Голландская болезнь и макроэкономическая нестабильность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание

Цель работы: в России средства данных резервов использовались и для покрытия дефицита федерального бюджета, и для выплаты государственного долга, и для покрытия дефицита пенсионного фонда, но в рамках данной работы целесообразно рассмотреть использование накоплений для борьбы с симптомами так называемой «Голландской болезни».

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1. Сущность проблемы «Голландской болезни» 6
1.1. Симптомы и последствия «Голландской болезни» 6
1.2. «Голландская болезнь» в России 10
ГЛАВА 2. Причины макроэкономической нестабильности и методы решения проблемы. 13
2.1. Отрицательные последствия укрепления национальной валюты. 13
2.2. Резервные фонды РФ 20
2.3. Размещение средств резервных фондов и стерилизация доходов. 22
Заключение 26
Приложение 1 28
Список использованной литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-11111111.docx

— 173.61 Кб (Скачать документ)
    1. Резервные фонды РФ

 

Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 марта 2012 года сумма Резервного фонда составляла 1 806,47 млрд руб. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

После формирования нефтегазового  трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный  фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России. Резервный фонд формируется за счет:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
  • доходов от управления средствами Резервного фонда.

В настоящее время в  соответствии с Федеральным законом  от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные  акты Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2014 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения  нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. 1 февраля 2012г по данным Минфина в Фонде национального благосостояния было 2 трлн 682,21 млрд руб.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств  федерального бюджета, подлежащих обособленному  учёту и управлению в целях  обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

13 октября 2008 года Президент  Д. Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, по стабилизации финансовой системы страны в условиях финансового кризиса. В частности, законодательные поправки разрешили размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Ранее, 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк).

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются. Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов. В настоящее время на сайте Минфина размещается информация о совокупном объёме средств обоих фондов.

    1. Размещение средств резервных фондов и стерилизация доходов.

 

Средства резервных фондов размещают исключительно в иностранных  активах (для фонда Аляски — в  активах вне этого штата). Причины  этого состоят в том, что фонд не может выполнять функцию независимого от состояния национальной экономики  резерва, если он будет размещён внутри страны. Во время экономических кризисов национальная валюта и национальные ценные бумаги могут обесцениваться, и если фонд размещён в национальных активах, то он обесценится тоже. Кроме того, в этом случае средства фонда не смогут выполнять функцию стабилизации национальной валюты, более того, они будут раскручивать инфляцию.

Средства резервных фондов размещают в надёжные ценные бумаги и иные активы класса не ниже А. Это, как правило, государственные обязательства  развитых стран (класс ААА) и акции  надёжных компаний. При приобретении государственных обязательств, например облигаций, обеспечивается высокая надёжность, но низкая доходность. При вложении в акции доходность повышается, но надёжность снижается. Когда экономики развитых стран переживают кризисные явления, цены на сырьевые товары могут падать вследствие снижения спроса. В результате резервный фонд может понести убытки именно в тот момент, когда требуется использовать его средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях конъюнктуры, вкладывают, как правило, только в гособлигации, а средства более долгосрочных фондов будущих поколений — ещё и в акции.

В России при создании Стабилизационного  фонда сложилась ситуация, когда  доходность фонда оказалась существенно  ниже, чем стоимость обслуживания внешнего долга страны. Эта парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется  следующим. Во-первых, о досрочном  погашении внешнего долга удалось  договориться не со всеми странами (например, Германия технически не могла  этого сделать, так как на внешний  долг РФ были выпущены облигации, имеющие  множество владельцев). Во-вторых, если потратить Стабилизационный фонд на выплату долга, то сохранится опасность  возникновения бюджетного дефицита в период низкой сырьевой конъюнктуры. В последнем случае потери при  размещении средств фонда в низкодоходные инструменты являются, по сути, «страховым взносом» при «страховании» госбюджета от дефицита.

Как было отмечено, другим источником формирования Резервного фонда и

Фонда национального благосостояния являются доходы от управления их средствами. С1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Средства Фонда национального благосостояния могут направляться на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета. Минфин РФ управляет средствами Резервного фонда путем размещения средств на валютных счетах в Банке России, следующим образом. Согласно

утвержденному Минфином порядку  расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, ЦБ РФ уплачивает на остатки проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством РФ.

Наращивание капитальных  расходов бюджета может увеличить  дефицит

бюджета. Однако расширение экономической деятельности приведет к

синергетическому росту  создаваемой добавленной стоимости  в экономике и как результат к восполнению дефицита бюджета за счет налоговых поступлений в будущих периодах. Текущий дефицит бюджета возможно восполнять за счет ограничения оттока капитала из страны через оффшорные компании (до 10 млрд. долл. в месяц) путем государственных мер по запрету трансфертного ценообразования и стимулированию привлечения частного капитала в проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) для российских бенефициаров; Увеличение доходности вложений в активы по сравнению с вложениями в обязательства иностранных государств путем перевода средств ФНБ из пассивной в активную инвестиционные фазы

может быть реализовано путем  целевого распределения средств ФНБ на разработку проектно-сметной документации (ПСД) совместных (с иностранными инвесторами) инвестиционных проектов. Для этого необходимо обеспечить привлечение средств Внешэкономбанка в рамках Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и средств иностранных инвесторов на разработку ПСД (до 10% стоимости всего проекта) крупных инвестиционных проектов, путем формирования пропорционального участия в уставном капитале новой образованной под проект компании. Для обеспечения возвратности средств в ФНБ после разработки ПСД необходимо фондировать проект на иностранных рынках для привлечения иностранных

инвестиций. По каждому инвестиционному  проекту установить целевые показатели по привлеченным в каждую отрасль иностранным инвесторам и показатели инновационной составляющей в этих проектах. Таким образом, российская практика инвестирования денежных средств резервных фондов страны должна строиться на эффективных инвестиционных стратегиях и методах регулирования инвестиционной политики. Данная политика должна включать инвестиции в крупные проекты на паритетных начала с иностранными инвесторами. Эффективная инвестиционная деятельность позволит создать встроенный финансово-инвестиционный механизм влияния на процесс модернизации российской экономики и ее инновационное развитие.9

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рост экспортной выручки  приводит, как правило, к быстрому укреплению национальной валюты. Само по себе такое укрепление не является угрозой для экономики, однако постоянные колебания валютных курсов вслед  за колебаниями ценовой конъюнктуры  создают макроэкономическую нестабильность и не позволяют компаниям избрать  определённую стратегию — приспосабливаться  к низкому либо высокому курсу. Кроме  того, в условиях высоких административных барьеров и сильного монополизма (что  характерно для большинства стран-экспортёров  ресурсов) увеличение экспортных поступлений  приводит к росту инфляции.

Помимо чисто экономических  задач резервный фонд выполняет  политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед за падением доходов. В результате в периоды  неблагоприятной конъюнктуры это  может приводить к крупным  дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным  долгам. Подобные последствия гораздо  более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе.

Необходимость создания резервных  фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т. д. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в резервном фонде.

Так же, резервный фонд —  это макроэкономический инструмент государства для поддержания  совокупного спроса в точке Кейнса и долгосрочного экономического роста. Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный спрос нации в моменты бурного экономического роста, дабы сдержать инфляцию, и стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов. Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать производство товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета государство может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Источник: расчеты  ИКСИ по данным Банка России и Росстата

Источник: расчеты  ИКСИ по данным Банка России и Росстата

 

 
Источник: расчеты ИКСИ по данным UN Comtrade


 

 
Источник: расчеты ИКСИ по данным UN Comtrade


 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Забелина О. «Российская специфика «Голландской болезни»» // Вопросы экономики, 2004 № 11
  2. Всемирный Банк. Доклад об экономике России // N10. 05 апреля 2007.
  3. Чигрин А. Д. «Условия национального успеха» — М.: Экономика, 2009
  4. Ольга Кувшинова, Надежда Иваницкая. «Неравные части стабфонда» // Ведомости, № 241 (2015), 20 декабря 2007
  5. Trouble in the pipeline // The Economist (8 May 2008)
  6. Всемирный Банк. Доклад о мировом развитии // Апрель 2008
  7. Официальный сайт Минфина РФ – www.minfin.ru
  8. Грицюк Т.В. «Фискальный федерализм и межбюджетные отношения» // Финансы и статистика, 2004
  9. Петрикова Е.М., Тернавский А.А. «Инвестиционный Фонд РФ как

Информация о работе Голландская болезнь и макроэкономическая нестабильность