Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
выявить особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России;
определить порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского образования;
проанализировать динамику доходов и расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования;
выявить основные проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути решения данных проблем.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы функционирования федерального фонда обязательного медицинского страхования.
1.1. Понятие, задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования………………………………………………………………….5
1.2. Особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России………………………………………………………9
1.3. Порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………………11
Глава 2. Анализ деятельности федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2.1. Динамика доходов и расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования. …………………………………………………….… 14
2.2. Результаты деятельности территориальных фондов……………………….. 18
2.3. Проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути совершенствования деятельности ФОМС………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………………………….. 28
Использование средств страхового резерва осуществляется исключительно на финансирование расходов по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами в случае превышения фактических расходов по возмещению стоимости отпущенных лекарственных средств фармацевтической организацией над средствами, направленными территориальным фондам на обеспечение необходимыми лекарственными средствами граждан при оказании амбулаторно-поликлинической помощи на основании бюджетной заявки на финансирование расходов на обеспечение граждан необходимыми лекарственными средствами на очередной месяц.
Основанием для перечисления
средств на обеспечение
Правила финансирования расходов разработаны в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" и определяют порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора следующих социальных услуг:
На период 2010 - 2011 гг. для всех страхователей
по обязательному социальному
На период 2011-2014 гг. для всех страхователей по обязательному социальному страхованию и страхователей по обязательному медицинскому страхованию (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы страховых взносов) Фонд социального страхования РФ 2,9%, Фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2,1%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования 3%.
Глава 2. Анализ деятельности федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2.1. Динамика доходов
и расходов федерального фонда
обязательного медицинского
Бюджет Федерального фонда обязательного
медицинского страхования за 2008 год утвержден
со следующими основными показателями:
1) общий объем доходов бюджета Фонда в
сумме 162 620 885,3 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета
Фонда в сумме 168 706 056,3 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме
6 085 171,0 тыс. рублей.
Источник финансирования дефицита бюджета
Фонда за счет остатков средств бюджета
Фонда в сумме 6 085 171,0 тыс. рублей.
На оказание отдельным категориям граждан
государственной социальной помощи по
обеспечению лекарственными средствами,
изделиями медицинского назначения, а
также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов
в 2008 году в территориальные фонды обязательного
медицинского страхования направлены
бюджетные ассигнования в сумме
53 907 858,6 тыс. рублей, в том числе:
1) из средств федерального
а) на финансирование расходов по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в 2008 году в сумме 30 857 207,8 тыс. рублей;
б) на завершение в первом полугодии 2008 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году в сумме 15 050 650,8 тыс. рублей, из них за счет: средств федерального бюджета, поступивших в 2008 году, в сумме 14 995 981,7 тыс. рублей; остатков средств, образовавшихся на 1 января 2008 года в результате неполного использования в 2007 году ассигнований федерального бюджета на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами, в сумме 54 669,1 тыс. рублей;
2) из средств бюджета Фонда на завершение
в первом полугодии 2008 года расчетов за
фактически отпущенные лекарственные
средства отдельным категориям граждан
в 2007 году в сумме 8 000 000,0 тыс. рублей.
Анализируя доходы ФОМС за 2008 год, согласно
ФЗ «Об исполнении бюджета ФФОМС за 2008
год» (Приложение 1), можно сделать вывод,
что основными статьями доходов являются
«Налоги и взносы на социальные нужды»
и «Безвозмездные поступления от других
бюджетов бюджетной системы РФ».
Анализируя расходы ФОМС за 2008 год, согласно ФЗ «Об исполнении бюджета ФФОМС за 2008 год» (Приложение 1), можно сделать вывод, что основными статьями расходов являются «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Межбюджетные трансферты» и «Общегосударственные вопросы».
Бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования за 2009 год утвержден
со следующими основными показателями:
1) общий объем доходов бюджета Фонда в
сумме 126 562 369,8 тыс. рублей;
2) общий объем расходов бюджета Фонда
в сумме 130 037 389,3 тыс. рублей;
3) объем дефицита бюджета Фонда в сумме
3 475 019,5 тыс. рублей.
Источник финансирования дефицита бюджета
Фонда за счет остатков средств бюджета
Фонда в сумме 3 475 019,5 тыс. рублей.
Анализируя доходы ФОМС за 2009 год, согласно
ФЗ «Об исполнении бюджета ФФОМС за 2009
год» (Приложение 2), можно сделать вывод,
что основными статьями доходов, как и
в 2008 году, являются «Налоги и взносы на
социальные нужды» и «Безвозмездные поступления
от других бюджетов бюджетной системы
РФ».
Анализируя расходы ФОМС за 2009 год, согласно ФЗ «Об исполнении бюджета ФФОМС за 2009 год» (Приложение 2), можно сделать вывод, что основными статьями расходов являются «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «Социальная помощь», и «Межбюджетные трансферты». Значительные расходы на социальную помощь свзяны с экономическим кризисом 2000 года.
Бюджет ФОМС на 2010 год сформирован
по доходам в сумме 105,85 миллиарда
рублей, по расходам - 110,85 миллиарда
рублей. На покрытие его дефицита предусматривается
направить остатки средств
Доходы бюджета ФОМС на 2011 г определены в сумме 328,54 млрд руб, на плановый период 2012 и 2013 гг - 357,38 млрд и 378,93 млрд руб соответственно.
Расходы бюджета ФОМС на 2011 г определены в сумме 328,54 млрд руб, на плановый период 2012 и 2013 годов - 357,38 млрд и 378,93 млрд руб соответственно.
Бюджетом ФОМС на 2011-2013 гг предусматривается направление в бюджеты территориальных ФОМС дотаций на выполнение территориальных программ субъектов РФ в рамках базовой программы ОМС.
Средства, полученные в связи с увеличением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1,1 проц до 3,1 проц, - в 2011 г в сумме 217,5 млрд руб и в 2012 г в сумме 242,5 млрд руб - предусматривается направить на укрепление материально-технической базы медучреждений, внедрение современных информационных систем в здравоохранении, на обеспечение стандартов предоставления медицинских услуг, на софинансирование оплаты медпомощи, оказанной неработающим пенсионерам.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2011-2013 гг, передаваемые ФОМС, включают средства на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; проведение дополнительной диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; компенсацию выпадающих доходов ФОМС в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.
Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету ФОМС, составит в 2011 г 20,81 млрд руб, в 2012 г - 23,07 млрд руб и в 2013 г - 11,6 млрд руб.
Анализируя динамику доходов и расходов ФОМС, возможно наблюдать ситуацию снижения доходов и расходов, это связано с уменьшением населения.
2.2. Результаты деятельности территориальных фондов
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».
По состоянию на 1 января 2011 года в систему обязательного медицинского страхования Российской Федерации входят 85 территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Основными источниками доходов
бюджетов ТФОМС являются налоги, и
страховые взносы на обязательное медицинское
страхование неработающего
В 2011 году в среднем на одного застрахованного поступило налогов и взносов на ОМС неработающего населения в сумме 2 298,4 рублей, или 118,7% от подушевого норматива финансирования за счет средств ОМС — 1936,3 рублей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 885 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год".
Территориальный фонд ОМС является основным организаторским звеном. Он осуществляет регистрацию плательщиков, сбор, учет и контроль за поступлением страховых взносов и платежей, обеспечивает всеобщность медицинского страхования на местном уровне. Фонд финансирует медицинскую помощь населению через страховые медицинские организации и через свои филиалы.
Уже к концу первого года реализации Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" система насчитывала 79 территориальных фондов ОМС, 587 филиалов ТФОМС, из которых 92 — выполняли функции страховщиков, и 164 страховых медицинских организаций. В настоящее время система обязательного медицинского страхования представлена 91 территориальным фондом, 913 филиалами территориальных фондов, из которых 467 выполняют функции страховщиков, 360 страховыми медицинскими организациями и более чем 24 тысячами различных типов лечебно-профилактических учреждений (самостоятельных и входящих в другие медицинские учреждения). Обязательным медицинским страхованием охвачено более 96% населения России. Переход к новым экономическим отношениям в здравоохранении благодаря медицинскому страхованию создал основу для внедрения страховых принципов оплаты медицинской помощи и создания системы защиты прав граждан в обеспечении качественной медицинской помощи. Для этого необходимо было обеспечить учет застрахованных граждан и определить индивидуальные объемы потребляемой медицинской помощи. Введение медицинского учетного страхового полиса обеспечило создание систем учета. Каждый гражданин, имеющий страховой полис, является полноправным участником процесса в системе ОМС и получает юридическую основу для обеспечения защиты своих прав. Правовая защита застрахованных граждан в системе ОМС сегодня стала реальностью.
2.3. Проблемы реализации
обязательного медицинского
При реализации обязательного медицинского страхования российское общество сталкивается с рядом проблем:
Существует острая необходимость выравнивания возможностей субъектов Федерации в реализации программы обязательного медицинского страхования, которая требует большей централизации финансовых ресурсов для последующего их распределения между нуждающимися в дотациях регионами.
Использование единого социального налога как механизма сбора средств в системе страхования приводит к тому, что, с одной стороны, увеличивается количество собираемых в виде налога финансовых ресурсов, с другой стороны, выхолащивается сама идея страхования: страховой взнос заменен налоговым платежом работодателей, что исключает любое участие граждан в страховании. Застрахованные, ради которых и затевалось медицинское страхование, еще более отдалились от системы, они в ней участвуют в качестве пассивных потребителей, за которых все решено.
Фактически, в формировании финансовых ресурсов медицинского страхования не участвуют ни представители медицинских работников, ни представители застрахованных (пациентов и потенциальных пациентов). Существующий механизм распределения собранных ресурсов ни чем не отличается от распределения бюджетных средств. Кроме того, любая страховая система (в том числе и обязательная) предусматривает прозрачность, которая обеспечивается с помощью как общественного, так и личного контроля застрахованных за формированием и расходованием страхового фонда.
2. Проблема политическая – существует политическое намерение реформировать медицинское страхование, высказываемое в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, но пока политическое решение по этому вопросу отсутствует.
3. Проблема организационная – созданная инфраструктура обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), различная в субъектах Федерации, находящаяся под жестким контролем исполнительной власти субъектов Федерации, не имеет реальной возможности исполнять свое функциональное предназначение в полном объеме в соответствии с законодательством.
Информация о работе Функции, цели, задачи Фонда обязательного медицинского страхования