Государственное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание

Государственным финансированием называется предоставление финансовых ресурсов юридическим лицам за счет средств бюджета и внебюджетных фондов.

Работа состоит из  1 файл

гос.финансирование ИТОГ.docx

— 225.73 Кб (Скачать документ)

Причем такие основания  действительно должны давать повод  для беспокойства за исполнение налогоплательщиком своих обязанностей. Представляется, что отказ в изменении срока  уплаты налога (сбора) должен быть, по крайней  мере, мотивированным, а мотивы должны быть достаточно обоснованными.

При отсутствии препятствующих получению ИНК оснований и  наличии хотя бы одного необходимого признака, орган исполнительной власти предоставляет предприятию такую  льготу. Но кажущаяся простота на практике может обернуться существенными  сложностями. Потому рассмотрим специфику  каждого из уровней (федеральный, региональный и местный).

А какова выгода от получения  инвестиционного налогового кредита?

По такому основанию, как  проведение НИОКР и техническому перевооружению возможно получить налоговый кредит в сумме до 30% расходов на эти цели. По иным основаниям – на сумму, согласованную сторонами. В настоящее время в местный бюджет уплачивается 2 % из 24-процентого налога на прибыль, 50-70% от суммы земельного налога, 100 % налога на рекламу, 100% целевых сборов на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели и т. д. Вопрос о том, много это или мало разрешается в зависимости от особенностей конкретного предприятия.

Порядок предоставления ИНК  за счет бюджета Новосибирска предусмотрен Положением «Об инвестиционном налоговом  кредите», утвержденным Решением Городского Совета от 22.04.99 № 222. В соответствии с этим нормативным актом задачей  предоставления такого кредита является максимизация поступлений в бюджет города. И, соответственно, Положение  предусматривает специальный критерий предоставления налогового кредита: дисконтированная сумма поступлений от налогоплательщика  в случае предоставления налогового кредита должна быть выше, чем поступления  от налогоплательщика в случае, когда  такой кредит не предоставляется. В  Положении содержится и довольно внушительный перечень документов, при  отсутствии которых заявление даже не будет принято к рассмотрению. Потому соискание ИНК превращается в трудоемкий процесс, требующий  привлечения специального сотрудника для подготовки документов.Новосибирская специфика.

 В соответствии с законом НСО от 20.09.2002 № 47-ОЗ «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области» ИНК по региональным налогам могут быть представлены предприятиям некоторых сфер отраслей материального производства и науки и научного обслуживания при условии, что такие предприятия обеспечивают прирост выручки от реализации продукции, осуществляют выкуп земельных участков под своими зданиями или поставляют продукцию для государственных нужд.

Региональный бюджет. Бюджет Новосибирской области предусматривает  предоставление бюджетных кредитов в пределах текущего финансового  года, а, значит, меньше чем в пределах календарного года, в сумме 260 млн. рублей. Поскольку сорок инвестиционного  налогового кредита от одного года до пяти лет, то он не может выдаваться в рамках этих 260 миллионов. На срок же, выходящий за пределы финансового  года могут быть предоставлены еще 200 млн. рублей бюджетных кредитов. Здесь-то и имеется возможность для  получения инвестиционного налогового кредита.

В соответствии с законом  об областном бюджете целью предоставления бюджетного кредита может быть проведение структурной перестройки производства, погашение целевых кредитов, направленных на закупку оборудования и материалов, разработка, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и  материалов, а также иные цели, затрагивающие  интересы области. Одним из вариантов  как раз и можно рассматривать  ИНК.

Оценим также, как и на местном уровне, выгоду, которую можно получить от регионального инвестиционного налогового кредита. Так, по налогу на прибыль областной бюджет получает уже 16 % из 24-процентного налога, 100% налога с продаж, 100% транспортного налога, 10-35% земельного налога и т. д. Представляется, что перечень налогов уже более внушительный нежели на местном уровне. Плата за пользование ИНК устанавливается исходя из ставки рефинансирования, но не менее ¼ этой ставки. В случае предоставления ИНК в соответствии с законом «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области» проценты по кредиту начисляются по ставке, равной 1/10 ставки рефинансирования ЦБ. Решение выносится Управлением финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области с учетом заключения комиссии по экономической поддержке товаропроизводителей при администрации Новосибирской области. Органы, полномочные предоставлять инвестиционный налоговый кредит.

Минфин. Может предоставить ИНК по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. По региональным налогам, а также  налогу на прибыль в части, зачисляемой  в бюджет субъекта России, решение  может быть принято финансовым органом  субъекта РФ (В Новосибирской области  – Управлением финансов и налоговой  политики Администрации области). По местным налогам, а также по региональным налогам и налогу на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается финансовым органом муниципального образования (в г. Новосибирске – Управлением финансов и налоговой политики Мэрии г. Новосибирска.

Федеральный бюджет. Федеральный  бюджет предусматривает возможность  использования исключительно на цели изменения срока уплаты налогов 1,7 млрд. рублей. На данном уровне возможно получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль в размере 6% из 24-процентного налога, 15-20% земельного налога и т. д.

В настоящее время порядок  предоставления инвестиционного налогового кредита Минфином закреплен Приказом министерства Финансов РФ от 30.09.1999 № 64-н. Налогоплательщик обязан предоставить документы, перечень которых дан в указанном нормативном акте. Эти документы очень долго гуляют по кабинетам Министерства, получают визы и в конце концов появляется решение о предоставлении налогового кредита либо об отказе в его предоставлении. На основании указанного решения заключается договор, плата по которому составляет в первые два года ½ ставки рефинансирования, а в последующие – ¾ ставки рефинансирования. Подразделения Министерства финансов РФ вправе контролировать исполнение налогоплательщиком условий договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Кроме того для поддержки  предприятий была разработана программа создания венчурных фондов в регионах, которая была рассчитана на 2005-2007 годы, но несколько затянулась. Схема формирования фондов следующая: по 25% дают федеральные и местные власти, еще 50% — выбранный по конкурсу частный инвестор. Фонды могут инвестировать только на территории своих регионов.

На нач 2010 года региональные венчурные фонды были созданы в 21 регионе, их общая капитализация превышает 8,5 млрд.

“Порядка 35 миллиардов было направлено на финансирование 15 федеральных проектов. В этом году мы также осуществляем финансирование 23 региональных инвестиционных проектов более чем на 10 миллиардов рублей. Считаем, что в следующем году мы сможем добавить к финансированию региональных инвестиционных проектов еще 5 миллиардов рублей.” - Кудрин

2.Финансирование в рамках целевых программ.

  Финансирование в  рамках целевых программ осуществляется  на основании постановления правительства  РФ от 26.06.1995 года в редакции  от 25.01.1999 года.

 Федеральные целевые  программы и межгосударственные  целевые программы являются эффективными  инструментами инвестиционных проектов.

 Целевые проекты реализуются  за счет средств Федерального  Бюджета, внебюджетных средств,  специализированных фондов, средств  иностранных инвесторов, кредитов.

Этот вид государственного финансирования предполагает использование  иностранных кредитов, средств специализированных фондов, внебюджетных средств и средств инвесторов.

Примеры ФЦП финансируемых государством:

ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса» (2007-2012)

Программа стартовала в 2006 году, переработана в 2007 году. Призвана поддерживать всю инновационную цепочку от исследований и разработки технологий до их коммерциализации. Деньги по программе идут на проведение R&D по пяти приоритетным направлениям: нано, био, ИКТ, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение. Кроме того, совместно с бизнесом реализуются т. н. важнейшие инновационные проекты государственного значения, проводится Форсайт и т. д.

В 2009-2010 годах программа  сокращена из-за кризиса на 21,44 млрд (оценка), поэтому в 2010 году новые конкурсы по ней не проводятся. Сейчас рассматриваются варианты как продления программы до 2013 года, так и ее досрочного прекращения.

ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ» (2008-2010)

Программа направлена на оснащение  НИИ и вузов специальным оборудованием, подготовку персонала, создание системы  обмена информацией между участниками  т. н. национальной наносети, поддержку коммерциализации знаний. В основном деньги идут на оборудование.

Ожидалось, что программа  будет кардинально сокращена  в кризис, но на деле в 2009-2010 годах  ее урезали лишь на 5,43 млрд (оценка).

Госпрограмма «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий»

Программа Минкомсвязи, предусматривавшая строительство технопарков совместно с региональными властями и частными инвесторами. Фактическое выполнение начато в 2007 году. В 2009-м решено прекратить финансирование строительства 4 из 10 одобренных проектов технопарков.

*Отмечу, что указанные на официальном  сайте программы цифры федеральных  инвестиций в 2008-м и 2009 году  отличаются в меньшую сторону  от прописанных в ФЗ о бюджетах.Сообщается, что в 2008 году перечислено 1,63 млрд, а в 2009-м — 1,6 млрд федеральных денег.

“Финансовые ресурсы федеральных  целевых программ комплексного развития территорий сокращены на 10-20 процентов. Принцип таков. Объекты, строительство  которых еще не началось, на 2010 год  из ФЦП будут исключены. Соответственно, деньги на них выделяться не будут. Финансирование тех объектов, которые  уже строятся, но до завершения еще  далеко, мы сократили до 25 процентов. Там же, где завершение строительства  планируется на 2010 год, финансирование будет сохранено на 100 процентов” – Кудрин

3.Финансирование в рамках государственных внешних заимствований.

 Государственным внешним  заимствованием являются привлекаемые  из иностранных источников кредиты,  по которым возникают государственные  финансовые обязательства РФ, как  официального заемщика финансовых  средств или гаранта погашения  таких средств другими заемщиками. На основании взятых кредитов формируется государственный внешний долг РФ.

 
Государственное финансирование инновационной деятельности в российской экономике 

Изменение технологической базы производства, модернизация должно опираться на широкое  использование инноваций в экономике. При этом, поскольку частный бизнес не активно вкладывает средства в  НИОКР, особенно в крупные проекты, роль государства в этой сфере  не уменьшается. 
 
Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование). Для наглядности механизм государственного финансирования инновационной деятельности проиллюстрирован следующей схемой:  
 
 
 
При прямом государственном финансировании НИОКР субъектами научно-исследовательской деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются: 
 
1) организации, относящиеся к оборонному сектору экономики, занятые разработкой новой и совершенствованием существующей военной техники и вооружений; 
2) организации, подавляющая доля работ которых не может ориентироваться на коммерческие критерии ни в целом, ни на ближайший период времени, но существование и развитие которых жизненно важны для общества. Речь идет об организациях непроизводственной сферы (например, здравоохранения, образования, культуры, экологии), выполняющих работы, направленные на улучшение условий жизни и труда. Для государственных нужд, а также об академических и вузовских организациях в части тех работ, которые в силу своего перспективного характера и неизбежного риска, неопределенности затрат и результатов не могут, как правило, представлять интереса для коммерческих заказчиков; 
3) ориентированные на получение прибыли субъекты хозяйствования, занимающиеся инновационной деятельностью, среди которых можно выделить предприятия, а также научные организации, имеющие неплохой научно-технический потенциал и сохранившие свою самостоятельность (в рамках государственной, включая государственные научные центры, или негосударственной формы собственности) и малые инновационные предприятия.  
 
Стоит отметить, что поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

"За 2011 год государство инвестировало в проекты инноваторов приблизительно 450 млрд рублей, - отметила президент НАИРИТ Ольга Ускова. - Общее число молодежных инновационных проектов выросло на 23%. В большинстве проекты относятся к сфере энергосберегающих технологий (28%), медицинских технологий (26%) и информационных технологий (22%), а 4% от общего числа проектов относятся к сфере ядерных технологий, 5% - к сфере телекоммуникаций и космических технологий и 13% - к иным технологическим направлениям. Из них 59% проектов находятся еще на стадии инновационной идеи, 32% - на стадии стартапа и 7% - на стадии развития"

Информация о работе Государственное финансирование