Глобализация как основная тенденция современного экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение указанного явления, а также упрощение международной торговли в процессе глобализации.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие глобализации;
2. изучить основные факторы развития глобализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
1.1. Понятие глобализации. Факторы развития глобализации 5
1.2. Основные направления глобализации 12
1.3. Показатели, характеризующие процесс глобализации 15
2. НЕОБХОДИМОСТЬ УПРОЩЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕДУР 20
2.1. Практика упрощения торговых процедур 20
2.2. Этапы процесса упрощения международной торговли 24
2.3. Упрощение таможенных процедур во внешней торговле Беларуси 29
3. ВКЛЮЧЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ 35
3.1. Влияние глобализации на экономику Беларуси 35
3.2. Факторы устойчивости к последствиям глобализации в Беларуси 40
3.3. Показатели глобализации в Республике Беларусь 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 48.11 Кб (Скачать документ)

Третий метод не исключает  возможности определения степени  риска при помощи любого другого  автоматизированного или ручного  метода, основанного на статистических данных.

Упрощение торговых процедур является необходимым условием эффективного сотрудничества с зарубежными странами и организациями. Для Беларуси вопрос упрощения торговли имеет принципиальное значение, так как это помогает выйти на рынок Европейского союза  и в переговорах о вступлении в ВТО.

 

2.3. Упрощение таможенных  процедур во внешней торговле  Беларуси 

 

Темпы экономического развития Республики Беларусь побуждают государственные  органы к модификации инструментов регулирования внешнеэкономической  деятельности (ВЭД). Страны мирового сообщества внедряют новые принципы таможенного регулирование внешней торговли, различные упрощения таможенных и торговых процедур, рекомендуемые, в частности, Всемирной таможенной организацией (WCO), объединяющей более 170 государств, на долю которых приходится 98 % мировой торговли. Ученые разных стран проводят исследования по адаптации новых принципов в организации таможенного дела отдельных государств или экономических союзов нескольких стран. Актуальность данной темы обусловлена:

• поступательным ростом мировой  экономики, что побуждает государства  к совершенствованию таможенной политики;

• либерализацией международной  торговли и устранением таможенно - тарифных и нетарифных барьеров во внешней торговле товарами и услугами в условиях глобализации мировой экономики;

• изменением таможенных правоотношений и внедрением упрощений таможенных процедур для «облегчения» мировой  торговли по рекомендациям WCO.

Все большее внимание ученые уделяют внешнеэкономическим аспектам макроэкономического регулирования  как, например, таможенной политике государства, поскольку считает, что «они не могут  выполнять свои экономические и  социальные функции прежними методами».

По оценке А. Кондратьева, президента Международной академии транспорта, в странах СНГ повысился  общий уровень барьеров по отдельным  направлениям экономического развития, как, например, международные грузоперевозки. Значительными барьерами на пути реализации транспортных услуг являются длительные сроки оформления документов при пересечении границы, большое  количество документов, требуемых таможенниками  при пересечении границы, принудительное платное сопровождение грузов, вымогательство со стороны представителей контрольных  служб сопредельных государств и  др.

Темпы снижения барьеров на пути международного перемещения товаров  и услуг и либерализацию внешнеэкономических  связей заметно ускорил процесс  глобализации с середины 80-х гг. прошлого столетия. Благодаря дальнейшему  росту числа стран – членов Всемирной торговой организации (ВТО) и реализации программ либерализации  ВЭД, усиливается тенденция ослабления протекционизма, в том числе таможенного, в международной торговле. По мнению ведущих ученых ИМЭО РАН «в случае серьезного отката глобализации и возврата к протекционизму в международных  экономических отношениях среднегодовые  темпы прироста мирового ВВП могут  упасть на 2-2,5 процентных пункта». Российские ученые (Козырин А.Н., Емельянов А.С., Ялбулганов А.А., Варфоломеева Ю.А.) рассматривают протекционизм, как «направление внешнеторговой политики; курс государственного регулирования внешнеторговой деятельности, направленный на использование различного рода ограничений и запретов экономического и административного характера, затрудняющих доступ иностранных товаров на внутренний рынок данного государства, снижающий их конкурентоспособность на этом рынке и, как следствие, обеспечивающий надежную защиту отечественных производителей аналогичных товаров».

Характерным примером ослабления протекционизма во внешней торговле является использование различных  упрощений процедур торговли, которые  применяются странами в рамках интеграционных образований (зоны свободной торговли, таможенного союза, единого экономического пространства, валютного союза) или  руководствуясь положениями конвенций  международных организаций экономического (в т.ч. таможенного) сотрудничества. Основная цель упрощения процедур торговли заключается в том, чтобы «уменьшить для предприятий сложности осуществления операций международной торговли, связанные с увеличением количества нетарифных барьеров, ростом документооборота при одновременном обеспечении оптимальной эффективности и действенности государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью».

Показательным примером ослабления государственного протекционизма во внешней  торговле является устранение нетарифных барьеров и снижение тарифной защиты на пути международного перемещения  товаров и услуг. Так, в ЕС 21% от общего числа ставок таможенных пошлин, являются нулевыми. После вступления Китая в ВТО общий уровень  таможенных тарифов уменьшился с 12% в 2002 г. до 9,8% в 2007 г. при постепенном  устранении нетарифных барьеров.

Несомненно, снижение тарифной защиты в международной торговле существенным образом положительно влияет на развитие грузоперевозок и  транзитных возможностей стран - транзитеров.

По прогнозным показателям  экономического развития ЕС, в период 2000 - 2020 гг. ожидается рост общего количества грузоперевозок на 50 % и, в частности, автомобильным транспортом - на 55 %, морским - 59 %, воздушным на 108 %. Приведенные  показатели характеризуют конъюнктурную  ситуацию как исключительно благоприятную  для белорусских грузоперевозчиков  в международном сообщении на европейском рынке транспортных услуг, а также на восточном направлении  международного транзита.

Между тем, для оптимизации  международных перевозок и реализации принципа «точно вовремя» при доставке товаров, по мнению Х. Рогге - директора немецкой ассоциации экспедиторских и логистических компаний «DSLV» необходимо чтобы таможенные процедуры проходили более гибко, отсутствовали технологическая несовместимость операций таможенного оформления и контроля и проблемы таможенной инфраструктуры.

Процесс совершенствования  таможенного транзита и таможенных технологий оформления и контроля в  Беларуси находится под постоянным контролем органов государственного управления и осуществляется в соответствии с положениями Указа Президента РБ от 16.07.2007 г. № 320 «О реализации принципа свободы транзита в Республике Беларусь». Наряду со снижением тарифной защиты внешней торговли, нетарифные барьеры  преодолеваются как в части совершенствования  таможенного администрирования, так  и предоставлением участникам ВЭД  различных преференций и льгот. Вместе с тем, консолидированный  подход к либерализации таможенного  дела посредством внедрения упрощений  таможенных процедур не обозначен в  правовых актах национального таможенного  законодательства.

Проблемы, возникающие в  международной торговле товарами и  транспортными услугами, амортизируются международными организациями, роль которых  усиливается в условиях глобализации. Государства вынуждены принимать  во внимание состояние дел у других стран, экономических союзов стран, рекомендации международных организаций  в области налогообложения, социальной политики, таможенного регулирования  внешней торговли и др. Участие  в работе различных международных  экономических и торгово-таможенных организаций обусловлено стремлением  стран стать равноправными торговыми  партнерами на мировом рынке.

Конвенция Киото была принята WCO 25.09.1974 г. и пересмотрена в июне 1999 г. в качестве эталона эффективной  деятельности таможенных органов в XXI веке. Необходимость пересмотра конвенции  обусловлена применением новых  технологий таможенного оформления и контроля, стремлением таможенных органов к взаимовыгодным партнерским  отношениям с бизнес сообществом, а  также стремлением таможенных органов  сделать свою работу прозрачной и  предсказуемой для участников ВЭД  во всех сферах международной торговли.

Всемирная таможенная организация  рекомендует следующие принципы организации таможенного дела:

• совершенствование технологии проведения таможенного контроля;

• максимальное использование  информационных технологий;

• партнерский подход в  отношениях между таможенными органами и предпринимательским сообществом;

• стандартизация и упрощение  таможенного оформления.

Общий принцип Конвенции  Киото можно сформулировать как  содействие развитию внешней торговли без ущерба для эффективности  таможенного контроля. Конвенция  рассматривает таможенное администрирование  таким образом, чтобы при выполнении таможенных процедур не было необоснованных препятствий в оптимизации транспортной логистики, вовлечения предпринимательства  в излишние издержки в связи с  перевозкой или хранением товаров, сбором и составлением документов и  т.д.

Конвенция Киото содержит ряд положений, привлекающих внимание таможенных органов стран мирового сообщества.

В частности, глава 6 Конвенции  Киото содержит следующие положения:

1. таможенные органы стремятся  к сотрудничеству с другими  таможенными администрациями и  заключают соглашения о взаимной  административной помощи;

2. таможенные органы стремятся  к сотрудничеству с торговым  сообществом и заключают меморандумы  о взаимопонимании. 

Изменения в таможенных правоотношениях, рекомендуемые конвенцией, дают возможности  участникам ВЭД в качестве «уполномоченного грузополучателя» получать товары напрямую по месту своего нахождения без их предоставления в таможенный пункт  по месту назначения груза. Соответственно, в качестве «уполномоченного грузоотправителя» - отправлять товары напрямую из места  своего нахождения без их предъявления в таможенный пункт по месту отправления  груза. Обладать таким статусом могут  лица, уполномоченные таможенными органами на определенную деятельность в области  таможенного дела.

Проведенное исследование позволяет  сделать следующие выводы:

1. Внедрение положений  Конвенции Киото в национальную  практику таможенного дела будет  способствовать успешному достижению  прогнозных показателей экономического  развития страны на последующие  годы, развитию международных грузоперевозок  и транзита по таможенной территории  Беларуси.

2. Республика Беларусь  как член Всемирной таможенной  организации имеет возможность  внедрить отдельные упрощения  таможенных процедур в национальную  практику таможенного дела.

3. Совершенствование механизма  таможенного регулирования ВЭД  способствует развитию сферы  транспортно - экспедиционных, логистических и таможенных услуг, повышению конкурентоспособности национальных операторов этих услуг на международных рынках.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Хотя за прошедшие годы укрепилась уверенность в том, что  свободная мировая торговля будет  приносить пользу всем странам, в  частности, развивающимся странам  и странам с переходной экономикой, такая убежденность не всегда находит  отражение в их соответствующей  торговой политике. В действительности, международная торговля по-прежнему наталкивается на существенные препятствия, количество которых возрастает. Эти  препятствия выступают причиной ненужных дополнительных издержек и  сложностей, связанных с осуществлением международных сделок, тем самым  мешая странам и предприятиям в полной мере использовать преимущества международной торговли.

Беларусь является малой  открытой экономикой с высокой степенью зависимости от внешнеторговой конъюнктуры. Объем внешней торговли составляет до 130 % ВВП. Выгодное географическое положение  создает предпосылки для развития торговли товарами и услуги. Средняя  таможенная пошлина составляет около 14 %, что намного превышает размеры, оптимальные для обеспечения  стабильного быстрого экономического роста (0 - 4 %).

Поступательный рост экономики  страны, развитие интеграционных процессов  с участием республики, либерализация  мировой торговли, усиление влияния  международных организаций и, в  частности, Всемирной таможенной организации  побуждают национальные таможенные органы к внедрению и использованию  в практике таможенного дела упрощенных процедур таможенного оформления и  контроля, как дополнительного ресурса  для развития внешней торговли, международных  грузоперевозок и транзитных возможностей.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Стратегия экономического  развития Республики Беларусь  на современном этапе. Мн., 2002. С. 38.

2. Министерство статистики  и анализа Республики Беларусь. Статистический бюллетень. Ежеквартальное  издание // ГУ «Статистический  издательский центр». 2009-2010 гг.

3. Бриксиова З. Содействие переходу Республики Беларусь к рыночным отношениям // Эковест, 2003, Выпуск 3, № 2.

4. Грачев Н. Льготное  налогообложение прямых иностранных  инвестиций: возможности для Беларуси // Банковский вестник, 2002, № 6.

5. Дайнеко А., Свиридова С. Взаимодействие национальной экономики и транснациональных корпораций // Банковский вестник, 2008, № 6.

6. Коновалов В. М. Эффект  корпорации во внешнеэкономической  политике Беларуси // Белорусский  журнал международного права  и международных отношений. 2000, №  2.

7. Макроэкономическое регулирование  в белорусской институциональной  модели / А. И. Лученок и др. / Под науч. ред. П. Г. Никитенко; Институтт экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2008 г.

8. Материалы международной  конференции «Что на данный  момент принесли Беларуси процессы  глобализации, и какие дискуссии  ведутся вокруг них?» / Фонд  им. Ф. Эберта. Мн.: БГУ, 2004 г..

9. Национальный отчет о  человеческом развитии. Беларусь: выбор  пути / Руководитель проекта: Богданович  А. В. – Минск, 2000 г. 

10. Паумер М. О степени открытости экономики // Проблемы прогнозирования. 2001, № 4.

11. Рудый К. Глобализация  экономики // Банковский вестник, 2002, №5.

12. Сборник статей Глобализация  и моделирование социальной динамики. – М.: Институт социальных наук, 2001 г. 

13. Точицкая И. Региональная экономическая интеграция и обмен современными технологиями: опыт Беларуси // Эковест, 2003, Вып. 3, № 2.

14. Шкирич А. Г. Глобитал: Монография. – Минск: ВЭВЭР, 2006 г.

15. Эльянов А. Я. Государство и развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 1.

16. Юданов Ю. Европейские  корпорации в условиях глобализации // Мировая экономика и международные  отношения. 2001, № 11.

17. http://www.minfin.gov.by

18. http://www.president.gov.by


Информация о работе Глобализация как основная тенденция современного экономического развития