Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:44, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства. Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
выявить особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России;
определить порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского образования;
проанализировать динамику доходов и расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования;
выявить основные проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути решения данных проблем.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Основы функционирования федерального фонда обязательного медицинского страхования.
1.1. Понятие, задачи и функции фонда обязательного медицинского страхования………………………………………………………………….5
1.2. Особенности становления системы обязательного медицинского страхования в России………………………………………………………9
1.3. Порядок формирования и использования средств Фонда обязательного медицинского страхования…………………………………………………11
Глава 2. Анализ деятельности федерального фонда обязательного медицинского страхования.
2.1. Динамика доходов и расходов федерального фонда обязательного медицинского страхования. …………………………………………………….… 14
2.2. Результаты деятельности территориальных фондов……………………….. 18
2.3. Проблемы реализации обязательного медицинского страхования в России и пути совершенствования деятельности ФОМС………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………………… 26
Список литературы………………………………………………………………….. 28
В течение десяти лет обязательное
медицинское страхование в
Как минимум, этих моделей было четыре: страховая модель (в территориях работали фонды ОМС и страховые компании, которые осуществляли деятельность в соответствии с действующим законодательством); фондовая модель (в территориях работали только фонды ОМС, которые выполняли роль страховщиков, а страховые компании не работали или отсутствовали вообще); смешанная модель (и фонды ОМС и страховые компании существовали и выполняли роль страховщиков) и нулевая модель (все финансовые ресурсы медицинского страхования зачислялись в бюджет и механизмы медицинского страхования не использовались). В этом заключается часть организационной проблемы медицинского страхования.
Другая часть этой проблемы заключалась в том, что подобное “разнообразие” далеко не всегда позволяло гражданам, застрахованным в разных субъектах Федерации не только реализовать свое право на получение медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, если они находились не по месту своего жительства, но зачастую и претендовать на получение медицинской помощи вообще. Исключение составляли только случаи экстренной помощи. Только в 1999 году, Федеральному фонду ОМС удалось в определенной степени решить эту проблему, обязав территориальные фонды ОМС осуществлять взаиморасчеты за оказанную иногородним медицинскую помощь.
Наличие обозначенной выше проблемы способствовало региональным диспропорциям в становлении и развитии системы медицинского страхования, что в свою очередь приводило к значительной дифференциации конституционных прав и реальных возможностей населения в получении медицинской помощи. До сих пор данная проблема решена не в полном объеме.
Кроме того, управление территориальными фондами ОМС осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации, что предоставляло возможность нецелевого использования финансовых ресурсов медицинского страхования.
4. Проблема информационной
поддержки – все еще не удалось обеспечить адекватную
информационную поддержку процессам перехода
к медицинскому страхованию. Зачастую
в средствах массовой информации высказываются
поверхностные суждения по данному сложному
предмету не совсем профессионально-
Любые реформации требуют информационной поддержки, которая, прежде всего необходима для консолидации уже существующих сторонников перемен и привлечения в их число новых. В определенные исторические периоды, когда происходят значимые для всего общества изменения (а к таким можно отнести и введение медицинского страхования), информационная поддержка должна приобретать характер пропаганды. При этом пропаганда должна носить не огульный а целенаправленный характер. В нашем случае следовало бы сосредоточить усилия на разъяснительной работе среди медицинского персонала. Следует с сожалением констатировать, что этого сделано не было.
По данным социологических исследований,
проведенных в различных
С большим опозданием началась специальная подготовка не только врачей, но и руководителей здравоохранения. Результаты торопливости того периода, плодами которой стали неинформированность медицинского персонала о сути и принципах медицинского страхования, непонимание причин, целесообразности и необходимости его использования в России, проявляются в виде негативного отношения большинства врачей к медицинскому страхованию, которое, по их мнению, не принесло в здравоохранение ничего, кроме заполнения дополнительного количества документов.
5. Проблема терминологическая – существует серьезная путаница в терминологии: в обиход запущены различные термины, которые искажают представление, как о сущности медицинского страхования, так и его принципах.
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что в настоящее время крайне необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также создать условия и предпосылки реформирования здравоохранения.
Одной из наиболее острых
проблем обязательного
Платежи за неработающее
население из средств выделенного
бюджета здравоохранения ведут
к дефициту средств на противотуберкулезную,
психиатрическую и
Внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.
Решение проблем реализации и совершенствования системы обязательного медицинского страхования является модернизация ОМС, целью которой является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
Таким образом, проводимая в России модернизация здравоохранения предполагает структурную, инвестиционную перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.
Заключение
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.
Цель медицинского страхования - повысить качество и расширить объем медицинской помощи посредством: радикального увеличения ассигнований на здравоохранения; децентрализации системы управления фондами здравоохранения; материальной заинтересованности медицинских работников в конечных результатах; экономической заинтересованности предприятий в сохранении здоровья работающих; экономической заинтересованности каждого человека в сохранении своего здоровья.
Среди основных функций фонда: выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
Контроль за рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.
В настоящее время система ОМС сталкивается с большим числом проблем, основными из которых являются:
· недостаточный тариф страховых взносов;
· неполнота сборов страховых взносов с работодателей вследствие неплатежей, а также сокрытие доходов физических, юридических лиц;
· прямые и косвенные попытки изъятия средств ОМС (включение страховых взносов в систему федеральных налогов, изъятие средств фондов в бюджет или их консолидация в бюджеты);
· низкая заинтересованность граждан в системе ОМС;
· неудовлетворительная координация деятельности государственных внебюджетных фондов;
· задержка с принятием профессиональных медицинских стандартов, порядка взаиморасчетов между, субъектами РФ в системе ОМС.
Эти и другие проблемы ставят вопрос о целесообразности реформирования здравоохранения.
Сегодня система ОМС доказала свою значимость, рациональность и стабильность. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам Российской Федерации, независимо от пола, возраста, места проживания и социального статуса равные возможности в получении качественной бесплатной медицинской помощи. Средства ОМС как целевой стабильный источник финансирования лечебно-профилактических учреждений позволяют заинтересовать последних в улучшении качества медицинской помощи (уровень финансирования ставится сегодня в прямую зависимость от объемов, качества и достигнутых результатов лечения).
Система ОМС стала неотъемлемой частью отечественного здравоохранения не только в сфере его финансирования. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования нередко выступают в роли организаторов и координаторов процессов, способствующих конструктивному взаимодействию субъектов ОМС. Филиалы осуществляют контроль за порядком всеобщего обязательного медицинского страхования граждан на подведомственных территориях, занимаются заключением договоров страхования работающих граждан и обеспечением их страховыми полисами.
Список литературы
1. Закон « О медицинском страховании граждан в РФ»
2. Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного
медицинского страхования на 2000 год":
3. Анисимов В. Правовые и организационно-экономические основы
формирования территориальных программ ОМС. Страховое дело 1999г. № 3
с.26 – 32
4. Бутова В.Г. Экономическое обоснование страховых тарифов по
обязательному медицинскому
5. Бородин А.Ф. О медицинском страховании Финансы 1996 г. № 12
6. Гехт И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования
Здравоохранение РФ 1996 № 4
7. Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Здравоохрание РФ 2000 №4
8. Гришин В.В. Обязятельное медицинское страхование. Первые шаги
Экономика и жизнь 1998 № 41 с. 14
9. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ,
пути развития. Экономика и жизнь 2000 № 3 с. 15
10. Гришин В.В. Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного
медицинского страхования
11. Маршалова А.С. Улавнова Н.К. Проблемы эффективности использования
фондов обязательного
118.
12. Стародубцев
В.И. Савельева Е.Н.
современной России. Российский медицинский журнал 1996 г.№ 1 с. 8-11
13. Журнал. Эскперт №9 2001г.
14. Журнал, Страховое дело №4 2001г.
15. Отчет федерального фонда обязательного медицинского страхования за
2000 год. Российская газета 2001 г. 26 июня.
16. Федеральный
фонд обязательного
обзор. 2001 г.
17. http://www.gms.astranet.ru/
18. http://www.rosmedstrah.ru
19. http://www.iet.ru/personal/
20. http://www-koi.ic.sci-nnov.ru/
21. http://www.tacishf.mednet.ru/
22. http://www.medmedia.ru/
23. http://newhouse.ru/medicine/
Информация о работе Функции, цели, задачи Фонда обязательного медицинского страхования