Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:01, курсовая работа
Цель работы: в России средства данных резервов использовались и для покрытия дефицита федерального бюджета, и для выплаты государственного долга, и для покрытия дефицита пенсионного фонда, но в рамках данной работы целесообразно рассмотреть использование накоплений для борьбы с симптомами так называемой «Голландской болезни».
Введение 4
ГЛАВА 1. Сущность проблемы «Голландской болезни» 6
1.1. Симптомы и последствия «Голландской болезни» 6
1.2. «Голландская болезнь» в России 10
ГЛАВА 2. Причины макроэкономической нестабильности и методы решения проблемы. 13
2.1. Отрицательные последствия укрепления национальной валюты. 13
2.2. Резервные фонды РФ 20
2.3. Размещение средств резервных фондов и стерилизация доходов. 22
Заключение 26
Приложение 1 28
Список использованной литературы 30
Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 марта 2012 года сумма Резервного фонда составляла 1 806,47 млрд руб. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объёма валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния России. Резервный фонд формируется за счет:
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) с 1 января 2010 года до 1 января 2014 года нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Фонд национального
Фонд национального
13 октября 2008 года Президент Д. Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, по стабилизации финансовой системы страны в условиях финансового кризиса. В частности, законодательные поправки разрешили размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Ранее, 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк).
21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются. Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов. В настоящее время на сайте Минфина размещается информация о совокупном объёме средств обоих фондов.
Средства резервных фондов
размещают исключительно в
Средства резервных фондов размещают в надёжные ценные бумаги и иные активы класса не ниже А. Это, как правило, государственные обязательства развитых стран (класс ААА) и акции надёжных компаний. При приобретении государственных обязательств, например облигаций, обеспечивается высокая надёжность, но низкая доходность. При вложении в акции доходность повышается, но надёжность снижается. Когда экономики развитых стран переживают кризисные явления, цены на сырьевые товары могут падать вследствие снижения спроса. В результате резервный фонд может понести убытки именно в тот момент, когда требуется использовать его средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях конъюнктуры, вкладывают, как правило, только в гособлигации, а средства более долгосрочных фондов будущих поколений — ещё и в акции.
В России при создании Стабилизационного фонда сложилась ситуация, когда доходность фонда оказалась существенно ниже, чем стоимость обслуживания внешнего долга страны. Эта парадоксальная, на первый взгляд, ситуация объясняется следующим. Во-первых, о досрочном погашении внешнего долга удалось договориться не со всеми странами (например, Германия технически не могла этого сделать, так как на внешний долг РФ были выпущены облигации, имеющие множество владельцев). Во-вторых, если потратить Стабилизационный фонд на выплату долга, то сохранится опасность возникновения бюджетного дефицита в период низкой сырьевой конъюнктуры. В последнем случае потери при размещении средств фонда в низкодоходные инструменты являются, по сути, «страховым взносом» при «страховании» госбюджета от дефицита.
Как было отмечено, другим источником формирования Резервного фонда и
Фонда национального благосостояния являются доходы от управления их средствами. С1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Средства Фонда национального благосостояния могут направляться на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета. Минфин РФ управляет средствами Резервного фонда путем размещения средств на валютных счетах в Банке России, следующим образом. Согласно
утвержденному Минфином порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, ЦБ РФ уплачивает на остатки проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством РФ.
Наращивание капитальных расходов бюджета может увеличить дефицит
бюджета. Однако расширение экономической деятельности приведет к
синергетическому росту
создаваемой добавленной
может быть реализовано путем целевого распределения средств ФНБ на разработку проектно-сметной документации (ПСД) совместных (с иностранными инвесторами) инвестиционных проектов. Для этого необходимо обеспечить привлечение средств Внешэкономбанка в рамках Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и средств иностранных инвесторов на разработку ПСД (до 10% стоимости всего проекта) крупных инвестиционных проектов, путем формирования пропорционального участия в уставном капитале новой образованной под проект компании. Для обеспечения возвратности средств в ФНБ после разработки ПСД необходимо фондировать проект на иностранных рынках для привлечения иностранных
инвестиций. По каждому инвестиционному проекту установить целевые показатели по привлеченным в каждую отрасль иностранным инвесторам и показатели инновационной составляющей в этих проектах. Таким образом, российская практика инвестирования денежных средств резервных фондов страны должна строиться на эффективных инвестиционных стратегиях и методах регулирования инвестиционной политики. Данная политика должна включать инвестиции в крупные проекты на паритетных начала с иностранными инвесторами. Эффективная инвестиционная деятельность позволит создать встроенный финансово-инвестиционный механизм влияния на процесс модернизации российской экономики и ее инновационное развитие.9
Рост экспортной выручки
приводит, как правило, к быстрому
укреплению национальной валюты. Само
по себе такое укрепление не является
угрозой для экономики, однако постоянные
колебания валютных курсов вслед
за колебаниями ценовой
Помимо чисто экономических
задач резервный фонд выполняет
политическую задачу предотвращения быстрого
роста государственных
Необходимость создания резервных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т. д. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в резервном фонде.
Так же, резервный фонд — это макроэкономический инструмент государства для поддержания совокупного спроса в точке Кейнса и долгосрочного экономического роста. Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный спрос нации в моменты бурного экономического роста, дабы сдержать инфляцию, и стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов. Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать производство товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета государство может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.
Источник: расчеты ИКСИ по данным Банка России и Росстата
Источник: расчеты ИКСИ по данным Банка России и Росстата |
|
|
|
Информация о работе Голландская болезнь и макроэкономическая нестабильность