Государственное финансовое регулирование инвестиций в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:48, курсовая работа

Описание

Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государственной политики. Ее целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит:
в определении признаков субъектов
установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности
выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности
регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров
установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Содержание

Введение — 2 стр.
1. Финансирование инвестиционной деятельности — 3 стр.
2. Основные принципы инвестиционной политики — 5 стр.
3. Экономическая сущность и значение инвестиций — 5 стр.
4. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности — 11 стр.
5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности — 12 стр.
6. Методы государственного воздействия на инвестиционный процесс — 15 стр.
7. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности — 16 стр.
8. Государственная политика в области иностранных инвестиций — 17 стр.
9. Общая оценка инвестиционной ситуации в России — 18 стр.
10. Влияние финансовой системы на инвестиционный процесс — 20 стр.
11. Расчет показателя внутренней нормы прибыли — 24 стр.
12. Расчет показателей эффективности инвестиционных проектов (кроме внутренней нормы прибыли) — 26 стр.
Заключение — 30 стр.
Список используемых источников — 32 стр.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа))).doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание.

          Введение — 2 стр.

  1. Финансирование инвестиционной деятельности — 3 стр.
  2. Основные принципы инвестиционной политики — 5 стр.
  3. Экономическая сущность и значение инвестиций — 5 стр.
  4. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности — 11 стр.
  5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности — 12 стр.
  6. Методы государственного воздействия на инвестиционный процесс — 15 стр.
  7. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности — 16 стр.
  8. Государственная политика в области иностранных инвестиций — 17 стр.
  9. Общая оценка инвестиционной ситуации в России — 18 стр.
  10. Влияние финансовой системы на инвестиционный процесс — 20 стр.
  11. Рассчет  показателя внутренней нормы прибыли — 24 стр.
  12. Рассчет показателей эффективности инвестиционных проектов (кроме внутренней нормы прибыли) — 26 стр.

          Заключение — 30 стр. 

          Список используемых источников — 32 стр.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Участники экономической системы – фирма, компания, отрасль или национальное хозяйство в целом – постоянно ощущают потребность в средствах, необходимых для создания и расширения, реконструкции или технического перевооружения основного и связанного с ним оборотного капитала. Поскольку потребность каждого из них в финансовых результатах всегда велика, а возможности ограничены, проблема выбора приоритетных направлений политики в области инвестиций и оценка их эффективности достаточно сложная и вместе с тем необходимая.

Эффективная экономика не возникает сама по себе. Она, как правило, - результат не только последовательной государственной политики, реализуемой с помощью законодательства, разрабатываемых программ, касающихся, прежде всего структурной перестройки и ресурсов, исполнителей и сроков реализации, но и профессионального управления весьма сложными процессами, происходящими в экономике, и в частности в управлении инвестиционными проектами, обеспечивающими эффективное решение целевых задач.

Предприятия, осуществляющие инвестиционную деятельность, прежде чем вложить средства (инвестиции), должны оценивать свои финансовые возможности и последствия, т.е. выполнить многоэтапный прединвестиционный процесс от идеи возможных инвестиций до оценки их эффективности с помощью системы количественных показателей и принятия решения. Для этого прежде всего следует оценить возникающие затраты на исследование и обоснование, проектирование и строительство, запуск в эксплуатацию инвестиционного проекта, а также пользу, преимущество и возможные доходы от функционирования объекта.

Инвестиция (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство. В журнале «экономист» определены основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизне-обеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

Финансирование инвестиционной деятельности

Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории Украины может финансировать  за счет:

  1. собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачевыемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства);
  2. заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);
  3. привлеченных финансовых средств инвестора (средства полученные от продажи акций паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц);
  4. денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;
  5. инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  6. иностранных инвестиций;
  7. собственные финансовые ресурсы (самофинансирование). Прибыль главная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. Ее величина выступает как часть денежной выручки, составляющая разницу между реализационной ценой продукции (работ услуг) и ее полной собственностью. Прибыль является обобщающим показателем результатов коммерческой деятельности предприятия. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибил. Часть ее можно направить на капитальные вложения социального и производственного характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда или другого фонда аналогичного назначения, создаваемого на предприятии.

Вторым крупным источником финансирования инвестиций на предприятиях являются амортизационные отчисления. Накопление стоимостного износа на предприятии происходит систематически (ежемесячно), в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные денежные средства (путем включения амортизационных отчислений в издержки производства), которые могут быть направлены для расширения производства основного капитала предприятий.

Необходимость обновления основных фондов вызванная  конкуренцией товаропроизводителей заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью образования накопления для последующего вложения их в инновации. Ускоренная инновация как экономический стимул инвестирования осуществляется двумя способами.

Первый  заключается в том, что искусственно сокращаются нормативные сроки службы и соответственно увеличиваются нормы амортизации. В нашей стране применяется с 1 января 1991г., когда предприятиям разрешили утвержденные нормы амортизационных отчислений по конкретным инвентарным объектам увеличивать, но не более чем в 2 раза. Амортизационные отчисления, начисленные ускоренным методом, используются предприятиями самостоятельно для замены физически и морально устаревшей техники на новую более производительную. За счет высоких амортизационных отчислений понижается размер налогооблагаемой прибыли, а следовательно величина налога. Для стимулирования обновления оборудования малых предприятий на ряду с применением метода ускоренной амортизации разрешено в первый год его эксплуатации списывать на себестоимость продукции дополнительно как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости активных основных фондов со сроком службы до 3х лет.

Второй  способ ускоренной амортизации заключается  в том, что без сокращения установленных государством нормативных сроков службы основного капитала отдельным фирмам разрешается в течении ряда лет производить амортизационные отчисления в повышенных размерах но с понижением их в последующие годы.

Основные принципы инвестиционной политики.

С учетом необходимости преодоления  дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную предусматривается  осуществлять на основе следующих принципов:

  1. последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
  2. государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
  3. размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
  4. усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
  5. совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

    13 значительное расширение практики совместного государственно-

 

        коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

 

Экономическая сущность и значение инвестиций.

    Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В бытность плановой экономики использовалось понятие «капитальные вложения».

  В научной литературе эти два понятия в последние годы трактуются по-разному. Традиционно под инвестициями принято понимать осуществление определенных экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем. Такой подход к пониманию инвестиций признается преобладающим как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе.

В Федеральном  законе РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»  от 25.02.99 № 39-ФЗ дается следующее определение  инвестициям: «Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта».

Инвестиции –  это более широкое понятие, чем  капитальные вложения.

Инвестиции принято  делить на портфельные и реальные. Портфельные (финансовые) инвестиции –  вложения в акции. Облигации, другие ценные бумаги. Активы других предприятий. Реальные инвестиции – вложения в создание новых, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие –инвестор, вкладывая средства, увеличивает свой производственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.

При осуществлении  портфельных инвестиций инвестор увеличивает  свой финансовый капитал. Получая дивиденды  – доход на ценные бумаги или  другие доходы.

В законе «Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» понятие «капитальные вложения» трактуется следующим образом: «Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты». Если исходить из данного определения, то инвестиции, вложенные в оборотные средства, не могут считаться капитальными вложениями.

Таким образом, понятие  «реальные инвестиции» шире, чем  «капитальные вложения». Согласно вышеупомянутому  закону реальные инвестиции – это  средства, вложенные как в основной и оборотный капитал, так и  нематериальные активы. Тогда составные части инвестиций можно представить следующей схемой.

Основные  составляющие инвестиций по объектам их вложений

 

 

   

Прямые (реальные) инвестиции

  Выделение прямых инвестиций в отдельную категорию содержится в ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Указание в Законе на отдельные виды прямых инвестиций без выделения общих признаков, квалифицирующих инвестиции как прямые, не позволяет выделить прямые инвестиции как самостоятельную правовую категорию.

В литературе выделяются следующие критерии, характеризующие  инвестиции как прямые. Критерий личного  участия инвестора в бизнесе, то есть деятельности предприятия, куда вкладывается капитал. "Личное участие  предпринимателя обеспечивает ему максимальную степень контроля за предпринимательским риском: именно инвестор (сам непосредственно либо через уполномоченных им лиц) принимает либо оказывает влияние на принятие решения о развитии предприятия (бизнеса) и соответственно получает доход или несет убытки в зависимости от правильности принятого решения, сделанного прогноза".

Такой же характер общего критерия, квалифицирующего инвестиции как прямые, носит критерий контроля, используемый в случаях инвестиций в акции акционерного общества. При этом не столь важно, сколько акций приобретает инвестор и каков объем сделки, важно, позволяет ли инвестору приобретение хотя бы одной акции заполучить контроль над деятельностью акционерного общества.

Прямые инвестиции характеризует также и требование определенного контроля со стороны государства, государственных органов с целью защиты как частных интересов (инвестора), так и интересов всего общества. К прямым инвестициям применяют также термин "регулируемые инвестиции", имея в виду непосредственное участие государства в решении вопроса о их целесообразности <*>. Законодательство об инвестициях и инвестиционной деятельности предусматривает это для инвестиций, осуществляемых в рамках инвестиционного проекта (приоритетного инвестиционного проекта), связывая принятие соответствующего решения с предоставлением инвестору определенных гарантий.

Портфельные инвестиции

    К портфельным относятся те инвестиции, которые не являются прямыми. Как правило, к числу портфельных инвестиций относят операции, совершаемые на рынке ценных бумаг. Так, по мнению П.В. Сокола, "под портфельными инвестициями понимается приобретение ценных бумаг". Такое лаконичное определение является не вполне корректным. Приобретение пакета акций с целью установления контроля за акционерным обществом будет скорее прямым инвестированием, поскольку в результате такой операции инвестор получает возможность осуществлять контроль за предприятием. При этом нельзя не заметить, что непосредственная трансформация денежных средств в производственный капитал происходит только на стадии первичного размещения эмиссионных ценных бумаг. По существу, последующее обращение ценных бумаг на рынке не связано с собственно инвестированием средств. "Перемена владельцев, постоянное обращение не оказывают никакого влияния на уже основанное предприятие. Производство и доход от него не затрагиваются тем, что свидетельства на доход перейдут из рук в руки, точно так же и стоимость дохода не изменится от изменения цены акций".

Информация о работе Государственное финансовое регулирование инвестиций в России