Глобализация как основная тенденция современного экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение указанного явления, а также упрощение международной торговли в процессе глобализации.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие глобализации;
2. изучить основные факторы развития глобализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации 5
1.2. Основные направления глобализации 12
1.3. Показатели, характеризующие процесс глобализации 15
2. НЕОБХОДИМОСТЬ УПРОЩЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕДУР 20
2.1. Практика упрощения торговых процедур 20
2.2. Этапы процесса упрощения международной торговли 24
2.3. Упрощение таможенных процедур во внешней торговле Беларуси 29
3. ВКЛЮЧЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ 35
3.1. Влияние глобализации на экономику Беларуси 35
3.2. Факторы устойчивости к последствиям глобализации в Беларуси 40
3.3. Показатели глобализации в Республике Беларусь 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 48.11 Кб (Скачать документ)

Поэтому на практике, при  определении места каждой страны в табеле о рангах в мировой  экономике, как правило, основываются лишь на данных об объеме ВВП, платежного баланса и резервов центрального банка страны.

 

2. НЕОБХОДИМОСТЬ УПРОЩЕНИЯ  МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕДУР 

2.1. Практика упрощения  торговых процедур 

 

Современный механизм функционирования таможенной, транспортной систем, международных  платежей непосредственно связан с  понятием в международной экономике - упрощение торговых процедур.

Необходимость упрощения  международных торговых процедур возникла в связи с увеличением внешнеторговых товаропотоков, повышением спроса на скоростные доставки и современные логистические цепочки, развитием международной торговли компонентами, широким использованием контейнерных перевозок. В результате таможне пришлось обслуживать увеличивающиеся грузопотоки при имеющихся ресурсах.

Упрощение международных  торговых процедур явилось предметом  активных обсуждений лишь в начале XXI в. Ранее этот вопрос поднимался в рамках ряда международных торговых организаций.

Первые инициативы по упрощению  торговли были связаны с ростом международной  торговли и возникли в 60-е гг. XX в., когда при Экономической Комиссии ООН для Европы (ЕЭК) была создана Рабочая группа № 4 (Working Party 4 - WP.4) по упрощению процедур международной торговли. В 1996 г. эта группа была преобразована в Центр ООН по Упрощению Процедур Торговли и Электронным Деловым Операциям (СЕФАКТ ООН).

Странами Центральной  и Восточной Европы (ЦВЕ) проблема стала детально прорабатываться  в процессе подготовки к вступлению в Европейский союз (ЕС), а именно при присоединении к Европейскому таможенному союзу. После расширения ЕС упрощение торговых процедур стало  актуальным и для стран – «непосредственных  соседей» - России, Украины, Беларуси, Молдовы.

Русскоязычная версия понятия  «упрощение торговых процедур» принята  как соответствующая английскому  термину Trade Facilitation. Этот термин весьма популярный на Западе и достаточно новый для постсоветских стран.

По трактовке международных  организаций (СЕФАКТ ООН, ВТО, ЮНКТАД и  др.) выделяется два основных подхода  к определению понятия упрощения  торговых процедур:

• узкое определение, сводящее содействие торговле к упрощению  таможенных правил;

• широкий взгляд, когда  содействие торговле распространяется не только на таможенные процедуры  и технические требования, но и  на создание государством адекватной политической и экономической среды  для эффективного осуществления  коммерческих сделок.

Основная цель упрощения  процедур торговли заключается в  том, чтобы уменьшить для предприятий  сложности осуществления операций международной торговли, связанные  с увеличением количества нетарифных барьеров, ростом документооборота, при  одновременном обеспечении оптимальной  эффективности и действенности  государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью.

По каким же конкретным направлениям идет работа на практике, когда мы говорим об упрощении  торговых процедур.

Ответ на данный вопрос сформулирован  в Рекомендации № 18 СЕФАКТ ООН, которая  была принята еще в сентябре 1981 г. рабочей группой № 4 по упрощению  процедур международной торговли, а  затем пересмотрена в 1992 г. Международная  торговая сделка рассматривается в  качестве единого целого, а не ряда разрозненных операций, в которых  участвуют различные субъекты, такие, как экспортер, импортер, экспедитор, таможня, перевозчик, банк и др. Реализация международной торговой сделки предполагает предсказуемое и недискриминационное регулирование по четырем группам взаимосвязанных между собой мер:

• торговые меры;

• меры, касающиеся международных  платежей;

• официальные меры контроля;

• меры, касающиеся транспорта.

Группы мер носят весьма практический характер и имеют целью  стандартизацию процедур по международным  торговым сделкам и сокращение времени  и издержек, необходимых для их выполнения.

Наибольшую работу по упрощению  торговли проводят международные организации:

• Центр ООН по Упрощению  Процедур Торговли и Электронным  Деловым Операциям (СЕФАКТ ООН);

• Международный торговый центр (МТЦ);

• Международный совет  по торговле и развитию (ЮНКТАД).

Помимо трех организаций  ООН в упрощении торговли участвуют  и другие международные организации: Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная таможенная организация (WCO), Комиссия ООН по праву международной  торговли - ЮНСИТРАЛ, Международная  торговая палата (МТП) и др.

Среди межправительственных организаций самое непосредственное отношение к содействию торговле имеет Всемирная таможенная организация. WCO была создана в 1953 г. Огромное значение имеет разработанная WCO Киотская конвенция - Международная конвенция по упрощению  и гармонизации таможенных процедур 1974 г. С 1999 г. Совет WCO принял ее как обязательный документ для работы таможенных организаций  всех стран - участниц, в отличие  от предыдущего варианта, который  носил рекомендательный характер.

Республика Беларусь присоединилась к Киотской конвенции согласно Закону Республики Беларусь от 16 ноября 2010 г. № 194-3 «О присоединении Республики Беларусь к Международной конвенции  об упрощении и гармонизации таможенных процедур». Государственный таможенный комитет определен органом, ответственным  за выполнение обязательств, принятых по данной Конвенции.

Положения Киотской конвенции  направлены на гармонизацию таможенных процедур в различных странах  мира. В настоящее время во многих странах (ЕС, Россия, Украина и др.) наблюдается практически непрерывный  процесс пересмотра процедур, особенно таможенными службами, в связи  с осуществлением положений Киотской конвенции.

В соответствии с рекомендациями СЕФАКТ ООН правительствам рекомендуется  создавать и поддерживать национальные органы по упрощению процедур торговли со сбалансированным участием представителей частного сектора и государственных  чиновников. В Республике Беларусь такой специализированный орган - БелПРО - был создан при Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен в 2001 г. Но наиболее активно на практике вопросами упрощения торговых процедур в стране занимается Государственный таможенный комитет РБ.

 

2.2. Этапы процесса упрощения  международной торговли 

 

В результате деятельности международных  организаций, инициатив региональных торговых блоков, национальных органов  создано достаточно механизмов, содействующих  устранению организационных препятствий  на пути международных товарных потоков. Однако успех возможен лишь при комплексном  применении на всех этапах процесса упрощения  торговли, а именно:

• сбор информации, анализ процедур, отмена ненужных формальностей;

• упрощение, гармонизация и  стандартизация формальностей;

• создание условий для  выполнения упрощенных процедур и формальностей.

Основной целью первого  этапа является выявление и отмена ненужных формальностей и процедур. С другой стороны, новые технологии и методы, применяемые в торговле, требуют введения новых формальностей, например, положения о безопасности электронного документооборота. На данном этапе проводится анализ всех барьеров в целом. Требуется одновременное  участие всех имеющих отношение  к внешнеэкономическим сделкам  правительственных учреждений, занимающихся вопросами торговли, транспорта, иммиграции, таможен, безопасности, здравоохранения, ветеринарного контроля и карантина  растений, а также контроля качества. В соответствии с рекомендациями СЕФАКТ для сбора правдивой и  полной информации необходимо создать  систему консультаций с частным  сектором.

На втором этапе основной целью является упрощение, гармонизация и стандартизация формальностей, в  результате чего ожидается понижение  цены сделки. Для достижения каждой из этих целей используется определенная группа инструментов.

Упрощение означает процесс  устранения всех излишних и дублирующих  элементов в формальностях и  процедурах. Для этого используются следующие инструменты:

• объединение ряда административных документов в единый документ;

• совместная обработка: принципы "единого окна" и "единой остановки";

• компьютеризация таможенной очистки.

Примерами объединения ряда административных документов в единый являются Единый административный документ ЕС (SAD), Коносамент Международной палаты судоходства.

Совместная обработка  объединяет два принципа, рекомендованных  Киотской Конвенцией: принцип «единого окна», связанный с оформлением  всей документации внешнеторговых сделок, и принцип «единой остановки», связанный непосредственно с  физическим движением транспортных средств в пограничной зоне.

«Единое окно» (single window) представляет собой систему, позволяющую перевозчику предоставлять всю необходимую информацию в электронном виде или на бумаге лишь одному ведомству для соблюдения требований, предъявляемых ко всей экспортно - импортной документации.

Принцип "единого окна" используется в зарубежных странах  в одном из трех вариантов.

1. Единый орган. В данном  случае таможенным органам делегируется  ряд полномочий других государственных  ведомств, осуществляющих контроль  импорта - экспорта (например, в Голландии  и Швеции).

2. Единая система, интегрирующая  сбор, обработку, а затем самораспределение информации в электронном виде по заинтересованным государственным ведомствам (например, в США).

3. Автоматизированная система,  при которой участники внешнеэкономической  деятельности подают электронную  торговую декларацию, оформленную  в одном документе, для получения  разрешения на сделку со стороны  различных контролирующих органов.  При этом ответы государственных  ведомств на одобренные заявки  отсылаются в электронном виде  на компьютер отправителя декларации. Такие системы применяются в  Сингапуре и Мауритусе.

Принцип «единой остановки» (single stop) заключается в снижении числа остановок при пересечении границ посредством комбинированных действий пограничных структур двух стран на одном общем пункте либо одном пункте на каждом из направлений (совмещенные средства обслуживания). Цель совместной обработки состоит в устранении дублирования действий.

Компьютеризация таможенной очистки способна сократить время  прохождения таможни до нескольких минут. С 1 января 2006 г. в ЕС была введена  Новая компьютеризированная транзитная система NCTS (New Computerized Transit System). Она заменила систему, основанную на использовании бумажных документов, электронными сообщениями. Система содержит электронные данные о перемещении грузов, которые доступны различным таможенным органам, участвующим в транзите, а также в завершении сделки в пункте назначения.

После расширения Европейского союза используемый в нем Общий  метод транспортировки грузов распространился  и на новые страны ЕС.

Гармонизация означает приведение национальных формальностей, процедур, операций и документов в соответствие с международными конвенциями, стандартами  и практикой, в частности: присоединение  страны к различным международным  конвенциям.

В отличие от этой процедуры  стандартизация в области упрощения  торговли означает процесс разработки международных согласованных формуляров для процедур, документов, информации, а именно:

• разработка формуляров-образцов документов, кодов для обозначения  валют (коды СЕФАКТ ООН);

• использование технических  стандартов (стандарты ИСО на грузовые контейнеры);

• применение стандартов ЭОД, проекта UNIDOCs (проект ООН по внедрению электронных торговых документов в международную торговлю).

Третий этап комплексного подхода к упрощению процедур предполагает применение посттаможенного аудита и внедрение системы управления рисками.

Применение посттаможенного аудита является одним из центральных приоритетов в программе развития таможни ЕС. Новая система таможенного администрирования построена на таких непривычных пока положениях, как управление рисками, электронный документооборот и электронное декларирование. Вводится система предварительного декларирования товаров, транспортных средств и минимизации таможенных формальностей в приграничных таможенных органах, разработанная под эгидой Всемирной таможенной организации.

Посттаможенный аудит и управление рисками предполагают, что упрощения пограничных процедур вовсе не означают ослабления таможенного контроля. Определение риска с точки зрения таможни - это риск того, что импортер представит ложную декларацию или такую декларацию, которая нарушает таможенные правила и тем самым наносит убытки и/или вред торговле и промышленности. В настоящее время осуществляется выборочный контроль. При новой системе таможенник должен заранее знать о том, какие грузы, на каких направлениях и в каких объемах должны быть проверены. Это требует создания системы взаимного информирования между таможнями мира.

В ЕС для оценки риска на границе применяются три метода, основанные на использовании:

• динамических параметров;

• фиксированных параметров;

• случайного отбора компьютером.

Первый метод базируется на использовании сводных профилей импортеров. Профиль импортера в  свою очередь составляется на основе RIF (Risk Information Form) - бланка, заполняемого таможенными органами на каждого «нечестного» импортера, доступного всем таможенным службам ЕС. Данные SAD автоматически сверяются с базой профилей и определяется, имели ли место нарушения у определенного импортера.

При использовании второго  метода осуществляется отбор потенциальных  правонарушителей посредством математического  способа калькуляции риска. В  этом случае применяются заранее  установленные коэффициенты риска  для каждого процедурного кода, кода страны, регистрационного номера компании и т.д. Общий бал для каждой партии оценивается по таблице, относя ее к малому, среднему либо высокому риску.

Информация о работе Глобализация как основная тенденция современного экономического развития