Государственное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание

Государственным финансированием называется предоставление финансовых ресурсов юридическим лицам за счет средств бюджета и внебюджетных фондов.

Работа состоит из  1 файл

гос.финансирование ИТОГ.docx

— 225.73 Кб (Скачать документ)

Государственное финансирование

Государственным финансированием  называется предоставление финансовых ресурсов юридическим лицам за счет средств бюджета и внебюджетных фондов.

 
Обычно государственное финансирование направлено:

  1. на поддержку эффективных и перспективных инвестиционных проектов;
  2. на поддержку компаний в рамках целевых программ развития и поддержки бизнеса;
  3. на поддержку проектов в ходе внешних заимствований государства.

1.Государственное финансирование перспективных инвестиционных проектов

Государственное финансирование проектов и программ на уровне народного хозяйства  и организаций может осуществляться на возвратной, безвозвратной или  смешанной основе. Такое финансирование проводится для обеспечения структурной  перестройки экономики России. Для  этого определяются основные направления  экономического развития отдельных  отраслей, которые требуют поддержки  государства при реализации инвестиционных проектов и программ. Конкретные инвестиционные проекты для государственной  поддержки отбираются в три этапа.

Выбор проектов на первом этапе осуществляется на конкурсной основе, исходя из федеральной  государственной необходимости. По окончании конкурса принимается  решение о включении проектов в перечень строек и объектов для  федеральных государственных нужд.

На втором этапе проводятся подрядные  торги заказчиков на строительство  отобранных объектов, заключаются государственные  контракты, уточняются объемы капитальных  вложений и сроки выполнения необходимых  работ.

Третий этап – это выбор системы  финансирования. Прямое государственное  финансирование на возвратной основе предусматривает выделение средств  из федерального бюджета в пределах кредитов, выдаваемых Центральным банком РФ (ЦБ РФ) в установленном порядке. Следующим действием является получение  коммерческими банками от Министерства финансов РФ средств федерального бюджета  для финансирования государственных  централизованных капитальных вложений. Процесс финансирования осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Финансирование инвестиционных проектов на безвозвратной основе за счет средств  федерального бюджета может проводиться  при отсутствии других источников финансирования. Открытие финансирования государственным  заказчикам производится Министерством  финансов РФ путем перечисления средств  на основании имеющихся договоров.

Выделяют четыре основных вида государственного финансирования инвестиций:

  • дотации и гранты
  • долевое участие
  • прямое (целевое) кредитование
  • предоставление гарантий по кредитам.

 При финансировании путем  предоставления грантов и дотаций  денежные средства обычно выделяются  под конкретный проект на безвозмездной  основе.

 Долевое участие государства  предполагает, что оно через свои  структуры выступает в качестве  долевого вкладчика, остальная  часть необходимых инвестиционных  вложений осуществляется коммерческими  структурами. 

 Прямые (целевые) кредиты предоставляются,  как правило, конкретному предприятию  (или под определенный инвестиционный  проект) на льготной основе. Вместе  с тем государство устанавливает  величину процентных ставок, срок  и порядок возврата кредита. 

 При предоставлении гарантий  по кредитам предприятие получает  кредит от коммерческой структуры,  а правительство через определенные  институты выступает гарантом  возврата данного кредита, выплачивая  сумму кредита в случае невыполнения  своих обязательств предприятием.

Для того, чтобы инвестиционный проект получил государственное финансирование на возвратной основе, он должен соответствовать ряду требований: 
- реализация проекта должна быть связана с одной из точек роста экономики; 
- срок окупаемости проекта не должен быть больше двух лет; 
- документация по проекту должна пройти государственную экономическую экспертизу.

Поддержка высокоэффективных  инвестиционных проектов осуществляется за счет средств Федерального Бюджета.

Принципиально новым элементом  инвестиционной политики государства  является к избирательному финансированию конкретных инвестиционных проектов, при этом выбор проектов осуществляется на конкурсной основе. Право на участие в конкурсе имеют инвестиционные проекты, связанные с развитием точек роста экономики при этом, инвестор вкладывает не менее 30% собственных средств в виде акционерного капитала, прибыли;

Предоставляемые на конкурс  инвестиционные проекты классифицировались по категориям:

Группа А – это проекты, обеспечивающие производство продукцией выше зарубежных аналогов, при условии защиты отечественных патентами или другими подобными документами.

 Группа Б – проекты, обеспечивающие производство экспортных товаров не сырьевых отраслей, имеющих спрос на внешнем рынке и не ниже мировых образцов.

 Группа В – проекты, обеспечивающие производство импортозамещающей продукцией, с более низким уровнем цен по сравнению с импортером.

 Группа Г – проекты,  обеспечивающие производство товаров  внутреннего рынка новым спросом. 

 Размер государственной поддержки для проектов группы А – 50%, Б –40%, В – 30%, Г – 20%. Размер государственных гарантий в зависимости от группы проекта не может превышать 60% заемных средств. Инвестор, выигравший конкурс инвестиционных проектов, имеет право выбора формы государственной поддержки:

 Первый вариант –  предоставление средств Федеральным  Бюджетом на возвратной основе  сроком не более 24 месяца.

 Второй вариант –  предоставление государственных  инвестиционных ресурсов на условиях  закрепления в государственной  собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые реализуются на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации инвестиционного проекта. Размер пакета акций, закрепляемых в государственной собственности, а также год их реализации определяется в соответствие с бизнес планом.

 Третий вариант –  предоставление государственных  гарантий по возмещению части,  вложенных инвестором финансовых  ресурсов в случае срыва инвестиционного  проекта.

“Принято решение при  отборе региональных инвестиционных проектов отдавать предпочтение проектам в моногородах, в частности тем проектам, которые  способствуют созданию альтернативных производств, диверсификации экономики  муниципального образования. Я считаю поддержку региональных инвестиционных проектов особо важной, т.к. они создают  дополнительные рабочие места, приносят дополнительный доход в местные  бюджеты” - Кудрин

Одной из приоритетных форм государственной поддержки  инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор и получивших статус одобренных  является  предоставление инвестиционного налогового кредита.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ  НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ — предоставляемая компаниям, фирмам, корпорациям скидка с налога на прибыль или отсрочка налогового платежа в целях стимулирования вложения прибыли в обновление основных средств производства.

Инвестиционный налоговый  кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) предприятия  и по региональным, местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется  на условиях срочности, возвратности и  платности. Срок предоставления инвестиционного  налогового кредита от 1—5 лет.

Проценты за пользование  инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются по ставке от 50—75% ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Налоговый кредит предоставляется  на следующие цели:

1) на проведение научно-технических  и опытно-конструкторских работ  или технического оснащения собственного  производства. В этом случае инвестиционный  налоговый кредит предоставляется  в размере 30% стоимости оборудования, используемого для настоящих  целей;

2) на осуществление внедренческой  или инновационной деятельности, создание новых или модернизации  применяемых технологий, создание  новых видов сырья или материалов;

3) на выполнение организацией  особо важного заказа по социально-экономическому  развитию региона или предоставление  им особо важных услуг населению.

В последних двух случаях  размер инвестиционного налогового кредита определяется по соглашению между налогоплательщиком и уполномоченным органом.

Инвестиционный налоговый  кредит предоставляется на основе заявления  предприятия-заемщика и необходимой  документации, подтверждающей необходимость  предоставления кредита.

При принятии положительного решения между уполномоченным органом  и организацией-налогоплательщиком заключается договор об инвестиционном налоговом кредите. Форма его  устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о  выделении кредита.

В договоре об инвестиционном налоговом кредите предусматриваются: срок действия договора; сумма кредита; процентная ставка за пользование кредитными ресурсами; порядок погашения кредита  и начисленных процентов по кредиту; условия обеспечения возвратности кредита (договор залога или поручительства); ответственность сторон; порядок  расторжения договора.

Копия заключенного договора об инвестиционном налоговом кредите  в пятидневный срок представляется организацией-налогоплательщиком в  налоговый орган по месту ее учета.

Организация-налогоплательщик может одновременно получить несколько  инвестиционных налоговых кредитов, если осуществляемые ею инвестиционные проекты соответствуют предъявляемым  требованиям. Наличие инвестиционного  налогового кредита не может служить  основанием для отказа в получении  нового.

Помимо инвестиционного  налогового кредита существуют также  такие способы изменения срока  уплаты налога как отсрочка, рассрочка, налоговый кредит. Отсрочка предусматривает единовременную уплату налога в более поздний срок, рассрочка – поэтапную. Налоговый кредит – промежуточная форма – среднесрочная форма бюджетного заимствования: на срок до года.

Конечно, в данном случае не происходит освобождения от уплаты налога насовсем, но все же такая  передышка может пойти на пользу организации. К тому же плата за пользование  инвестиционным налоговым кредитом ниже, чем за пользование банковским и составляет ½ – ¾ ставки рефинансирования, то есть, на сегодняшний день 8-12%. Органы государственной власти субъектов  РФ и местного самоуправления могут  изменить размер процентов за пользование  предоставляемыми ими ИНК. Например, в некоторых случаях плата  за пользование региональным инвестиционным кредитом составляет 1/10 ставки рефинансирования. К тому же, иногда организация по каким-либо причинам вообще не может  заплатить налог. И тогда ей приходится платить пени и штрафы, что обходится  значительно дороже, чем использование  такой налоговой льготы.

В качестве оснований предоставления ИНК налоговый кодекс прямо называет следующие:

  • проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства,
  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности,
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению. Проведение НИОКР или технического перевооружения производства.

 Техническое перевооружение  может быть не только производственного  характера, но и направленное  на создание рабочих мест для  инвалидов или защиту окружающей  среды от загрязнения промышленными  отходами. В случае выполнения  данного условия сумма предоставляемого  кредита составляет 30 процентов  стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно в  перечисленных целях

Кроме того, на региональном и местном уровнях могут предусматриваться  и иные основания (см. врезку Новосибирская  специфика).

Однако государство пытается обезопасить себя от недобросовестных налогоплательщиков и потому законодательно закрепило и ряд оснований, препятствующих получению ИНК:

  • возбуждение уголовного дела против претендента,
  • производство по делу о налоговом или административном правонарушении в области налогов и сборов в отношении этого лица,
  • наличие достаточных оснований полагать, что претендент воспользуется изменением срока уплаты налога для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается выехать за пределы России.Осуществление внедренческой или инновационной деятельности.

 В соответствии с  совместным письмом Инновационного  совета при председателе Совета  министров РСФР от 19.04.1991 № 14-448 и Министерства финансов РСФСР  от 14.05.1991 № 16/135 инновационная и  внедренческая деятельность отождествляются и под ними понимается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. К ней относятся в том числе, следующие направления научно-технических и внедренческих работ:

  • организация экспертиз, внедрение и тиражирование объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства,
  • проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий,
  • патентно-лицензионная деятельность

Информация о работе Государственное финансирование