления формированием, распределением и использованием прибыли.

Среди направлений развития механизма управления прибылью предприятия  выделены такие:

    • оптимизация внешних и внутренних, входных и исходных денежных потоков;
    • совершенствование методов оценки и планирования объема прибыли на текущий и перспективный периоды;
    • установление обоснованных пропорций между частями прибыли, которая направляется на потребление и накопление;
    • взвешенность дивидендной политики;
    • совершенствование системы страхования финансовых рисков;
    • качественный финансовый контроль за выполнением заданий относительно использования и распределения прибыли;
    • рациональное использование нераспределенной прибыли.

К критериям эффективности  механизма управления прибылью предприятия  являются:

максимум прибыли предприятия  от распределения финансовых ресурсов. Это означает, что в условиях сложившейся  структуры предприятия и ограниченных финансовых ресурсов, которыми оно  располагает, распределение финансовых ресурсов будет эффективным только в случае максимизации прибыли от всех реализуемых проектов. Кроме  того, критерий дает возможность выявить  целесообразность осуществления проекта. Следует также отметить, что данный критерий учитывает синергетический  эффект от осуществления нескольких разнонаправленных проектов;

максимум прибыли в  результате осуществления кредитной  политики  предприятия. Предложенный критерий подразумевает принятие такого управленческого решения, касающегося  кредитной политики предприятия, которое  позволит оптимизировать не только дополнительно  полученную прибыль от предоставления коммерческого кредита, а и дополнительную прибыль, полученную за счет действия операционного рычага вследствие увеличения объема реализации продукции. Ввиду  того, что предоставление более приемлемых условий оплаты контрагентам может  и не привести к увеличению прибыли  предприятия, критерий должен предусматривать, в том числе, и отказ от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Регулирование кредитной политики должно осуществляться с учетом возможности предприятия реализовывать и другие проекты, как по стимулированию спроса, так и по увеличению объемов производства и снижению издержек;

минимум издержек на закупку, транспортировку и хранение товарно-материальных ценностей. Применение этого критерия заключается в том, что минимальный  объем указанных издержек ограничен  необходимостью бесперебойной работы предприятия, то есть оптимальным уровнем  поставки необходимого объема товарных запасов для производственной деятельности. Нахождение оптимального графика размещения заказов на приобретение товарно-материальных ценностей осуществляется за счет нахождения оптимального соотношения между  издержками размещения заказа, издержками на хранение запасов и финансовыми  расходами, связанными с оплатой  кредитных ресурсов. Учитывая то факт, что рассматриваемая концепция  отражает управление прибылью предприятия  именно в условиях рыночных отношений, следует обратить внимание на то, что  критерий минимума издержек на закупку, транспортировку и хранение товарно-материальных ценностей должен охватывать возможные  изменения тех или иных показателей  во времени и обеспечивать минимальные  издержки в каждый момент времени;

рост прибыли за счет использования  выявленных резервов. Данный критерий позволяет установить факт улучшения  использования резервов и возможностей роста прибыли. До тех пор, пока на предприятии имеются резервы, необходимы стимулирующие управленческие решения, направленные на тот или иной фактор, влияющий на относительный показатель прибыли для ее оптимизации. Рост прибыли возможен за счет контроля влияния факторов на прибыль и  улучшения факторов, поддающихся  управлению со стороны менеджмента  предприятия [19, 35].

Ввиду того, что величина прибыли не является соизмеримой  величиной с размером капитала, вложенного в предприятие собственниками, показатель рентабельности активов является оптимальным  интегральным критерием для оценки достижения цели механизма управления прибылью предприятия.

В процессе управления прибылью предприятия главная роль  отводиться  формированию   прибыли   от    операционной    деятельности.    Операционная деятельность  –  это  основной  вид  деятельности   предприятия,   с   целью осуществления которой оно создано.

 Характер операционной  деятельности предприятия определяется  прежде всего спецификой  отрасли  экономики,  к  которой  оно  принадлежит.  Основу операционной     деятельности     большинства     предприятий     составляет производственно  –   коммерческая   или   торговая   деятельность,   которая дополняется осуществляемой ими инвестиционной  и  финансовой  деятельностью.

Вместе  с   тем,   инвестиционная   деятельность   является   основной   для инвестиционных  компаний,  инвестиционных  фондов  и  других  инвестиционных институтов, а финансовая деятельность является основной для банков и  других финансовых  институтов.  Но  характер   деятельности   таких   финансово   – инвестиционных институтов в силу ее специфики требует особого рассмотрения.

Инвестиционная деятельность характеризует процесс  обоснования и реализации наиболее эффективных форм вложения  капитала,  направленных  на расширение экономического  потенциала  предприятия.  Экономическое  развитие предприятия, обуславливающее  рост  формируемой  им  суммы  прибыли,  и  его инвестиционная активность являются взаимообусловленными процессами.  Поэтому каждое предприятие должно уделять постоянное внимание  своей  инвестиционной деятельности [21, 35].

Содержание  финансовой  деятельности  предприятия   рассматривается обычно в широком и узком ее значении. В  широком  понимании  под  финансовой деятельностью  предприятия  понимаются  все  аспекты  управления   финансами отдельного  хозяйствующего  субъекта.  В  узком  значении   под   финансовой деятельностью  предприятия   понимается   управление   денежными   потоками, связанными  с  привлечением   и   обслуживанием   внешних   источников   его финансирования.  Эти   денежные   потоки   оказывают   прямое   влияние   на

формирование общей  прибыли  предприятия;  поэтому  в  данной  работе  можно сформулировать финансовую деятельность предприятия следующим образом. Под     финансовой     деятельностью     предприятия     понимается целенаправленная система мер по обеспечению привлечения необходимого  объема капитала  из  внешних  источников  и  своевременного  и  полного  выполнения обязательств по его обслуживанию и возврату [27, 35].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Концепция формирования механизма управления прибылью  

             предприятия.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенные исследования подтвердили  теоретическую целесообразность и  практическую значимость формирования механизма управления прибылью предприятий  в условиях рыночных отношений, позволяющего повысить эффективность управленческих решений, направленных на максимизацию прибыли предприятий в текущем  и перспективном периодах при  заданном уровне финансового риска.

В первом разделе курсовой работы проведен анализ получения прибыли  предприятиями различных секторов экономики; рассмотрены различные  точки зрения определения прибыли  среди ученых-экономистов; раскрыты функции прибыли.

Во втором разделе курсовой работы разработаны принципы механизма  управления прибылью предприятия; выделены основные элементы механизма управления прибыль и раскрыта их сущность.

В третьем разделе курсовой работы разработана концепция формирования механизма управления прибылью предприятия  и определены критерии его эффективности.

На теоретическом, методологическом и практическом уровнях в курсовой работе разработан механизм управления прибылью предприятий в условиях рыночных отношений. При этом, в соответствии с поставленными целями и задачами, были получены следующие результаты:

1. Уточнено понятие прибыли.  В рыночных условиях хозяйствования  прибыль выступает не только  как источник финансирования  развития предприятий, а и как  стимул его деятельности. Прибыль  обеспечивает интересы собственников  предприятия, его трудового коллектива, государства, а, следовательно,  является движущей силой стабильного  экономического роста и существенно  повышает уровень жизни общества.

2. Определены особенности  процесса управления прибылью  предприятий в условиях рыночных  отношений. К ним следует отнести:  совершенствование планирования распределения финансовых ресурсов предприятий; повышение требования к организации управления материальными ресурсами предприятий; усиление роли функции регулирования в формировании кредитной политики предприятий; проведение эффективного контроля финансовых результатов предприятий.

3. Анализ инструментов  управления прибылью предприятий  позволил установить, что механизм  управления прибылью предприятий  является оптимальным инструментом  управления данным процессом  и адаптированным к условиям  рыночных отношений. 

4. Определены принципы  управления прибылью предприятий  в условиях рыночных отношений.  Ими являются: интегрированность  с общей системой финансового  управления предприятием, динамизм, ориентированность на стратегические  цели, многовариантность принятия  решений, адаптивность, информированность,  которые формируют поведение  механизма управления данным  процессом. 

5. Разработана концепция  формирования механизма управления  прибылью предприятий в условиях  рыночных отношений, включающая  в себя комплекс моделей, направленных  на максимизацию прибыли предприятия  в текущем и перспективном  периодах при заданном уровне  финансового риска. Все это  дало возможность с теоретической  и методологической точки зрения  систематизировать процесс управления  прибылью предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

  1. Поддерегин В. М.Финансы предприятия.– К.: КНЭУ, 2004.– 545 с.
  2. Бланк И. А.Управление прибылью.– К.: Ника-Центр; Эльга, 2006.– 752с.
  3. Економіка підприємства: Підручник / Заг. ред. С. Ф. Покропивного.– Вид. 2-ге, перероб. та доп.– К.: КНЕУ, 2000.– 528 с.
  4. Бойчик І. М., Харів П. С., Хопчан М. І.Економіка підприємств.– Львів: Видавництво «Сполом», 1998.– 212 с.
  5. Финансовый анализ: Учебное пособие / П. Н. Сухарев и др.– Донецк: ДонГУЭТ, 2000.– 192 с.
  6. Закон України «Про оподаткування прибутку підприємства»: Офіц. вид.– К.: Парламен. вид., 1988.– 10 с.
  7. Финансы предприятий: Учебник / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк и др. Под ред. проф. Н. В.Колчиной.– М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.– 413 с.
  8. Калина А. В., Конєва М. І., Ященко В. А.Сучасний економічний аналіз і прогнозування. Навч.-метод. посібник.– 3-тє вид.– К.: Либідь, 2003.– 416с.
  9. Шарманська С.О. Особливості формування та використання прибутку в трансформаційній економіці//Формування ринкових відносин в Україні: Збірник наукових праць.К.: – 2008.– № 8 – с. 3-8.
  10. Бердар М.М. Формування механізму управління прибутком підприємства. Управління проектами, системний аналіз і логістика: Науковий журнал. Вип.5 – К.: НТУ, 2008.– c.208–215.
  11. Висока О.Є. Економічна сутність прибутку та концепції його формування /Висока О.Є. //Наукові праці КНТУ. Економічні науки, 2010. – Вип. 17 – с. 293-300
  12. Бондар Н.М. Економіка підприємства: Навч. посіб. – К.: АСК, 2004. – с.400.
  13. Каражанова О.А. Особенности формирования прибыли предприятия// БизнесИнформ. Харьков: - 2010. - №7 – с.134-136.
  14. Баранцева  С. Стратегія  управління  прибутком як  регулятор діяльності  підприємства// Торгівля і ринок України. – 2002, вип. 14, т. 2. – С. 81-86.
  15. Зінченко Т. Управління прибутком і рентабельністю підприємства в умовах ринкової економіки// Вісті. ДВ. – 2005. – 1 липня.
  16. Кривицька О.Р. Планування прибутку підприємства// Фінанси України. – 2005, №6. – С. 12-16.
  17. Субботович Ю.Л. Прибуток у господарській діяльності підприємницьких структур// Фінанси України. – 1999, №12. – С. 39-47.
  18. Цигалик І. І. Підприємництво і внутрішній економічний механізм в умовах підприємництва/ І. І. Цигалик// Економіка. Фінанси. Право. – К., 2006. – №11. – С. 3–10.
  19. Грещак М. Г.  Внутрішній  економічний  механізм  підприємства:  навч.  посібник/  М. Г. Грещак, О. М. Гребешкова, О. С. Коцюба; за ред. М. Г. Грищака. – К.: КНЕУ, 2001. – 228 с.
  20. Егоров П. В. Управление организационной устойчивостью производственно-хозяйственных систем: монография/ П. В. Егоров, Н. И. Зименко. – Донецк: ООО«Юго-Восток, Лтд», 2007. – 188 с.
  21. Гончарук А. Г.  Формирование  общего  механизма управления  эффективностью  предприятия/ А. Г. Гончарук// Економіка промисловості. – Донецьк, 2009. – №2. – С. 164–175.
  22. Філімоненков О. С. Фінанси підприємств: Навчальний посібник. –К.: Ельга, Ніка –Центр, 2002. –360 с.
  23. Блонська, В. І. Вдосконалення формування та використання прибутку підприємства/ В. І. Блонська, О. І. Вужинська// Науковий вісник НЛТУ України. – 2008. – №18.1. – С. 122–128.
  24. Ізмайлова К. В. Фінансовий аналіз: навч. посіб. / Ізмайлова К. В. -К.: МАУП,2000.-152 с
  25. Шамхалов Ф. Прибыль – основной показатель результатов деятельности организации // Финансы. – 2000. - №6. – С.19-22
  26. Бужин О.Л. Прибуток: рівночасне розподілення. // Актуальні проблеми економіки.– 2004.– №6.– с.156-161.
  27. Кобец А.А. Концепция механизма управления прибылью предприятия в условиях рыночных отношений.// Финансы. Учет. Банки.– Донецк: ДонНУ, Каштан. – 2006.– №12.– С.149-156.
  28. Коробов М.Я. Фінансово-економічний аналіз діяльності підприємств: Навч. посіб. – 3-те вид., перероб. і доп. – К.: Т-во «Знання», КОО, 2002. – 294 с.
  29. Мочалова Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях. //Финансовый менеджер.– 2004.– №3.
  30. Марюта О.М., Єлисєєва О.К. Адаптивне управління прибутком підприємства // Фінанси України.– 2004.– №3.– с.83-89.

Информация о работе Формирование механизма управления прибылью предприятия